Ракетоплан победителя

18.10.2012 В мире моделей

Предлагаемая модель выполнена по известной, так называемой «столичной» схеме. Ее главный показатель — складывающееся поворотное крыло. Выполнено оно из бальзовой пластины толщиной 3,5 мм.

Центроплан — размерами 340×65 мм, «ушки» длиной 140 мм — трапециевидной формы. Все три элемента крыла профилированы и окантованы для жесткости по контуру липовыми рейками. Ширина передней кромки 2,5 мм, задней — 3,5.

Соединение ушек и «центроплана» шарнирное, на полосах шелка шириной 12 мм, наклеенных снизу. Сверху, на расстоянии 20 мм от оси поворота, вклеены крючки из проволоки ОВС диаметром 0,5 мм для навешивания резинок возврата «ушек». Места касания резинок плоскости крыла усилены целлулоидными накладками. На центроплане закреплены еще два крючка. Один, ближе к центру, на левой половине —для резинки возврата крыла, второй — на правой, ближе к краю— для нити фиксации крыла при взлете.

К нижней поверхности крыла, в середине центроплана приклеен пилон — бальзовая пластинка переменной толщины (громаднейшая—2,5 мм), шириной 5,5 мм и длиной 65 мм. Изменяя толщину пилона по финишам, возможно регулировать установочный угол крыла, что не редкость нужно делать при отладке планирующего полета.

На расстоянии 10 мм от передней кромки, сбоку в пилон вклеен упор поворота крыла — Г-образный крючок, спаянный из двух выгнутых металлических проволок диаметром 0,5 мм.

В середине центроплана и в рейке-фюзеляже на расстоянии 147 мм от переднего края просверлено отверстие диаметром 2,5 мм, изнутри армированное эпоксидной смолой. В него засунут болт с широкой головкой, являющийся в один момент элементом крепления крыла и осью его поворота. Готовое крыло шепетильно обработано и два раза покрыто нитролаком.

Фюзеляж — липовая рейка длиной 450 мм переменного сечения: в первых рядах — 7×6 мм, позади— 3×2 мм.

К носовой части рейки снизу приклеен пилон двигательного блока — бальзовая пластина толщиной 6 мм и размерами 43×15 мм. К ней же, со своей стороны, так же снизу, прикреплен двигательный блок, складывающийся из обтекателя и корпуса. Корпус — трубка из стеклопластика длиной 60 мм, выклеен на оправке диаметром 12,7 мм.

Обтекатель выточен из липы, изнутри мало высверлен и закреплен в корпусе. В месте крепления обтекателя (поясок шириной 10 мм) просверлено четыре радиальных отверстия диаметром 1 мм для стравливания газов от вышибного заряда МРД. Через два из них проходит и нить фиксации крыла во взлетном режиме.

К хвостовой части фюзеляжа сверху прикреплены киль и стабилизатор. Оба эти элемента хвостового оперения изготовлены из бальзового шпона толщиной 1,5 мм и легко закруглены по контуру. Перед установкой на фюзеляж они два раза покрыты нитролаком.

Ракетоплан победителя

Модель ракетоплана класса S4A:

1 — головной обтекатель (липа); 2—корпус двигательного блока (стеклопластик); 3 — крючок резинки возврата крыла; 4 — бальза и (пилон s6); 5 — фюзеляж (липа, рейка 6×4, L450); 6 — резиика возврата крыла; 7 — пилон крыла (бальза); 8 — упор крыла; 9 — крючок резинки возврата; 10 — центроплан (бальза s3,5); 11 — ось поворота крыла (болт М3); 12 — гайка М3; 13 — киль (бальза, шпон s1,5); 14 — стабилизатор (бальза, шпон s1,5); 15 — направляющие кольца (жесть s0,3); 16 — крючок; 17 — резинки возврата «ушек»; 18—консоли крыла — «ушки» (бальза s3,5); 19 — усиливающая накладка (целлулоид); 20—крючок нити фиксации крыла для взлета; 21 —контейнер МРД (стеклопластик): 22 — посадочные втулки (бумага); 23 — тормозная лента контейнера МРД; 24— шарниры консолей (шелк); подробности 3,9,16,20— из проволоки ОВС O0,5

В правый бок рейки-фюзеляжа вклеены два направляющих кольца для запуска ракетоплана. Выгнуты они из полосы жести толщиной 0,3 мм и закреплены эпоксидной смолой.

В соответствии с новыми техническими требованиями к ракетным моделям данной категории они должны быть оснащены отделяемым МРД с совокупностью спасения — развернутой тормозной лентой минимальных размеров 300×25 мм либо парашютом площадью более 4 дм2.

На данном ракетоплане употребляется отделяемый контейнер, устанавливаемый перед стартом вместе с МРД в двигательный блок. Изготовлен контейнер из стеклопластиковой трубки длиной 50 мм и внутренним диаметром 10,5 мм. Сверху на нее намотаны с клеем два бумажных кольца, каковые являются своеобразными посадочными втулками.

Их наружный диаметр мало (на 0,1 мм) меньше диаметра оправки двигательного блока. Перед установкой контейнера в двигательный блок на него была намотана тормозная лента, а ее финиш предварительно приклеен между кольцами.

Порядок подготовки ракетоплана к старту простой для данной схемы; отгибают консоли вниз к центроплану и поворачивают сложенное так крыло на 90° против часовой стрелки.

Оно ложится на протяжении фюзеляжа. Через крючок фиксации крыла в правой части отверстия и центроплана в обтекателе двигательного блока продевают нитку и завязывают ее. После этого вставляют в блок отделяемый контейнер МРД.

Взлетает модель с обычной (несложной) одноштыревой установки. По окончании срабатывания вышибного заряда МРД перегорает нитка фиксации крыла. Под действием резинки оно возвращается в положение для планирования. В один момент же отстреливается отделяемый контейнер МРД и его тормозная лента разворачивается.

Масса модели ракетоплана без контейнера и МРД — около 30 г.

В. РОЖКОВ, мастер спорта


Случайные записи:

+++Утром у меня вышла черепаха


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ракетоплан — паритель

    В одном из номеров «М-К» в репортаже с чемпионата России по моделям ракет я отметил ракетоплан категории S4 Николая Цыганкова из команды Мурманской…

  • В полете — ракетоплан

    Ракетоплан класса S4, о конструкции которого я желаю поведать читателям издания «Моделист-конструктор», был спроектирован и выстроен еще во второй…

  • Ракетоплан из бийска

    Ракетопланы таковой схемы, взявшей у спортсменов наименование «столичной», строят сейчас везде, что говорит о ее высоких надёжности и аэродинамических…

  • Ракетоплан пилота меньшикова

    Он до сих пор остается пилотом. По причине того, что не мыслит себя без неба. Действительно, сейчас летчик Меньшиков не уходит ввысь за штурвалом…