Резино-моторные чемпионы

13.01.2015 В мире моделей

Вниманию всех приверженцев популярного во всем мире класса Ф1Б — свободнолетающих резиномоторных авиамоделей — мы предлагаем сейчас необыкновенный как по содержанию, так и по направленности материал. В нем вы отыщете подробную данные о фактически малоизвестной среди отечественных моделистов школе конструирования.

Все мы в далеком прошлом привыкли к тому, что чемпионатную технику отличают не только высочайшие летные эти, но и, в большинстве случаев, неповторимая сложнейшая конструкция либо разработка изготовления, практически невоспроизводимая на уровне возможностей среднего моделиста. Предлагаемая же школа благодаря изысканной простоте техники способна обеспечить доступ н вершинам мастерства чуть ли не каждому, независимо от его обеспеченности либо возможности изготовить механизмы «точности» и космической сложности.

Итак, для начала — знакомство с неповторимыми конструкциями моделей-чемпионов.

МОДЕЛЬ НО.22 американского спортсмена РОБЕРТА БАЙТА

С предлагаемой вашему вниманию техникой шестидесятилетний американец Боб Вайт стал мировым чемпионом в классе Ф1Б во второй половине 80-ых годов XX века во Франции.

Красивый спортсмен применяет созданную им схему модели в течении практически двадцати лет, получая неизменных удач. Нужно подчернуть, что подобная схема очень универсальна: Вайт и его последователи применяли ее как на громадных аппаратах класса «без ограничений», так и на сниженных резиномоторных классов типа «зимний приз» либо же ПЗО. Кое-какие же из конструкций Байта купили в свое время более чем широкую популярность.

К примеру, модель финиша семидесятых годов, названная «Фоль либре-8», строилась по изданным в то время чертежам громадными сериями во всем мире (и, как известно, все эти модели летали превосходно!).

Концептуально Но.22 не имеет ничего близкого ни к современной школе конструирования резиномоторных чёмпионатного класса, ни к технике прошлых мировых чемпионов Дёринга и Хофсасса, характеризующейся крыльями громадного размаха и развитой механизацией автоматики перестановки вертикального и горизонтального оперения.

Главные показатели моделей Боба Байты — необыкновенная простота, классические материалы, применяемые для постройки, маленький размах неразъемного крыла и специфичный комплект силовой конструкции несущих плоскостей, снабжающий высокую жесткость на кручение кроме того при весьма узких профилях без применения кессонных элементов с твёрдыми обшивками. Модель Но.22 летает на резиномоторе в «экономической» правой восходящей спирали, из которой без каких-либо утрат высоты устойчиво переходит на хорошее планирование в растянутых левых виражах.

От прошлых разработок Байта модель Но.22 отличается только мало поменянной профилировкой крыла и стабилизатора, и сниженной высотой крыльевого пилона.

Передняя силовая часть фюзеляжа отформована из углеткани на эпоксидной смоле. Задняя коническая накручена из бапьзового шпона толщиной 1,6 мм и оклеена длинноволокнистой бумагой.

На финише балки снизу приклеен цельнобальзовый фальшкиль. Целый фюзеляж традиционно для техники Байта окрашен красной эмалью. На боковых поверхностях хвостовой части наклеены «серебряные» полосы, помогающие отслеживать модель на громадных расстояниях.

Резино-моторные чемпионы

Р и с. 1. Резиномоторная свободнолетающая авиамодель неоднократного призера чемпионатов мира, чемпиона 1987 года американца Роберта Байта.

Р и с. 2. Профили крыла (А) и стабилизатора (Б) модели Байта.

Р и с. 3. Резиномоторная свободнолетающая авиамодель призера мирового чемпионата 1991 года канадца Тони Мэтьюса.

Р и с. 4. Профиль крыла модели Мэтьюса (А) и подобной резиномоторной Дуга Роусела (Б).

Крыло имеет профиль с острой передней кромкой. Бальзовая кромка в зоне «ушек» переклеена из нескольких слоев шпона. Задняя кромка крыла сечением 1,6×6,4 мм в средних частях (в центроплане) сосновая, а в «ушках» — бальзовая.

Главный лонжерон представлен двумя сосновыми полками сечением 1,3×14,2 мм, каковые к местам перехода центроплана в «ушки» сужаются до 1,3×10 мм. В «ушках» полки лонжерона бальзовые, причем к финишам крыла они, со своей стороны, сужаются до сечения 1,3×1,3 мм. Бальзовые стены лонжерона, поставленные заподлицо в первых рядах и позади последнего, выполнены из шпона толщиной 1,6 мм (так лонжерон в целом воображает собою маленькую кессонную конструкцию).

Передний бальзовый стрингер имеет в центре сечение 1,3×5,1 мм, в местах перехода центроплана в «ушки» — 1,3×3,8, а на финишах крыла—1,3×2,1 мм. Все нервюры и полунервюры вырезаются из бальзы толщиной 1,6 мм. Готовое крыло обтягивается белой длинноволокнистой бумагой. Левое «ушно» снизу окрашивается красной флюоресцентной краской. Передний нитяной турбулизатор имеет диаметр 0,25 мм, а задний, установленный над лонжероном,— 0 0,38 мм.

Стабилизатор с заметным углом V, как и крыло, неразъемный.

Его передняя кромка выполнена из бальзы сечением 3×3 мм. Задняя, кроме этого бальзовая,— 1,6×6,4 мм. Лонжерон представлен двумя полками из бальзы сечением 1,3×6,4 мм, утоньшающихся к финишам стабилизатора до 1,3×3 мм.

Стена лонжерона — бальзовый шпон толщиной 1,3 мм. Из бальзы подобной толщины вырезаны и все нервюры стабилизатора. Обшивка — из узкой белой длинноволокнистой бумаги. Нитяной турбулизатор диаметром 0,25 мм размещен над лонжероном.

Двухкилевое вертикальное оперение цельнобапьзовое; оба его элемента вырезаны из шпонатолщиной 1,6 мм, и по окончании отделки жестко приклеены к финишам стабилизатора.

Дабы модель на планировании ходила левыми кругами, оба киля имеют несимметричную профилировку (левая сторона плоская, правая выпуклая).

Несложный складной воздушный винт диаметром 648 мм и шагом 813 мм с бальзовыми лопастями, усиленными в комлевых территориях оклейкой узкой стеклотканью,— простой хорошей схемы.

Резиномотор складывается из нитей 1×3 либо 1 хб мм. Его сечение равняется 96 мм2.

Во Франции Вайт использовал американскую резину марки ФАИ, поскольку не смог отыскать «ветхую» качественную «Пирелли». Нужно подчернуть, что при закручивании жгута Вайт применяет несложное приспособление контроля вращающего момента,расположенное на узле фиксации модели за задний штырь резиномотора на стояночно-заводочном устройстве (последнее прекрасно знакомо спортсменам и воображает собою стояк с парой оттяжек).

Многие вычисляют такую методику контроля момента более практичной и более правильной, нежели замер на заводочной дрели.

Модель Но.22 не имеет полностью никакой механизации, впредь до отсутствия часового механизма детермализатора — последний приводится в воздействие неизменным классическим фитилем (!).

Подходящие условия воздуха для старта определяются Байтом посредством не только электронных указателей терминов, но и кроме этого (а скорее в первую очередь) отслеживанием поведения дымков от особых фитилей.

Весовые характеристики модели Но.22: фюзепяж —80,1 г; крыло —57,7; оперение в сборе —12,2; бобышка винта с лопастями —41,3; всецело (без резиномотора) —191,3 г.

Балансировочные эти: крутка левой части центроплана крыла +-0; крутке правой части центроплана +1,5 мм (по нервюре перехода центроплана в «ушко»); крутка обоих «ушек» —3 мм. установочный угол и Центровка модели стабилизатора подбирается в ходе регулировки планирования и моторного взлёта по известной методике.

МОДЕЛЬ НО.9 канадских спортсменов

Последние «флай-оффы» на чемпионате мира по свободнолетающим авиамоделям 1991 года стали необычной ареной борьбы не только мастерства двух известных спортсменов-моделистов — Александра Андрюкова (СССР) и Тони Мэтьюса (Канада). Возможно, эту решающую дуэль можно считать и конкурсом спортивной техники, конкурсом двух диаметрально противоположных школ конструирования резиномоторных.

Чемпионат победил Андрюков.

Но нужно подчернуть, что отличие между первым и вторым местом была более чем малой — всего 15 секунд дополнительного последнего тура. Полезно учесть да и то, что второй спортсмен из Канады — Дуг Роусел — применял на чемпионате фактически такую же модель, как и Мэтьюс. Попасть же в последний «флай-офф» ему не разрешил только обидный отказ совокупности принудительной посадки.

Резиномоторная Роусела приземлилась со сработавшим детермализатором всего за семь секунд до конца предпоследнего «флай-оффа», причем «сыпалась» она с приличной высоты. В итоге Роусел стал третьим.

Итак, третье и второе места мирового чемпионата в классе Ф1Б заняли канадцы.

В отличие от большинства участников чемпионата они имели поразительно несложную технику (не говоря уж и не сравнивая ее с резиномоторными советских, либо сейчас российских, спортсменов, снабженными «крутой» многофункциональной автоматикой и более чем сложными бобышками воздушных винтов с «задержкой»). Не считая автоматики и полного отсутствия механизации, для моделей канадцев характерно наличие единственного регулировочного узла с мелким болтом, благодаря которому при подготовке к старту возможно скорректировать угол установки цельнопереставляемого киля.

С отсутствием механизации связан и метод регулировки этих несложных моделей на полет по схеме «вправо-влево». Прекрасно отлаженные резиномоторные для того чтобы типа имеют на планировании характерный режим виражирования, который связан с маленькой отличием в крутках консолей крыла. Очень похожую балансировку, сочетающуюся с большим углом V крыла, использует на собственной технике и узнаваемый Боб Вайт.

Не обращая внимания на конструктивную простоту, модели канадских спортсменов изготовлены преимущественно из современных материалов по последним разработкам. Из древесины сделаны только нервюры, да и те обрамлены сверху и снизу полосами углепластика. Кстати — сразу же кидается в глаза страно громадный ход между нервюрами, по отечественным понятиям тракционно связываемый только со «школьной» техникой.

Твёрдая обшивка лобика крыла отформована из углепластика (из этого материала выполнены по большей части и все остальные элементы модели). Обшивка — из металлизированной пленки «майлар» (из отечественных аналогов ближе всего к ней лавсан). киль и Стабилизатор подобной конструкции. Детермализатор несложного типа — фитильный.

Бобышка винта сделана по схеме «Писерхи», а его лопасти имеют геометрию, заимствованную у Андрюкова.

Привлекает внимание схема установочных углов крыла, оси и стабилизатора воздушноговинта, базирующаяся на отрицательном угле установки корневого сечения крыла относительно оси фюзеляжа.

Весовые характеристики модели Но.9: передняя часть фюзеляжа —55 г; задняя часть фюзеляжа—18; бобышка винта с лопастями—41; стабилизатор —5; крыло —42; догрузна (балласт) —21; дополнительные узлы —7; всецело (без резиномотора) —190 г.

Балансировочные эти: крутка правой части центроплана +-0; крутка левой части центроплана крыла —1,6 мм; крутка обоих «ушек» —6,4 мм; дополнительная крутка последних 75 мм размаха обоих «ушек» —3,8 мм (в следствии задняя кромка «ушек» имеет выраженный перелом при виде позади). установочный угол и Центровка модели стабилизатора приведены на картинках. Профиль стабилизатора не приводится.

Резиномоторная канадца Роусела отличается только размещением элементов хвостового оперения (киль установлен за стабилизатором) и воздушным винтом (его геометрия и схема лопастей близка к технике Боба Байта). В остальном упомянутые модели аналогичны.

Быть может, целесообразность следования предложенному направлению конструирования резиномоторных будет оспорена рядом спортсменов.

Но… высочайшие результаты, достигнутые с этими несложными резиномоторными, тан или иначе сами говорят за себя. А вот направляться данной школе либо пробовать вводить новые усовершенствования в сложнейшую механику привычных вам аппаратов — это уже решать вам самим.

Тем же, кого вдохновит непривычная простота приведенных моделей-чемпионов, рекомендуем в любом случае постараться критически оценить их преимущества и недочёты.

А основное — постараться отыскать «золотую середину» между их схемами и возможностями и собственными пожеланиями.

Наиболее пытливым (и достаточно умелым) моделистам-конструкторам дополнительно рекомендуем… пристально пролистать издание «Моделист-конструктор» за последние три-пять лет, не пропуская кроме того публикаций, посвященных открыто упрощенным «школьным» аппаратам, как планерам, так и резиномоторным.

Уверены — в свете предложенной публикации вы сможете кайти для себя большое количество занимательного и нужного!

Не будем опережать события и до тех пор пока рискнем только намекнуть на имеющиеся перспективные возможности. Так, из-за чего фюзеляж, правильнее, обе его части — хвостовая и моторная — должны делаться как раз из углепластика? А чем хуже трубы, намотанные на подходящей Эпоксидной смоле, из крафт-бумаги? Вы сообщите — «пионерское» ответ, негодное по прочностно-весовым чертям?

Но дабы так утверждать, нужно хотя бы постараться сравнить оба варианта. Если вы это рискнете сделать — станете поражены. Помимо этого, не нужно забывать и о возможности намотки труб фюзеляжа из… лавсановой пленки (лучше «наполненной») на спецклеях, несложной либо сэндвичевой конструкции.

А как вам понравится стабилизатор для резиномоторной, сделанный только из древесины ели и с лавсановой обшивкой, имеющий массу всего 3 г? А не подойдет ли для новой модели схема крыла с монокромкой-лонжероном, применяемая на планерах класса А-1 и владеющая легко неповторимыми данными по прочности?

Аналогичных вопросов сейчас возможно задать много. Во что же в действительности выльется конструкторский поиск, продемонстрирует лишь результаты и время соревновательных стартов.

Со своей стороны, мы сохраняем надежду, что скоро сможем познакомить приверженцев резиномоторных авиамоделей с новыми разработками отечественных спортсменов, начавших отсчет новых поисков от сегодняшней публикации в издании.

В. НОВИКОВ


Случайные записи:

Авиамоделизм Калининград. Чемпионат России. Комнатные резиномоторные.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Планер чемпиона

    Успехом советского спортсмена В. Ехтенкова в классе моделей планеров завершился мировой чемпионат 1973 года. Маленький шнобель и относительно маленькое…

  • Как у чемпионов

    Прекрасно авиамоделистам! Практически в каждом из бессчётных спортивных классов у них имеется и подобный подкласс, рассчитанный на школьников. Техника у…

  • Спортивные снаряды чемпионов

    Перед тем как сказать о первой ракето-модели, пара слов о ее конструкторе — Александре Тарасове. Живет он в маленьком сибирском городе Югорск (Тюменская…

  • Победное постоянство чемпионов

    Такое бывает не довольно часто. Особенно на соревнованиях ракетомоделистов. Но, к удивлению «ракетчиков», это случилось на первенстве Столичной области…