Резервы f2d

20.10.2014 В мире моделей

Воистину устойчиво популярны модели класса F2D. Возможности творческого поиска тут далеко не исчерпаны, и, что ни сезон, конструкторы предлагают новые и новые ответа. Пример тому — модель, созданная в авиамодельной лаборатории Дома технического творчества молодежи, действующего при Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве.

Современная схема (крыло с вынесенной на хвостовой балочке плоскостью руля высоты) переработана под легкодоступные материалы, причем высокие летные характеристики аппарата, «отличная» технологичность и живучесть ремонта и сборки сохранились всецело. Выступая с аналогичной техникой на республиканских юношеских играх, экипаж молодых спортсменов ДТТМ — А. Швидерский и С. Жегунов — стал одним из призеров соревнований.

Работа над модальні начинается с вырезки лобика из пенопласта марки ПС-БС-25 либо ПС-БС-30. Резка ведется посредством электролобзика по железным шаблонам с полированными кромками. К готовым элементам лобика на клее ПВА пристыковываются передняя кромка и обе полки лонжерона. Клей ПВА снабжает чистый клеевой шов, а остаточная эластичность придает аппарату громадную устойчивость против ударных нагрузок.

Но использовать его во всех соединениях запрещено. Так, к примеру, концевые нервюры нужно устанавливать на эпоксидной смоле, в противном случае через маленькое время они «поползут» по каркасу к центру крыла под действием натяжения лавсановой пленки обшивки.

Резервы f2d
Рис. 1. -Кордоваяавиамодельдлявоздушногобоя:

1 — тросики управления, 2 — трубки для проводки тросиков, 3 — концевая нервюра, 4 — дополнительная нервюра, 5 — пенопластовый лобик крыла, 6 — передняя кромка, 7 — лавсановая пленка обшивки, 8 — полка лонжерона. 9 — передняя часть центральной нервюры, 10 — моторама, 11 — топливный бак. 12 — нервюры, 13 — загрузка внешней консоли (10 г), 14 — задняя кромка, 15 — качалка управления, 16 — тяга.

17 — задняя часть центральной нервюры, 18 — «ушко» проводки тяги через обшивку крыла, 19 — резьбовая муфта, 20 — хвостовая балочка, 21 — фальшстабилизатор, 22 — трубка навески руля высоты, 23 — лонжерон руля, 24 — руль высоты, 25 — кабанчик.

К моменту сборки продольного каркаса крыла с лобиком полезно иметь уже готовой центральную нервюру, составленную из усиленной передней (липа) и легкой задней (бальза) частей.

Заготовки нервюры стыкуются на эпоксидной смоле, поскольку на данный шов приходятся громаднейшие ударные и полетные нагрузки. По окончании монтажа центральной нервюры возможно закончить сборку главного каркаса крыла, установив липовую заднюю кромку и оставшиеся нервюры. Промежуточные вырезают из бальзы толщиной 5 мм (летные качества модели фактически не проиграют, от замены их на липовые толщиной 2,5 мм либо на полуторамиллиметровые фанерные).

Концевые нервюры усиливают против прогиба подклейкой слоя пенопласта ПХВ-2 толщиной 10 мм.

Рис. 2. Конструкция силовой части модели:
1 — моторама, 2 — резьбовая трубка крепления моторамы (сталь, клеить в дет. 4 на эпоксидной смоле), 3 — винт М3 с разрезной шайбой, 4 — передняя часть центральной нервюры (липа толщиной 10 мм), 5 — трубчатая ось качалки (металлическая трубка d 3 мм), 6 — качалка управления, 7 — задняя часть центральной нервюры (плотная бальза толщиной 10 мм, клеить с дет.

4 эпоксидной смолой) 8 — винты М3 крепления бал очки (клеить в дет. 7), 9 — резьбовая муфта регулировки длины тяги (металлическая трубка с внутренней резь« бой М3). 10 — тяга руля (проволока из алюминиевого сплава АМГ d 3 мм). 11— хвостовая балочка (дюралюминиевая трубка d 7—8). 12 — фалынстабилиза-тор (фанера 3 мм).

13 — кабанчик руля

Сейчас дело за монтажом в усиленной части центральной нервюры двух металлических трубок наружным d 4 мм и с внутренней резьбой М3. Их шепетильно обезжиривают и вклеивают на эпоксидке.

Потом в эти «гнезда» вворачиваются металлические винты крепления моторамы. Выточите сходу три подобные трубки — дополнительная отправится на резьбовую муфту тяги руля высоты.

Рис. 3. Сечение крыла:

1 — передняя кромка (липа, сечением 5X13 мм). 2 — лобик крыла (легкий пенопласт), 3 — полки лонжерона (липа сечением 3X7 мм), 4 — нервюра (бальза средняя толщиной 5 мм), 5 — задняя кромка (липа сечением 5X13 мм), на лобике крыла пунктирной линией продемонстрировано размещение топливного бака у центральной нервюры.

В отверстие задней части центральной нервюры занлеива-ется ось с насаженной качалкой управления.

Ось — трубка, в ее канале проводится тросик соединения качалки с моторамой (это продиктовано правилами соревнований для увеличения безопасности полетов). Тяга руля высоты согнута из алюминиевой проволоки. Она преходит через обшивку через фанерное «ушко», на финише тяги нарезается резьба М3.

Навертываемая на данный хвостовик металлическая муфта не только разрешает совершенно верно отрегулировать длину тяги при регулировке нейтрального положения руля высоты, но и облегчает отстыкову хвостовой балочки при транспортировке и ремонте модели.

Остается заклеить в хвостовике центральной нервюры два винта навески балочки, установить в правой внешней нервюре балансировочный грузик и смонтировать тросики качалки с их направляющими. На этом подготовка крыла к обтяжке заканчивается.

Рис. 3 Качалка управления

Отъемная хвостовая балочка — трубка из Д16Т внешним d 7 — 8 мм.

Ее задний торец распилен, и в распиле смонтирован миниатюрный фанерный фальшстабилизатор, единственная задача которого нести трубку-шэриир навески руля высоты. Как трубк шарнир, так и ответные части, приклеиваемые к рулю, изготавливаются из алюминиевой фольги толщиной 0,5 мм. Ось позорота руля — проволока из АМГ d 2 мм.

Руль высоты сборный, складывается из силового липового лонжерона сечением 4X10 мм и подстыкованной хвостовой части из пенопласта ПХВ-2. Внешняя отделка: плоскость готового руля покрывается двумя слоями паркетного лака, Кабанчик выпиливается из двухслойного переклея миллиметровой либо полуторамиллиметровой фанеры и на эпоксидке устанавливается в прорези руля.

Нужно стремиться к тому, дабы главная протяженность прорези приходилась ка пенопласт, в противном случае рейка-лонжерон руля может оказаться чрезмерно ослабленной. Готовое оперение крепится на винтах центральной нервюры крыла. При контрольной сборке в нервюре выдалбливается поверхностный паз под трубку балочки, дабы руль высоты был на урозне крыла.

Но этого возможно добиться, затягивая винты на уже обтянутой модели. бальза и Плёнка под балкой мало сдеформируются, но будет исключена возможность пропитки бальзы горючим.

Рис.

5. Кабанчик (переклей из двух слоев миллиметровой либо полуторамиллиметровой фанеры).
Заштрихованным участком кабанчик заклеивается в прорези стабилизатора.

Двигатель — калильный ЦСТНАМ 2,5 К — монтируется на крыле посредством двух половин моторамы, фрезерованных из сплава АМГ.

Практика эксплуатации аналогичных моделей продемонстрировала, что данный материал предпочтительнее Д16Т либо В-95: моторама из АМГ владеет повышенной «живучестью». Ев половины совсем однообразны, это другой раз сласает на соревнованиях при сборке модели из нескольких разбитых. Топливный бак однокамерный, трудится под давлением, отбираемым через штатный штуцер задней стены картера двигателя.

Бак количеством около 90 см3 спаян из жести толщиной 0,25 мм и фиксируется в нише лобика крыла липкой лентой перед обтяжкой модели лавсановой пленкой. Это упрощает замену бака. А такая необходимость появляется на состязаниях частенько. Достаточно вырезать участок лавсана, закрывающий нишу лобика, поменять бак и снова затянуть крыло по вырезанному контуру.

Рис. 6. Топливныйбак:
1 — корпус (лсесть луженая либо узкая листовая бронза), 2 — трубка питання двигателя, 3 — трубка дренажа либо над-дтва полости бака давлением, отбираемым из картера двигателя.

Подобное ответ разрешает при выездах на соревнования комплектовать десять моделей всего лишь 5—6 баками. Несомненно, вырезка ниши в пенопласте ослабляет в остальном замкнутый силовой контур каркаса крыла. Но двухлетняя прантика полетов продемонстрировала, что поломки крыла в месте ослабления под бак составляют только треть от всех остальных. Высокие особенности взаимозаменяемости свойственны и для конструкции в целом — из нескольких сломанных в «бою» возможно практически за 60 секунд собрать новую.

Рис. 7. Моторама (алюминиевый сплав АМГ)

Центровка всецело укомплектованной модели — 60 мм от передней кромки. Положение центра тяжести легно подобрать, сдвигая двигатель с моторамой по продолговатым пазам хвостовиков моторамы.

П.

ШВИДЕРСКИЙ, начальник кружка лаборатории ДТТМ, г. Николаев


Случайные записи:

В Жуковском прошли юбилейные соревнования по лёгкой атлетике«Зимняя шиповка»


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Резервы свободного полета

    Несложную конструкцию планера внесли предложение германские авиамоделисты Г. Юнг и К. Розе (рис. 1). Модель владеет хорошими летными качествами и…

  • Учебные крылья пилотажника

    Среди начинающих авиамоделистов-кордовиков бытует вывод, что при изготовлении учебной модели чрезмерно затруднять себя не следует — все равно этому…

  • Глиссер-компромисс, или резервы традиционной схемы

    Какой быть новой модели? Таковой вопрос с неумолимым постоянством появляется перед каждым спортсменом, маститым и совсем юным, сразу же по окончании…

  • Учебная кордовая

    Эта модель уже много лет с успехом «тиражируется» моделистами. Секрет её популярности — в простоте конструкции и хороших лётных качествах. А также не…