Как у чемпионов

14.07.2014 В мире моделей

Прекрасно авиамоделистам! Практически в каждом из бессчётных спортивных классов у них имеется и подобный подкласс, рассчитанный на школьников. Техника у «юниоров» несложнее, дешевее, да и обращаться с ней на соревнованиях значительно несложнее, чем со «взрослыми» супермоделями сегодняшнего дня.
Куда сложнее мальчишкам-судомоделистам, решившим действительно заняться кордовыми аэроглиссерами.

Дело в том, что в классе B1 отсутствует подобный «юниорский» подкласс. И по окончании занятий контурными резиномоторными корабликами им приходится сразу же углубляться в широкий мир неприятностей чемпионатной техники. А сил на преодоление таковой «пропасти» хватает далеко не у каждого.

Помимо этого, сразу же появляются вопросы о подходящей мотоустановке и о шумоглушении, решить каковые возможно только в единичном порядке. Так как не будет же начальник кружка выдавать мальчишке, не имеющему фактически никакого опыта, дорогой и дефицитный двигатель-трехканалку с резонансной трубой!

Дабы заполнить «вакуум», мы спроектировали модель, изначально вычисленную под двигатель рабочим количеством1,5 см3.

соотношения размеров и Основные параметры глиссера забраны с прекрасно зарекомендовавшей себя модели чемпионатного класса. Уменьшив габариты в соответствии с кубатурой мотора, мы так покинули родными к прошлым потенциальные ходовые качества.

Что крайне важно — двигатели типа МК-17 «Юниор» в заводском, нефорсированном выполнении при работе на большой мощности имеют шумность в пределах 80 дБ.

Это разрешает избавиться по большому счету от совокупности шумоглушения и упростить как постройку, так и эксплуатацию глиссера. Наряду с этим по всем параметрам он остается в пределах требований правил соревнований, и школьник может принять с таковой моделью участие в произвольных официальных соревнованиях. Само собой разумеется, скорость на «полуторке» будет продемонстрирована далеко не рекордная.

Но какое количество раз на юношеских чемпионатах различного ранга побеждал не обладатель супераппарата, а обладатель значительно более простой, но не капризной в регулировке и надежной техники!

Изготовление аэроглиссера аналогичного типа не воображает особенных сложностей кроме того для новичков. Базой корпуса являются верхняя и нижняя силовые панели, выструганные и отшлифованные из качественной, прекрасно высушенной липы либо осины.

По окончании тщательной калибровки сечения этих реек на плоской доске-стапеле закрепляют произвольным образом заготовку обшивки правого борта корпуса и по нанесенной прямо на нее карандашной разметке ставят на клею панели. (Единственным удовлетворяющим водостойкости и требованиям прочности клеем нужно будет признать эпоксидную смолу. Исходя из этого, перед тем как приступать к сборочным работам, необходимо познакомить кружковцев с правилами обращения с этим клеем.

Следующая операция — монтаж бобышек совместно со шпангоутами. По большому счету направляться стремиться к тому, дабы за один раз проклеивать предельное число соединений. В некоторых случаях это возможно некомфортно, но преимущества по прочности (как мы знаем, что свежая смола с уже отвержденной сцепляется ненадежно) перевешивают другие аргументы.

Как у чемпионов

Рис. 1. Кордовый аэроглиссер с двигателем рабочим количеством 1,5 см3:
1 — корпус, 2 — пропеллер, 3 — двигатель (МК-17 «Юниор» либо МДС-1,5), 4 — топливный бак, 5 — пилон, 6 — задний кронштейн уздечки, 7 — поплавки, 8 — стабилизатор, 9 — передний кронштейн уздечки.

Рис. 2. Корпус:
1 — подошва редана (узкий алюминий либо гетинакс), 2 — основание подошвы (осина либо липа сечением 2,5X23 мм), 3 — зализ (липа), 4, 7, 11 — шпангоуты (фанера 2 мм; ставить с шагом 100 мм по длине корпуса), 5 — силовые панели корпуса (осина либо липа сечением 2,5X23 мм на всей протяженности), 6 — бортовая обшивка (электрокартон толщиной 0,7—0,8 мм), 8 — центральная бобышка (липа), 9 — винт М3 крепления пилона, 10 — винт М3 крепления стабилизатора, 12 — задняя бобышка (липа), 13 — кормовой редан (липа), 14 — транец (липа толщиной 3 мм), 15 — боковой зализ-усиление (липа).

Рис. 3. Поплавок:
1 — носовая бобышка (липа), 2 — обшивки (электрокартон), 3 — шпангоут (липа толщиной 2,5 мм), 4 — силовые боковины (липа либо осина толщиной 2,5 мм).

Учтите, что перед установкой центральной бобышки эргономичнее заблаговременно заклеить в ней винты М3 для крепления пилона. Тогда не нужно будет нарушать ровную поверхность обшивки правого борта. Последняя операция — шлифовка плоскости собранного каркаса и приклейка обшивки левого борта (она складывается из двух частей — передней и задней).

По окончании отверждения клея возможно снимать корпус со стапеля. Потом зачищают все неровности и швы и покрывают поверхность модели двухкомпонентным паркетным лаком, жидко разведенным спиртом. Суть данной работы в том, что подобный состав глубоко впитывается в картон и древесину, надежно предохраняя эти материалы от действия жидкости. Напоследок идет окраска корпуса синтетическими эмалями и монтаж подошвы редана.

На время лакокрасочных работ выступающие хвостовики винтов защищают надетыми на них резиновыми трубочками.

Пилон мотоустановки, не обращая внимания на конструктивную простоту, есть весьма важной и высоконагруженной подробностью. Исходя из этого к его изготовлению необходимо отнестись с большим вниманием.

основания и Сборку обшивок оптимальнеепровести за один раз, с применением замечательных бельевых прищепок. В большинстве случаев рекомендуемый в литературе метод скрепления «бутерброда» небольшими гвоздиками вычисляем полностью негодным, поскольку непременно кроме того через зашпаклеванные отверстия в древесину отправится топливо и вода.

Кстати о защите отверстий: по окончании полной обработки пилона мотоустановки еще перед нанесением паркетного лака необходимо пропитать внутренние поверхности отверстий свежеразведенной смолой. А по окончании ее отверждения рассверлить их до нужного размера.

Рис. 4. Пилон:

1 — основание (фанера 4 мм), 2 — обшивки (фанера 1 мм).

Рис. 5. Топливный бак:
1 — корпус (жесть либо выштамповка из листового пластика), 2 — дренажнозаправочная трубка O 3 мм, 3 — трубка питания мотора.

Сейчас дело за «оперением» глиссера.

Стабилизатор при возможности выполняется из листового магниевого сплава, не смотря на то, что не так уж тяжел окажется и дюралюминиевый вариант. И в том и другом случае толщина заготовки выбирается в пределах 2 мм. При отсутствии приведенных материалов стабилизатор изготавливается из фанеры либо липы толщиной 4—5 мм. Его поверхность защищают от воды лаком лишь по окончании стыковки с поплавками (совместно с ними).

Поплавки по конструкции близки к корпусу модели. Отличие только в том, что на них силовые элементы расположены не сверху и снизу, а с боков. Обшивочные подробности ставятся на клею. Причем нижние части помогают при сборке снова как основания, закрепленные на плоских стапелях, а верхние ставятся в последнюю очередь.

По окончании проведения полной внешней отделки всех главных узлов глиссера шепетильно осуществляют контроль взаимоположение их на собранной модели. Поплавки должны размешаться совершенно верно параллельно корпусу, как и плоскость пилона, к которой прижимаются лапки картера двигателя. Ось воздушного винта по крайней мере не должна быть направлена вверх — в противном случае очень проблематичен как запуск, так и устойчивый движение по воде.

Размещение обоих кронштейнов уздечки регулируется, дабы при замене двигателя и трансформации его массы сохранялось условие параллельности стабилизатора поверхности акватории.

Скоростные характеристики аэроглиссера, само собой разумеется, прежде всего зависят от коэффициента и мощности двигателя нужного действия воздушного винта. Для серийного, недоработанного МК-17 рекомендуем пропеллеры типа 160Х170 мм.

По окончании ознакомления с изюминками модели возможно перейти на более скоростные (150X180 мм). Если вы удачно отфорсировали мотор, шепетильно обкатали его на стенде и применили обрисованную ранее в «М-К» заднюю стенку картера заодно с переходом на совокупность подачи горючего под давлением — дополнительно уменьшите диаметр винта при том же шаге. Но тут нужно будет учитывать опасность перейти предел максимально разрешенной шумности работы двигателя в 80 дБ.

В. ВИКТОРОВ, начальник кружка


Случайные записи:

Хосе Рауль Капабланка. Учимся у чемпионов !


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Модель-копия чемпиона

    20010,0,3500, (Окончание. Начало в № 5 и 11 ’02) Ракета-носитель «Союз У-2» с КК «Союз ТМ-12». В статье «Союз» — космический долгожитель»…

  • «Картонка» для юных чемпионов

    На последних столичных межрайонных соревнованиях спортсменов-парней внимание судей и участников привлек красивый микрокатер Виктора Носковкина для долгих…

  • Гоночная модель — чемпион европы

    В начале 70-х годов перед советскими спортсменами-автомоделистами стояла задача: превышать двухсоткилометровый предел скорости в классе моделей 2,5 см3….

  • Резино-моторные чемпионы

    Вниманию всех приверженцев популярного во всем мире класса Ф1Б — свободнолетающих резиномоторных авиамоделей — мы предлагаем сейчас необыкновенный как по…