В полете — ракетоплан

08.09.2010 В мире моделей

Ракетоплан класса S4, о конструкции которого я желаю поведать читателям издания «Моделист-конструктор», был спроектирован и выстроен еще во второй половине 80-ых годов XX века, но по сей день днепропетровские спортсмены на таких моделях получают в полной мере приличных результатов на соревнованиях любого ранга — впредь до Европы и чемпионатов мира.

Ракетоплан — хорошей конструкции, с поворотным крылом и откидывающимися на пассивном участке полета ушами-консолями.

Фюзеляжная балка модели формуется на конусной металлической оправке длиной 515 мм (меньший ее диаметр — 3 мм, больший — 8 мм) из трех слоев стеклоткани толщиной 0,025 мм и одного слоя углеткани толщиной 0,14 мм с применением в качестве связующего смолы Larit-285.

По окончании механической обработки балка покрывается лаком, полируется, а после этого подвергается термической нормализации — выдерживается один час при температуре 85°С, а после этого пять мин. при 110°С.

Такая обработка пара сокращает потом негативное действие высокотемпературной газовой струи в активной фазе полета на фюзеляжную балку, появляющееся при ее неравномерном прогреве (в следствии для того чтобы прогрева появляется крутящий момент довольно продольной оси, что может разворачивать хвостовое оперение довольно несущей плоскости на угол до 15°).

Масса обрезанной и отторцованной до длины 485 мм фюзеляжной балки 2,3—2,5 г. На расстоянии 145 мм от передней кромки балки вклеивается бальзовый вкладыш для усиления узла крепления крыла и переднего обтекателя балки.

Потом на быстросохнущем клее закрепляются киль, площадки под пилон крыла и стабилизатор. Кстати, площадки образуют базисную плоскость при сборке ракетомодели.

Для уменьшения трения скольжения в пилон и площадку крыла врезаются три целлулоидные пластины, как это продемонстрировано на рисунке.

Сбоку площадки вырезается углубление, и в нем на эмалите фиксируется целлулоидная
вставка, служащая упором при разворачивании крыла.

В площадке сверл ится отверстие диаметром 2 мм, перпендикулярное оси балки, и в него вклеивается ось поворота крыла—шпилька, с обеих сторон которой нарезана резьба М2: с одной стороны на длине 4 мм — под крепежные элементы крыла, а с другой— на длине 7 мм — для усиления клеевого шва между вкладышем и осью в фюзеляжа.По окончании предварительной сборки фюзеляжа все стыки проливаются эпоксидной смолой ЭД-22.

Для увеличения адгезионных особенностей клея в него добавляется до 30 процентов тетраокиси титана либо двуокиси циркония.

В полете — ракетоплан
Геометрическая схема ракетоплана.

В носовой части балки строго перпендикулярно базисной плоскости фюзеляжа вклеивается пилон под двигательный отсек.

Дабы вектор тяги двигателя был параллелен базисной плоскости фюзеляжа, поверхность пилона, предназначенную для стыковки с двигательным отсеком, обрабатывают гак, дабы она была параллельна базисной плоскости. Такая разработка сборки снабжает повышенную точность установки двигательного отсека при его монтаже на модель, потому, что для этого достаточно обеспечить только его ориентацию относительно плоскости симметрии модели.

Крыло, все элементы которого изготовлены из калиброванной бальзовой пластины толщиной 3,3 мм, складывается из центроплана и пары ушей-консолей. На финишах консолей толщина профиля уменьшена до 2,5 мм. Стыковочные плоскости центроплана и консолей обрабатываются так, дабы в раскрытом положении обеспечивался угол 14°—18°.

Конструкция ракетоплана:

1 — вкладыш (бальза); 2 — обтекатель фюзеляжной балки (бальза); 3 — площадка под пилон крыла (бальза); 4 — площадка под стабилизатор (бальза); 5 — пилон крыла (бальза); 6 — вставка (целлулоид); 7 — ось поворота крыла (Д16Т); 8 — киль (бальза);9 — пилон двигательного отсека (бальза);10 — отсек двигательный (липа); 11 — центроплан крыла (бальза); 12 — консоль крыла (бальза); 13 — крючок стопорный (ОВС d0,7…0,8); 14 — нагели (бамбук); 15 — шайба (целлулоид); 16 — компенсатор (фторопласт); 17 — гайка М2; 18,19 — крючки авго-волшебника принудительной посадки (ОВС d0,7…0,8); 20 — нить резиновая; 21 —балансир; 22 — термозащита (текстолит); 23 — фитиль; 24 — амортизатор резиновый;25 — стабилизатор (бальза); 26 — фюзеляж; 27 — пластины (целлулоид s0,5, 3 шт.).

Для предотвращения продавливания резиновой нитью, предназначенной для раскрытия крыла, консолей и бальзовых кромок центроплана, к их торцам приклеиваются целлулоидные накладки толщиной 0,5 мм.

Они кроме этого мешают поглощению бальзой жидкости из внешней среды.

Консоли навешиваются на центроплан на петлях из полос капроновой ткани. В эмалит, которым фиксируются эти необычные шарниры, нужно добавить несколько капель пластификатора (касторового масла), что предохранит их от разрывов при многократных перегибах.

киль и Стабилизатор вырезаются из бальзовых пластин толщиной 1,8 мм. Профиль этих элементов плоский, симметричный, со скругленными передней и задней кромками.

Крыло и хвостовое оперение, вырезанное из бальзы плотностью 0,065— 0,080 г/см3, по периметру усиливаются двумя-тремя нитями из углеродного волокна, закрепленными эпоксидным связующим, что снижает возможность поломок при посадках в режиме кабрирования.

Готовые крыло и оперение покрываются одним слоем паркетного лака с последующей обработкой шкуркой. Все остальные бальзовые элементы должны иметь плотность 0,15—0,18 г/см3.

Обтекатель двигательного отсека выточен из липы и облегчен изнутри. По оси симметрии центроплана, снизу, приклеен пилон переменной толщины, форма в плане которого соответствует базисной площадке на фюзеляже.

Толщинапилона у передней кромки центроплана образовывает 3,5 мм, у задней—0,3 мм, что снабжает установочный угол атаки крыла 2°40’.

Стабилизатор (А), киль (Б) и консоль крыла (В).

На расстоянии 7 мм от передней кромки вклеивается стопорный крючок из проволоки ОВС диаметром 0,7—0,8 мм.

Учитывая, что в момент раскрытия крыла появляются ударные нагрузки на пилон, он улучшается двумя бамбуковыми нагелями, зафиксированными в центроплане эпоксидным клеем. Все крючки для крепления на них разворота и резиновых нитей раскрытия крыла изготовлены из проволоки ОВС диаметром 0,5—0,6 мм.

Потом в центре пилона крыла, перпендикулярно его нижней поверхности, сверлится 2-мм отверстие.

После этого крыло устанавливается на ось (в положении для планирования), на которую надевается промазанная эмалитом целлулоидная шайба и фторопластовый компенсатор, по окончании чего целый пакет стягивается гайкой М2 до полного прилегания пилона крыла к площадке, и в таком положении его оставляют до полного подсыхания клея.

Автомат принудительной посадки— фитильный, он складывается из пары крючков, узла крепления резины, балансира, текстолитовой термозащиты и фитиля.

Сущность его работы содержится в том, что при пережиге контрящей нити резиновый амортизатор переводит балансир за габаритные размеры модели, благодаря чего модель ракетоплана переходит в режим кабрирования. Крепление фитиля нарисовано на рисунке.

При подготовке модели к старту консоли крыла подгибаются под центропланом и поворачиваются против часовой стрелки на угол 90°.

После этого капроновая нить набрасывается на крючок разворота крыла, свободные финиши пропускаются через дренажные отверстия двигательного отсека и завязываются с его обратной стороны.

Модель стартует с газодинамической установки. Ее стартовая масса с двигателем В-2-3 конструкции Ю.Гапона образовывает 29 г. Масса безлюдного ракетоплана 18,5—20 г. Удельная нагрузка на крыло в режиме планирования около 5,3 г/дм2.

И.ВОЛКАНОВ, г. Днепропетровск


Случайные записи:

Самый быстрый пилотируемый самолет


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ракетоплан победителя

    Предлагаемая модель выполнена по известной, так называемой «столичной» схеме. Ее главный показатель — складывающееся поворотное крыло. Выполнено оно из…

  • Ракетоплан — паритель

    В одном из номеров «М-К» в репортаже с чемпионата России по моделям ракет я отметил ракетоплан категории S4 Николая Цыганкова из команды Мурманской…

  • Ракетоплан из бийска

    Ракетопланы таковой схемы, взявшей у спортсменов наименование «столичной», строят сейчас везде, что говорит о ее высоких надёжности и аэродинамических…

  • Ракетоплан пилота меньшикова

    Он до сих пор остается пилотом. По причине того, что не мыслит себя без неба. Действительно, сейчас летчик Меньшиков не уходит ввысь за штурвалом…