-
Полукопия рекордного катера
02.02.2015 В мире моделей
-
Желание создать эффектную, но довольно несложную модель-полукопию катера привело по окончании продолжительных поисков чертежей судов-прототипов к достаточно неожиданному варианту — темой для копирования стало неповторимое рекордное судно.
Среди знатоков современной морской тематики нет человека, что не слышал бы о непрекращающейся борьбе между множеством компаний за кубок «светло синий ленты Атлантики». Сущность данной необычной «конкуренции» пребывает в достижении малейшего времени трансатлантического перехода. Наряду с этим к конструкции моторного судна, на котором будет осуществляться данный переход, не предъявляется фактически никаких ограничений, среди них и к типу применяемых на нем мотоустановок.
Громаднейшую сложность образовывает требование, исключающее возможность промежуточных заправок горючим. В следствии конструкторам приходится решать комплекс неприятностей, приводящих к созданию неповторимых одноцелевых судов.
Темой для полукопии стал итальянский «претендент» на кубок «светло синий ленты Атлантики», скоростной специальный катер, названный создателями Destriero.
Конечно, он предназначался для одной-единственной цели — побить рекорд, принадлежавший с 1990 года не меньше неповторимому судну Hoverspeed Great Britain. Огромная работа по проектированию судна, не имеющего аналогов в мире, была проделана итальянскими конструкторами с успехом. Destriero прошел путь от Англии до Нью-Йорка за 58 минуты и 34 часов, поставив так новый всемирный рекорд.
Это судно, пара напоминающее по внешним формам скоростной катер, имеет очень внушительные размеры. Его протяженность образовывает 67 м, полная высота равна практически 13 м. В качестве силовой установки использована «связка» из трех турбин суммарной мощностью более чем 50 000 л.с. Не обращая внимания на громадные габариты, неспециализированный дизайн судна достаточно элегантен и приятен, что, конечно, и стало причиной непреодолимому жажде воспроизвести его в модели.
Осуществлению грезы помогли чертежи рекордного катера, размещённые в чешском издании «Моделарж». Действительно, предложенная в том месте модель по конструкции была хорошей от отечественных представлений о создании учебнотренировочных микрокораблей, исходя из этого в работе понадобились только шаблоны шпангоутов, да и те были упрощены.
Рис.
1. Моторный скоростной катер Destriero итальянской постройки, держатель Кубка и рекорда «светло синий ленты Атлантики» (прототип для постройки модели-копии)
Силовая схема корпуса модели довольно несложная. Она представлена шпангоутно-стрингерным комплектом, что выполняется из достаточно дешёвых материалов. Так, все шпангоуты изготовлены из 1,5-мм фанеры. Носовая оконечность возможно выполнена в нескольких вариантах. На чертежах продемонстрирована подробность, сделанная из той же 1,5-мм фанеры.
В случае если у вас имеется желание расширить прочность носовой части, оконечность возможно выпилить и из 3-мм фанеры либо склеить в два слоя полуторамиллиметровую. Но при таких условиях полезно уменьшить данную подробность, как продемонстрировано пунктиром на виде сбоку на сборочном чертеже.
Целый продольный стрингерный комплект представлен сосновыми рейками сечением 2,5×2,5 мм.
Килевая «балка», являющаяся как бы продолжением носовой оконечности, сделана из сосновой рейки сечением 1,5×4 мм и поставлена на ребро.
Перед началом сборки корпуса, в то время, когда все подробности его силового комплекта будут сделаны, нужно подготовить сборочный стапель. В его качестве может послужить каждая ровная доска достаточных размеров или прямоугольный кусок древесно-стружечной плиты толщиной 20 мм.
Еще необходимо выполнить хотя бы схематически правильный чертеж корпуса в натуральную величину (вид сверху) с разметкой мест положения всех шпангоутов и отбивкой его осевой линии. Прикрепив бумажный «плаз» на доску стапеля, его защищают сверху прозрачной пленкой.
Рис.
2. Радиоуправляемая модель-полукопия рекордного катера
Сборка каркаса — дело довольно несложное, но требующее точности и большого внимания (сразу же напомним, что соединять все подробности модели лучше на эпоксидном клее, как самоё прочном и влагостойком). Очень шепетильно направляться создавать установку на вклейку и стапель подмоторного шпангоута, поскольку именно он задает величину отклонения оси мотоустановки от вертикали на угол 7,5°.
Все стрингеры возможно подтягивать к поперечному комплекту без предварительного распаривания, поскольку обводы корпуса кроме того в носовой части весьма плавные. А вот рейки сечением 2,5×2,5 мм, приклеиваемые с боков к килевым элементам корпуса, полезно все же сперва вымочить в горячей воде, позже закрепить в нужном положении на зафиксированных в стапеле шпангоутах, и высушить. Предварительная формовка этих прикилевых стрингеров разрешит избежать деформации каркаса по окончании его снятия со стапеля.
Имейте в виду, что прикилевые стрингеры проходят по носовой оконечности корпуса существенно выше ее нижней кромки. Так как они помогают для крепления кромок днищевой части обшивки, получается, что в носовой части модели образуется выраженная килевая пластина, выступающая из объемной части корпуса.
А это нежелательно, поскольку, в принципе, площади килевых плоскостей должны быть распределены на протяжении судна по определенному закону, но никак не сосредоточены в его носовой части, -иначе добиться устойчивости хода по курсу не удастся.
Само собой разумеется, было бы несложнее срезать выступающий киль, но это приведет к искажению неспециализированной формы полукопии.
Исходя из этого позднее, в то время, когда корпус уже будет иметь приклеенную обшивку, угол между дном и выступающей территорией НОСОВОЙ оконечности нужно скруглить до получения плавного перехода от дна к килю. Необходимо подчернуть, что такая подгонка к обводам судна-прототипа отправится лишь на пользу ходовым качествам модели. Дело в том. что рекордный катер имел особую форму корпуса, разрешающую удерживать направление хода и высокую скорость кроме того при большой океанской волне.
Копия, строящаяся в масштабе 1:100 относительно прототипа, обязана владеть теми же особенностями, разрешающими прекрасно ходить при подобном «масштабном» беспокойстве реки либо озера.
Добиться этого возможно несколькими методами. Первый, самый простой, но и дающий большие утраты массы, — заполнить эти углы смесью клея и древесных опилок, а по окончании подсыхания «шпаклевочного» состава довести форму носовой части до требуемой посредством напильников и фигурных «шкурилок».
Второй пара более трудоемок — он подразумевает наложение (симметрично с обеих сторон) дополнительных серповидных обшивок, каковые закроют солиднейшую часть количества упомянутых угловых территорий. По окончании подгонки этих подробностей они приклеиваются на место, а оставшиеся маленькие углы заполняются упомянутой «шпаклевкой». Третий вариант — подогнуть к корпусу заполнительные подробности, вырезанные из пенопласта типа ПХВ.
Действительно, тут придется не только потрудиться при подгонке к криволинейным обводам дна, но и по окончании выведения требуемых форм заняться оклейкой пенопласта стеклотканью либо шпаклеванием его поверхности эпоксидными составами.
Рис. 2. Радиоуправляемая модель-полукопия рекордного катера:
1 — 6 — места размещения шпангоутов (соответствуют номерам самих шпангоутов, вырезанных из фанеры толщиной 1,5 мм): 7 — подмоторная плита (дюралюминиевый лист толщиной 2 мм); 8 — верхняя панель обшивки рубки (двухслойный ватман); 9 — 14 — подробности каркаса рубки (фанера толщиной 1,5 мм либо пенопласт марки ПХВ толщиной 2 мм); 15 — носовая оконечность (фанера)
Кормовая оконечность вырезается из пенопласта марки ПХВ и приклеивается к каркасу корпуса перед тем как приступить к работе но монтажу панелей обшивки
Сейчас, в то время, когда мы, мало забежав вперед, возвращаемся к постепенной разработке изготовления микрокатера, необходимо заняться монтажом силовой установки. Принципиально важно проконтролировать соосность электродвигателя и дейдвуда, и легкость вращения передачи и гребного вала. В случае если все в порядке, возможно приступать к приклеиванию обшивки. Но…
Тема выбора обшивочного материала носит достаточно принципиальный темперамент. И вправду, тут все далеко не так легко, как думается на первый взгляд.
К примеру, заберём таковой классический для отечественного судомоделизма материал, как узкая фанера. Всем он оптимален, не считая довольно громадного веса. Но подобная обшивка надежно приклеивается к каркасу и не требует громадных трудозатрат по внешней отделке. У зарубежных спортсменов достаточно популярен бальзовый шпон толщиной около 2 мм (этот материал и предложен на чертежах в чешском издании).
Признать его совершенным для обшивки также запрещено, кроме того с учетом простоты приобретения бальзы требуемой толщины в наши дни. Дело в том, что мягкая древесина при всех собственных преимуществах (малая масса, легкость обработки) имеет и последовательность значительных недочётов.
В первую очередь, это трудоёмкость и сложность внешней отделки, которая ставит перед моделистом проблему создания на поверхности обшивки толстой прочной пленки, не только предохраняющей бальзу от воды, но и от чисто механических повреждений при эксплуатации модели. Такая отделка в значительной степени снижает и выигрыш, который связан с применением изначально легкого материала.
Помимо этого, дополнительные утраты по массе и трудоемкости будут связаны и с необходимостью шепетильно обработать бальзовую обшивку и изнутри корпуса какими-либо составами, исключающими кроме того случайную пропитку древесины влагой -в неприятном случае вода просачивается по всей толщине обшивки и ведет к вспуханию кроме того качественного внешнего лакокрасочного слоя. Что же применить для обшивки корпуса?
Миллиметровую фанеру с одним соструганным слоем (эта операция дает понижение массы на одну треть и при хорошей работе может дать совершенную поверхность страницы, исключающую необходимость в ходе грунтовки и шпаклевания)? Оптимален материал, но… и у него имеется один недочёт — такая обшивка склонна к выпучиванию на довольно плоских межшпангоутных участках. Намерено подготовленный заблаговременно, в виде плоских страниц, узкий стеклопластик?
Из перечисленных материалов, возможно, это лучший. Влагостойкость его совершенная, вес возможно подобран в зависимости от нагрузок того либо иного элемента обшивки за счет повышения либо уменьшения числа слоев стеклоткани в исходной заготовке. Но и у него имеется неприятные изюминки.
В первую очередь это токсичность работы с крупноплощадными вы-клейками из стеклоткани на эпоксидной смоле. К тому же и высокая жесткость приобретаемого материала, которая ведет к громадной возможности отрыва обшивки от каркаса на самые криволинейных участках корпуса (по большей части это носовые участки, каковые в большинстве случаев и подвержены ударным нагрузкам).
Проблему тут составит и разработка приклейки стеклопластиковых страниц к древесному каркасу, поскольку те же эпоксидные смолы фактически не сцепляются с уже отвержденными слоями.
Думается, совершенной обшивки нет. Но хочется предложить вам хотя бы в один раз попытаться полностью «детский вариант» — обшивку из бумаги.
Необходимо подметить, что решиться на использование аналогичного «эрзац-материала» далеко не просто, не смотря на то, что, в один раз применив его на модели, вы часто начнёте возвращаться к мысли, что он выиграшнее вторых вариантов.
Сущность «бумажной» разработке в следующем. В первую очередь готовят плоские заготовки панелей обшивки.
Для этого на стекле раскладывают один лист ватмана, покрытого с обеих сторон свежеразведенной эпоксидной смолой. Позже на него кладут второй слой, смазанный только с одной стороны той же эпоксидкой (чистая сторона бумаги обязана остаться сверху). «Бутерброд» прижимается на время отверждения смолы вторым страницей стекла с размещенными на нем грузами. И через дни вы получите очень необыкновенный материал.
В случае если удалось верно подобрать количество нанесенного клея, окажется, что двухслойный ватман пропитался эпоксидкой полностью, превратившись в уникальный «пластик» с одной блестящей, уже готовой к покраске стороной, и с другой, идеально подходящей для приклейки к древесному каркасу — в том месте смола в случае если и покажется, то только в виде маленьких отдельных просочившихся пятен. Гибкость аналогичной обшивки в полной мере удовлетворительна, влагостойкость превосходит фанерные образцы (требуется только легкая лакировка изнутри корпуса по окончании его сборки), а весовые характеристики приближаются к бальзе при условии учета ее отделочного слоя.
Само собой разумеется, остается вопрос токсичности работы с эпоксидной смолой, но он стоит не так остро, как при работе со стеклотканями, поскольку количество клея тут значительно меньше, а время, затрачиваемое на все действия до момента накрытия заготовки вторым стеклом, неизмеримо меньше. Единственная неприятность — необходимость умелым методом подобрать количество смолы, наносимой на ватман, и подбор вязкости клея за счет добавления в него маленького количества ацетона.
Дело в том, что совершенным таковой обшивочный материал получается только при определенном соотношении количества и вязкости эпоксидки, требуемого для полной пропитки внешнего слоя ватмана и частичной -внутреннего.
Рис. 3. Выкройки главных подробностей модели. Номера подробностей соответствуют рисунку 2
На предлагаемой вашему вниманию модели обшивка была сделана именно из для того чтобы материала.
Необходимо подметить, что двухгодичная эксплуатация модели не продемонстрировала никаких его недочётов. Опасения в избыточной «нежности» бумажной обшивки кроме этого были напрасными. не смотря на то, что для более больших либо тяжелых моделей лучше пользоваться трехслойными панелями (средний слой пропитывается, как и внешний, с обеих сторон).
Увеличенная жесткость последних на изгиб, талантливая привнести неприятности с огибанием криволинейных участков корпуса, возможно легко решена хронометрированием процесса отверждения пропиточного клея — нужно дождаться только частичной полимеризации эпоксидки, в то время, когда она еще хватит пластичной, в этот самый момент же, сняв обшивку со стекла, приклеить ее к каркасу. В таком варианте, само собой разумеется, страницы обшивки готовят заблаговременно не полностью, а только по мере окончания работы над корпусом.
Завершив процесс бортов днища и обшивки корпуса (последнюю операцию лучше делать, снова поместив корпус на стапель), приступают к приклейке палубы. После этого монтируют узлы крепления бортовой части аппаратуры радиоуправления, трубчатый шарнир баллера руля, а на поверхности палубы — комплект стрингеров для фиксации передней крышки мотоотсека и съемной надстройки-рубки. Последняя, кстати, может иметь самую разнообразную конструкцию.
Возможно, несложнее всего сделать ее при наличии листового целлулоида толщиной около 1 мм, как раз из него — технологичность и удобство работы окажутся большими.
В качестве силовой установки прекрасно подойдут электродвигатели серии «600», сопряженные с гребными винтами диаметром 35 мм и шагом от 27 до 35 мм.
Блок силовых аккумуляторная батарей представлен семью стандартными никель-кадмиевыми элементами емкостью 1,2 А ч. Для того чтобы источника в полной мере хватает на 10 -15 мин. хода на одной зарядке аккумуляторная батарей. Для скоростной глиссирующей модели, с учетом твёрдых требований к большому понижению неспециализированной массы катера, наилучшей окажется совокупность радиоуправления с электронным регулятором тока двигателя и встроенной в него ВЕС-схемой, снабжающей питание бортовой части радиоаппаратуры от ходовых аккумуляторная батарей.
Избавившись от батарей питания приемника, нужно еще применить и миниатюризированные приемник и рулевую машинку, что может принести выигрыш до 70 г (а это важно).
Ходовые особенности полукопии в силах удовлетворить кроме того достаточно требовательного спортсмена. Наряду с этим нужно учитывать, что, как и для каждый глиссирующей модели, для отечественной очень ответственна продольная центровка, которую нужно подобрать за счет перемещения блока аккумуляторная батарей в корпуса.
Верный выбор центровки не только улучшит выход на само глиссирование и режим, но и в состоянии снизить влияние большой волны на устойчивость хода модели.
Напоследок хотелось бы подчернуть, что, благодаря технологии изготовления и простоте конструкции, полукопия рекордного катера великолепно подходит не только для условий радиоуправления. Узкий долгий корпус достаточной килеватости так и «просится» для воспроизведения в классе неуправляемых «прямоходов».
Так, кстати, правилами соревнований разрешена установка дополнительных некопийных килевых пластин, каковые дополнительно улучшат и без того хорошие особенности модели к удержанию курса. Наряду с этим бортовая парусность копийного катера очень мала, что разрешает сохранять надежду на малую чувствительность к боковому ветру.
Прорисовывая вариант «прямохода», полезно поразмыслить о замене фанерных, кроме того облегченных шпангоутов, пенопластовыми, вырезанными из пластин ПХВ толщиной 2-3 мм.
Честно говоря, эта мысль, к сожалению, не пришла в голову на этапе создания предлагаемой радиоуправляемой модели, в которой рамки ограничений массы еще тверже. Не смотря на то, что, нужно признать, чешским конструкторам мы не проиграли: у них модель при бальзовой обшивке и подобных размерениях имеет массу корпуса 580 г и полную стартовую — 1670 г, а отечественная — 360 г и 1100 г соответственно. Что может дать 1,5-кратный выигрыш для глиссирующей техники? Сохраняем надежду, растолковывать вам про это не требуется.
Я. ВЛАДИС
Случайные записи:
Катер уже не продается! Обзор на Крестлайнер Кодиак 16(Crestliner 16 Kodiak)
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Соревнования этих судомоделей на первый взгляд несложны, если не сообщить — примитивны. Чего уж несложнее: включил двигатель, прицелился и ожидай, в то…
-
20010,0,3500, Модель, о которой пойдёт речь в этой статье, согрела душу не одному поколению юных мореходов. В далекие послевоенные годы, и даже ещё в…
-
Неприятность выбора первой модели поднимается не только перед новичками, но и перед начальниками кружков: какую технику предложить в первый раз пришедшим…
-
Эта модель запланирована на школьников 4—5-х классов, занимающихся в кружке второй год. На областных соревнованиях 1974 года Сережа Лебедев, выступая с…
-