Мотопланер, но — не только

27.10.2014 В мире моделей

Предлагаемая вниманию радиомоделистов разработка создана чешскими спортсменами. Не смотря на то, что модель и преподносится авторами как «мотопланер», ее возможности значительно шире.

Достаточно упомянуть, что с замечательным двигателем рабочим количеством 3,5 см3 данную машину возможно применять кроме того в качестве аэробуксировщика для затаскивания планеров размахом до 2,8 м! Очень хорошо «Стратос» — так названа эта занимательная авиамодель — ведет себя и как чисто моторная техника, и как планер.Базой фюзеляжа являются две симметричные боковины, вырезанные из бальзы толщиной 4 мм. В передней части они усилены подклейкой фанеры толщиной 1 мм.

Моторный отсек изнутри по бортам дополнительно выложен бальзой толщиной 10 мм, что разрешает надежно закрепить мотораму из фанеры толщиной 9 мм. Хвостовая часть фюзеляжа скрепляется посредством бальзовых стрингеров и стоек сечением 3×6 мм.

При сборке фюзеляжа сначала ставят шпангоуты и соединяют носовую часть. Сами шпангоуты выполняются из фанеры: передний (подмоторный) — толщиной 9 мм, следующий за ним — фанера толщиной 3 мм и два подкрыльевых — 6 мм. Под моторамой приклеивается жестяная пластина, повторяющая по контуру фанерную подробность и служащая для припайки гаек под винты крепления двигателя. Вся силовая часть фюзеляжа собирается на эпоксидной смоле.

Дождавшись отверждения связующего, контролируют точность сборки и после этого ставят стенку и переборку отсека для размещения топливного бака. На эпоксидке монтируется сам бак, что с боков подкрепляется бальзовыми пластинами толщиной 3 мм. Хвостовая часть боковин соединяется бальзовой бобышкой сечением 15×20 мм.

После этого ставятся поперечные стойки фюзеляжа из реек сечением 3×6 мм, по окончании чего вклеивается узел со стойкой заднего колеса.

Фюзеляж снизу за крылом обшивается бальзой толщиной 3 мм, с поперечными слоями древесины. Перед обшит снизу «бутербродом» из трехмиллиметровой фанеры и бальзы толщиной 1—1,2 мм (снаружи). Передний торец мотоотсека замыкается бальзой толщиной 10 мм.

Подгоняется и позже вклеивается пластина-основание основных стоек шасси — из фанеры толщиной 3 мм (при крепления шасси винтами необходимо забрать фанеру толщиной 6 мм). Сверху в хвосте фюзеляжа закрепляется ложе стабилизатора из фанеры толщиной 3 мм с заклеенными капроновыми гайками М4. Прямо перед ним устанавливается киль из бальзовой пластины толщиной 4—5 мм, что с боков подкрепляется бальзовыми же брусками, выходящими по профилю на последний полушпангоут гаргрота.

Сейчас дело за контрольным монтажом рулевых и двигателя машинок. По окончании установки стабилизатора с рулем высоты нужно отрегулировать длины тяг обоих рулей, каковые представлены склеенными попарно рейками из сосны сечением 3×5 мм с проволочными оконцовками. Тяга к карбюратору двигателя — велосипедная спица или трос в оболочке («боуден»).

Отработав управление, его элементы извлекают и начинают монтаж гаргрота фюзеляжа. К верхним поперечным стойкам приклеивают пять бальзовых полушпангоутов толщиной 2 мм, в вырезах которых монтируется стрингер сечением 3×6 мм. Обшивка гаргрота — бальзовые полосы толщиной 4 мм.

На готовом фюзеляже гаргрот обрабатывается до толщины обшивки Змм. Секция над баком заполняется бруском толщиной 22 мм, спрофилированным в соответствии с картинками. «Фонарь кабины» возможно отштамповать из оргстекла либо целлулоида или выполнить из пенопласта и позже оклеить его бумагой с последующей окраской (тут лучше использовать легко обрабатываемые и нерастворимые нитросоставами клеи, к примеру, канцелярский казеиновый).

Мотопланер, но - не только

Рис. 1 . Основніе геометричиские параметры модели.

Рис. 2. Фюзеляж:
1 — передняя бобышка (бальза, толщина 10 мм), 2 — элементы стены мотоотсека (бальза, толщина 10 мм), 3 — моторама (фанера толщиной 9 мм), 4 — блок обшивки отсека топливного бака (бальза, толщина 22 мм), 5 — моторный шпангоут (фанера толщиной 9 мм), 6 — усиление бортовой обшивки (фанера толщиной 1 мм), 7 — фонарь (оргстекло), 8 — шпангоут шасси (фанера толщиной 3 мм), 9 — передний подкрыльевой шпангоут (фанера толщиной 6 мм), 10 — ложементный элемент борта (бальза, толщина 4 мм), 11 — шпангоут гаргрота (бальза, толщина 2 мм), 12 -верхний стрингер гаргрота (бальза, сечение 3×6 мм), 13 — обшивка гаргрота (бальза, толщина 3 мм), 14 — задний-подкрыльевой шпангоут (фанера толщиной 6 мм), 15 -рамный распорочный шпангоут хвостовой части (бальза, сечение 3×6 мм), 16 -стрингеры (бальза, сечение 3×6 мм), 17 — вставка (бальза, толщина 3 мм), 18 — зализ (бальза), 19 — киль (бальза, толщина.

4…5 мм), 20 — руль поворота (бальза, толщина 4…5 мм; обработать до клиновидного сечения), 21 — ложемент стабилизатора (фанера толщиной 3 мм с резьбовыми грибками), 22 — задняя бобышка (бальза, толщина 15 мм), 23 — колесо 0 35 мм, 24 — стойка (проволока ОВС 0 2 мм), 25 — ложементная пластина стойки (фанера толщиной 3 мм; изогнутый финиш стойки пришить нитками с клеем к пластине), 26 — нижняя обшивка (бальза, толщина 3 мм), 27 — борт (бальза, толщина 4 мм), 28 — ложемент стойки переднего шасси (фанера толщиной 3 мм), 29 — стойка (дюралюминий, толщина 2,5…3 мм), 30 — колесо 0 50 мм, 31 — усиление (фанера толщиной 1 мм), 3 2 — обшивка (бальза, толщина 2 мм), 33 — ложемент бака (бальза, толщина 3 мм), 34 — днище мотоотсека (бальза, толщина 10 мм), 35 — штыри под резиновую ленту крепления крыла и стойки шасси (бук, 0 6 мм).

Р и с. 3. Стабилизатор с рулем:

1 — законцовка (бальза, сечение 5×15 мм), 2 — силовая передняя кромка (бальза, толщина 5 мм), 3 — распорка (бальза, сечение 3×5 мм), 4 — задняя кромка (бальза, сечение 5×17 мм), 5 — верхняя накладка (фанера толщиной 1…2 мм), 6 — руль высоты (бальза, толщина 5 мм; обработать до клиновидного сечения).

Рис. 4. Консоль крыла:

1 — накладка (фанера толщиной 2 мм), 2 — составные нервюры силовой части крыла (фанера толщиной 2 мм), 3 — передняя кромка (бальза, сечение 10×13 мм), 4 — двухсторонняя обшивка лобика (бальза, толщина 2 мм), 5 — полка переднего лонжерона (сосна, сечение 3×8 мм), 6 — стена лонжерона (бальза, толщина 2 мм;ставить на всем размахе), 7 — типовая нервюра (бальза, толщина 2 мм), 8 — накладка нервюры (бальза, толщина 2 мм), 9 — полка заднего лонжерона (сосна, сечение 2×5 мм), 10-законцовка (бальза), 11-верхний элемент задней кромки (бальза, сечение 2×40 мм), 12 — нижний элемент кромки (бальза, сечение 2×35 мм).

Р и с. 5. Полушаблоны шпангоутов гаргрота фюзеляжа.

Рис. б. концевой и Корневой профиля крыла:
1 — передняя кромка, 2 — передняя часть составной нервюры, 3 — двухсторонняя обшивка лобика, 4 — полки переднего лонжерона, 5 — стены коробки под багинетные штыри (фанера толщиной 2 мм), 6 — обшивка центроплана, 7 — полки заднего лонжерона, 8 — вставка (сосна, сечение 2×5 мм), 9 — стены коробки (фанера толщиной 1,5 мм), 10 —задняя часть составной нервюры, 11 — верхний элемент задней кромки, 12 — нижний элемент задней кромки, 13 — типовая нервюра, 14 — стена лонжерона, 15 — накладки нервюры.

Багинетные штыри выполняются из листового каленого дюралюминия и имеют высоту 16 мм (главный передний) и 11 мм (задний). Форма выкроек обязана снабжать заданный угол «V» крыла. Полный размах обоих штырей примерно равен 250 мм.

Крыло модели образовано двумя отъемными консолями, стыкующимися при помощи дюралюминиевых пластинчатых штырей-багинетов. Для изготовления крыла нужно в первую очередь из листового металла подготовить шаблоны нервюр и по ним вырезать все подробности поперечного комплекта из бальзы толщиной 2 мм. Только корневые нервюры выпиливаются из фанеры толщиной 2 мм.

В прикорневых подробностях предусматриваются окна для монтажа пеналов под штыри. Последние должны быть изготовлены из каленого дюралюминия толщиной 4 мм (главный передний) и 2 мм (задний).

При сборке консолей вначале к ровной доске-стапелю принрепляют нижний лист твёрдой обшивки лобика из бальзы толщиной 2 мм. К нему приклеивается нижняя полка лонжерона (сосна либо ель сечением 3×8 мм).

По окончании разметки места размещается на стапеле и нижняя полка запасного лонжерона (сосна, сечение 2×5 мм), после этого — задняя кромка из бальзы 2×35 мм (правильнее, нижняя панель обшивки кромки). Сейчас дело за нервюрами. По окончании установки верхних полок лонжеронов таких же сечений, как и у нижних, вклеиваются стены из фанеры толщиной 2 мм, образующие в корневых частях лонжеронов «пеналы» под плоские штыри навески крыла.

Эта сборка ведется на эпоксидной смоле с применением дополнительных реек сечением 2×5 мм на заднем лонжероне.

На всем размахе консолей пространство между полками главного лонжерона заполняется стенкой из бальзы толщиной 2 мм. Еще на стапеле монтируется верхняя панель обшивки задней кромки (бальза 2×40 мм). Верхняя часть твёрдой обшивки лобика (бальза, толщина 2 мм) приклеивается сначала к лонжерону, после этого последовательно к нервюрам, и в конце — к передней кромке.

Последняя перед монтажом предварительно профилируется из бальзовой рейки сечением 10×13 мм. Корневая часть крыла кроме этого зашивается бальзовыми пластинами толщиной 2 мм. В местах, через каковые будет проходить резиновая лента крепления крыла на фюзеляже, обшивка улучшается накладками из фанеры толщиной 2 мм. Эти накладки лучше врезать в бальзовую обшивку с нижней поверхности.

Все нервюры усиливаются за счет наложения полок из бальзы толщиной 2 мм. Законцовки, выполненные из брусков бальзы, возможно перед приклейкой выдолбить изнутри для облегчения.

Сборка консолей заканчивается установкой корневых нервюр (окна для штырей лучше выполнить в них заблаговременно) и, выступов на нижней поверхности крыла, влияя на каковые резина крепления в один момент будет стягивать консоли между собой.

Каркас стабилизатора планирует из бальзовых реек сечением 3×5, 5×15 й 5×1 7 мм. Центральная территория дополнительно усилена за счет обшивки сверху фанерой толщиной 1—2 мм. Вся передняя силовая кромка выполняется из пластины плотной бальзы толщиной 5 мм. Руль высоты выстругивается из легкой древесины и имеет клиновидное сечение.

По оси стабилизатора сверлятся два отверстия под полиамидные винты крепления М4. руля поворота и Поверхности киля выполняются из страниц бальзы толщиной 4 — 5 мм, причем передняя кромка киля только скругляется, а всему рулю придается клиновидная форма. По окончании обтяжки и лакировни элементов оперения на них монтируются кабанчики, и рули навешиваются на капроновых шарнирах.

‘Стойка шасси выпиливается из каленого дюралюминия толщиной от 2,5 до 3 мм.

Обработав контур подробности, в ней высверливают отверстия 0 5 мм под оси колес (оптимальный размер последних— 0 50 мм). Стойка может крепиться на фюзеляже посредством резиновой ленты, перебрасываемой через заклеенные в фюзеляже штырьни 0 6 мм, или при помощи полиамидных винтов. Стойка хвостового колеса, согнутая из металлической проволоки 0 2 мм, в фюзеляже опирается на вставку из фанеры толщиной

3 мм. Места заделки пролиты эпоксидной смолой. Хвостовое колесо — «полупневматик» 0 35 мм.

На предлагаемой модели возможно устанавливать двигатели рабочим количеством от 2,5 до 3,5 см3 (создатель рекомендует МВВС-3,5, что примерно соответствует отечественному МДС-3,5). В случае если модель оказалась достаточно легкой и вы собираетесь применять ее без шасси (само собой разумеется, не в качестве аэробуксировщика), то требуемую тягу обеспечит кроме того мотор количеством 2 см3 в хорошем состоянии . При применении двигателя 3,5 см3 прекрасно зарекомендовал себя воздушный винт размером 220×110 (диаметр х ход).

Мотоустановку полезно оборудовать коком воздушного винта. Топливный бак пластиковый, количеством около 200 см3. В совокупность питания двигателя нужно включить фильтр.

При отделке и обтяжке употребляются технологии и традиционные материалы.

Сначала все элементы модели шепетильно шлифуют и трижды покрывают нитролаком. Обшивка крыла и стабилизатора — микалента, натягиваемая за счет пятикратного нанесения эмалита (для стабилизатора достаточно трех слоев). Остальные подробности отделываются тремя слоями нитролака. Вся модель окрашивается нитроэмалями.

По окончании просушки все поверхности защищаются двухкратным нанесением прозрачного синтетического лака.

При систематическом применении «Стратоса» в качестве аэробуксировщика необходимо учитывать, что трос длиной 30—40 м обязан складываться из двух частей. Первая (составляющая приблизительно две трети неспециализированной длины) воображает собою прочный капроновый шнур.

Вторая сделана из нейлоновой лески 0 0,3 — 0,4 мм и есть предохранителем и амортизатором. В критических обстановках эта часть буксирного троса рвется, по окончании чего обе модели совершают посадку самостоятельно.

При старте модель-буксировщик разбегается по земле, тогда как буксируемый планер уходит с рук после достижения достаточной для взлета скорости.

Нужно неукоснительно придерживаться одного правила: первый разворот возможно затевать только по окончании комплекта большой высоты, причем радиусы виражей намеренно увеличивают если сравнивать с управлением единичной моделью. По окончании комплекта высоты пилот буксировщика медлено убирает газ двигателя, а пилот планера, дождавшись замедления скорости полета «аэропоезда», дает руль высоты вниз, разгоняя так планер. Расцепка происходит машинально.

При применении «Стратоса» по большей части варианте как аэробуксировщика, первый закабинный полушпангоут делают не из бальзы, а из трехмиллиметровой фанеры. Изнутри фюзеляжа к нему «пришивают» либо привинчивают ушко из проволоки 0 2 мм, на котором потом будет фиксироваться буксирный трос. На модели планера достаточно заклеить в носовой части фюзеляжа наклонный штырек.

На него надевают при запуске металлическое кольцо, которым-Оканчивается идущий от буксировщика трос.


Случайные записи:

Видео 4К аэродром Шевлино, планер Бланик, видео с головы пилота


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Только профиль

    (ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ-ПОЛУКОПИИ). Постройку модели-полукопии начинают с изготовления фюзеляжа (рис. 1), контуры его боковой проекции должны самый совершенно…

  • Пилотажный электролёт

    Если судить по письмам отечественных читателей, интерес к авиамоделям с электроприводом не понижается. Много приходит вопросов о проблемах разработки…

  • По современной схеме

    Одноконсольные модели прочно завоевали позиции в классе F2A. На соревнованиях тяжело отделаться от мысли, что летает одинаковая скоростная — так они…

  • Учебная на радиоволне

    Какой быть модели для освоения радиопилотажа? Таковой вопрос ежегодно поднимается перед большим числом моделистов, решивших и, наконец, взявших…