Ракетоплан — паритель

02.04.2013 В мире моделей

В одном из номеров «М-К» в репортаже с чемпионата России по моделям ракет я отметил ракетоплан категории S4 Николая Цыганкова из команды Мурманской области. Нужно заявить, что выбранная им схема с громадным размахом крыла (около 950 мм) и удлинением около 20 снабжает хорошее аэродинамическое уровень качества. Этому содействует и выпукло-вогнутый профиль крыла, и эллипсовидная форма несущей поверхности при виде сверху.

Да и внешние обводы хвостового оперения выглядят идеально. Всё это разрешает до минимума снизить аэродинамическое сопротивление. Уникально решил Н. Цыганков и проблему уменьшения сопротивления при взлёте модели.

Он применил двойное складывание «ушек» (консолей) ракетоплана и чтобы не было происхождения флаттера зафиксировал крыло в сложенном виде в трёх точках (вместо простого — в двух точках), закрепив третий крючок-фиксатор на хвостовой балке.

Перед стартами моделей ракетопланов многие спортсмены скептически оценивали лётные характеристики летательного аппарата Н. Цыганкова. Так, российский тренер, заслуженный мастер спорта Алексей Коряпин, то ли не в серьез, то ли всерьёз назвал эту схему ракетоплана «провокацией». Дескать, уведёт Цыганков отечественных «ракетчиков» не в том направлении.

Но на мой взор, эта схема — то направление, которое необходимо развивать ракетомоделистам, желающим достигнуть успеха в данном классе. Одно подчеркну, изготовление аналогичной модели требует тщательного подхода к работе и, само собой разумеется, высокой технической подготовки спортсмена-конструктора.

Модель Н. Цыганкова я бы отнёс к так называемой «столичной» схеме. Это складывающее крыло и его поворот для взлёта на протяжении фюзеляжа на 90°.

Сейчас — о самой конструкции.

Фюзеляж выполнен по единой разработке из двух элементов: носовая часть (корпус) и хвостовая балка. Корпус выклеивают на цилиндрической оправке диаметром 7 мм. Сначала её легко нагревают и обмазывают разделительной мастикой («Эдельваксом»), После этого накладывают «строительный» материал.

Первым клеят один слой стеклоткани (толщиной 0,15 мм), предварительно пропитав заготовку эпоксидной смолой. Дав связующему мало остановиться, накладывают один слой углеткани, и опять слой стеклоткани. По окончании просушки верхний слой шепетильно вышкуривают и обрезают по нужной длине до 160 мм. Подобно выклеивают и хвостовую балку длиной 443 мм, используя для этого конусную оправку, имеющую мельчайший диаметр 2,5 мм.

Соединение двух элементов на алюминиевой трубе, вклеиваемой вовнутрь, длиной 15 мм и толщиной стены 0,5 мм с диаметральным отверстием для вкручивания винта крепления крыла.

На узком финише балки крепят хвостовое оперение, изготовленное из бальзового шпона толщиной 1,5 мм. Сначала клеят стабилизатор. Он эллипсовидной формы в плане. На его левой половине в задней части вырезают тормозной щиток с громаднейшей шириной 26 мм.

В этом же месте к нему крепят резинку для его отклонения вверх для принудительной посадки модели, к нижней плоскости щитка приклеивают тягу (детермализатор) — отрезок лески диаметром 0,3 мм и длиной около 550 мм с петлёй на свободном финише. Шарнирное соединение щитка со стабилизатором — на липкой ленте.

Киль кроме этого вырезан из бальзы толщиной 1,5 мм, покрыт двумя слоями нитролака и установлен встык к стабилизатору.

В носовую часть фюзеляжа вклеивают обтекатель, в котором закреплён крючок для резинки возврата крыла в планирующее положение. На расстоянии 40 мм от него находится второй крючок для навески петли детермализатора.

К нижней поверхности носовой части фюзеляжа приклеивают на смоле ВК-9 пилон, предварительно сделав на его громадных сторонах маленькой желобок.

Вырезают пилон из бальзовой пластины толщиной 6 мм. Размещение волокон — на протяжении мельчайшей стороны. Переднюю кромку легко закругляют, делают в ней отверстие диаметром 4 мм, в которое вклеивают тонкостенную трубку, края её расклёпывают. Боковую поверхность (правую по направлению полёта) практически всю оклеивают станиолью.

В этом месте крепят фитиль для принудительной посадки ракетоплана, а полоса станиоля защищает пилон от вероятного прогара.

К нижней плоскости пилона приклеивают контейнер МРД. Его выклеивают из трёх слоёв стеклоткани толщиной 0,3 мм на оправке диаметром 10,2 мм. По окончании отверждения связующего оправку зажимают в станке и торцуют по длине 28 мм.

В один из торцов вклеивают обтекатель длиной 19 мм, в котором сверлят четыре демпфирующих отверстия диаметром 2 мм. Через них (перед полётом) протягивают фиксирующую нитку, они же помогают для стравливания огневого импульса от вышибного заряда МРД, поскольку по техническим требованиям он не должен отделяться от модели.

В месте соединения носовой части и хвостовой балки фюзеляжа сверху клеят опорную площадку крыла длиной 50 мм и шириной 7 мм, предварительно сделав в ней поперечное отверстие диаметром от 3 мм, и сделав желобок на её нижней поверхности. Верхнюю плоскость площадки покрывают узким слоем эпоксидной смолы — ровная поверхность требуется для уменьшения трения при повороте крыла.

Ракетоплан - паритель

Модель ракетоплана класса S4А чемпиона России Н. Цыганкова (Мурманск):

1 — головной обтекатель; 2 — пилон МРД; 3 — трубка-пистон; 4 — крючок; 5 — обтекатель фюзеляжа; 6 — демпфирующее отверстие; 7 — контейнер МРД; 8 — МРД; 9 — крючок крепления резинки возврата крыла; 10 — носовая часть фюзеляжа; 11 — резинка возврата крыла; 12 — упор крыла; 13 — пилон крыла; 14 — профиль крыла; 15 — винт крепления крыла; 16 — опорная площадка; 17 — фиксатор сложенного крыла; 18 — хвостовая балка фюзеляжа; 19 — тяга детермализтора; 20 — стабилизатор; 21 — киль; 22 — резинка тормозного щитка; 23 — подвеска тормозного щитка; 24 — тормозной щиток; 25 — центроплан крыла; 26 — угленить (армирование крыла); 27 — резинка возврата консоли; 28 — крючок; 29 — накладка; 30 — средняя консоль; 31 — внешняя консоль; 32 — термозащита пилона (станиоль); 33 — соединительная втулка

Крыло произведено из бальзовой пластины толщиной 2,5 мм и шириной 50 мм. Сначала делают центроплан. Заготовку длиной 330 мм обрабатывают сверху, придавливая её выпуклую поверхность. Наряду с этим легко закругляют носовую часть и медлено уменьшают толщину от середины пластины к её задней кромке. После этого пластину увлажняют и высушивают на оправке (возможно применять трубу диаметром 55 — 60 мм), придавая так вогнутость заготовке для крыла. Её безотносительная величина — 1,5 мм.

Таким же методом готовят пластину для консолей, лишь протяженность её 320 мм. Потом эту подробность разрезают пополам, складывают совместно нижними (вогнутыми) плоскостями и обрабатывают по контуру. Наконец обе консолей (и заготовки центроплана) арминируют на протяжении угольной нитью, вдавливая её в древесину. На центроплан потребуется пять нитей, на консоли — три.

Не разрешив высохнуть смоле, вклеивают перекрёстные нити. По окончании просушки окантовывают всё крыло угленитью — для усиления кромок.

Снизу, в середине центроплана приклеивают пилон — бальзовую пластину шириной 7 мм и толщиной 3,5 мм — у передней кромки и 1,5 м — у задней.

После этого по центру сверлят отверстие диаметром 2,5 мм (для крепления и оси поворота крыла).

Консоли у данной модели — уникальные. Они имеют ещё одно складывание.

По окончании покрытия (и обработки армирования лаком), каждую консоль разрезают пополам (по 160 мм), обрабатывают торцевые поверхности и соединяют шарнирно под внешним углом 9°. Соприкосаемые поверхности (торцы) промазывают эпоксидной смолой (для жёсткости) на расстоянии 8 мм от края. На расстоянии 18 мм от передней кромки в каждую подробность вклеивают крючки для крепления резинки возврата.

Места касания резинок усиливают накладками из стеклотекстолита толщиной 0,5 мм. Шарнирное соединение элементов консолей создают наклеиванием полос капроновой ткани на их нижнюю поверхность, используя клей БФ-2 либо «Момент». Угол соединения контролируют по шаблону. Он должен быть 171° (это внутренний угол).

стыкуют консоли с центропланом. Угол соединения — 9°, шарнирные подвески их — на полосах ткани.

В местах соединения кроме этого вклеивают крючки для резинок возврата. Расстояние между ними 22 мм, от передней кромки -20 мм. Собранное крыло по окончании проверки углов «V» крепят к фюзеляжу винтом М2,5 с плоской головкой диаметром 7 мм.

По завершении сборки всей модели определяют положение центра тяжести.

Он обязан размешаться на расстоянии 20 мм от передней кромки. И само собой разумеется, балансировку нужно делать, закрепив предварительно гильзу от сгоревшего (использованного) МРД.

После этого нужно запускать модель на планирование, получая устойчивого полёта. При кабрировании будет необходимо легко загрузить носовую часть. При пикировании мало отклонить вверх заднюю часть стабилизатора. Подготовку раке-
топлана к запуску создают в такой последовательности.

Сначала подгибают концевые элементы консолей вниз, прикладывая их к нижней поверхности самих «ушек», по окончании чего оба «ушка» подгибают также вниз, прикладывая их к нижней плоскости центроплана.

Сложенное так крыло поворачивают против часовой стрелки на 90°. Удерживая его в этом положении, привязывают нитку, продетую через крючок на внешней части центроплана, через демпфирующее отверстие обтекателя. Так крыло находится на протяжении фюзеляжа во взлётном положении.

Ракетоплан Н. Цыганкова имеет несложной автомат принудительной посадки. Принцип его работы — перевод модели из устойчивого планирующего полёта в режим кабрирования с виражом путём отклонения вверх тормозного щитка на стабилизаторе. Отклоняется щиток по окончании пережигания фитилём нитки, удерживающей его тягу (детермализатор), и под действием резинки он отклоняется вверх.

Перед пуском модели МРД туго вставляют в контейнер и поджигают фитиль. Предварительно длину фитиля торцуют по скорости горения, выбирая необходимый размер по времени полёта. Полётная масса модели без МРД — 20,5 г.

В.

РОЖКОВ


Случайные записи:

Обрезчик передней кромки книжных блоков SCS Easy Fly Pro


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ракетоплан победителя

    Предлагаемая модель выполнена по известной, так называемой «столичной» схеме. Ее главный показатель — складывающееся поворотное крыло. Выполнено оно из…

  • В полете — ракетоплан

    Ракетоплан класса S4, о конструкции которого я желаю поведать читателям издания «Моделист-конструктор», был спроектирован и выстроен еще во второй…

  • Радиоуправляемый ракетоплан

    В первой половине 80-ых годов двадцатого века подкомиссия по ракетомоделизму ФАИ решила ввести новый класс ракетопланов S8E большой массой до 300 г с…

  • Ракетоплан из бийска

    Ракетопланы таковой схемы, взявшей у спортсменов наименование «столичной», строят сейчас везде, что говорит о ее высоких надёжности и аэродинамических…