Резиномоторное авто

28.05.2014 В мире моделей

Перед тем как начать рассказ о отечественной новой модели класса РМ-2, мы желаем возвратиться мало назад и с признательностью отыскать в памяти публикацию в «М-К» № 5 за 1991 год, в которой были в первый раз в практике автомоделизма рассмотрены ключевые принципы конструирования резиномоторных. Нужно подчернуть, что многие моменты статьи для нас были если не откровением, то по крайней мере неожиданными. Особенно это относится вопросов эксплуатации жгута резиномотора, выбора параметров ходовой части и проверки характера перемещения модели на разгонных участках.

Из опублинованного материала направляться однозначный вывод: неоспоримым преимуществом будут владеть автомобили максимально допустимых правилами размеров и имеющие притом ведущие колеса большого диаметра. Так как эти модели воображают собою если не копии, то по крайней мере полукопии — очень ответствен выбор «прототипа».

Обзор всей истории автотехники дает неожиданный итог: для условий резиномоторных оптимальнееподходят автомобили типа «ФордТ», артиллерийские тягачи начала вена (именуемые «тракторами») и исторические гоночные машины.

От первого варианта мы отказались из-за немыслимой высоты автомобили с «паланкином» (не считая по крайней мере необычного вида, подобная модель будет владеть и заметным аэродинамическим сопротивлением!); по второму не только мало исходных материалов, находящихся в отечественном распоряжении, но и вызывающа большие сомнения логина запуска более чем тихоходного «прототипа» в условиях гоночной автострады.

Исходя из этого было выбрано направление копирования как раз исторических машин рекордного типа.

Главная компоновка внешнего вида и параметры колес, полученные на протяжении долгих прорисовок, прекрасно видны на приведенных картинках. Отечественная модель имеет обобщенный темперамент; не привязана к какой-то конкретной модификации, соблюдены только главные показатели гоночных начала века.

Исходя из этого на имитации и вопросах копирования внешних узлов мы останавливаться не будем, поскольку тут все зависит от возможностей и вкуса моделистов. Хотелось бы лишь подметить, что при кажущейся сложности воспроизведение аналогичной полукопии на деле — очень несложная и притом весьма «вкусная» работа. Прекрасного результата возможно добиться, применяя ватман, картон, целлулоид и древесину.

Значительно серьёзнее разработка ходовой части. На картинках, сопровождающих предлагаемый материал, продемонстрированы два варианта силовой установки модели класса РМ-2. Первый, одножгутовой схемы, несложнее в изготовлении, не смотря на то, что и требует внимательной хорошей работы, в особенности в части шестеренчатой угловой передачи.

Не менее важно при сборке узлов добиться, дабы вращение всех осей и валов было легким, без заеданий и без биений. Навеска переднего финиша жгута спроектирована так, что при откидывании легкосъемной имитации кузова возможно захватить за выступающие финиши штыря жгут посредством фигурного крючка дрели, и после этого, с большой (двух-трехкратной) вытяжкой, по всем правилам закрутить резиномотор.

Не снимая штыря с крючка дрели, его ставят в вилку кронштейна и только позже отводят . крючок — это весьма комфортно. Кстати: на следующих автомобилях мы планируем дополнительно оборудовать их стопором ведущих колес, что разрешит еще более упростить операцию по заводке резиномотора. Тогда возможно будет не тревожиться об удерживании вращающего момента и, поставив модель на стартовую линию, только снять стопор.

Резиномоторное авто

Р и с. 1. Неспециализированный вид резиномоторной модели класса РМ-2:

1 — переднее колесо, 2 — крыло, 3 — имитация заправочной горловины, 4 — имитация кузова, 5 — имитация выхлопных патрубков, 6 — рама с декоративными накладками, 7 —хомут крепления выхлопных патрубков, 8 — ветровое стекло, 9 — руль, 10 — заголовник-обтекатель, 11 — заднее (ведущее) колесо.

Р и с. 2. Силовая часть шасси с одним жгутом резиномотора:

1 — контур передней части фальшкапота, 2 — съемный штырь для заводки резиномотора с предварительным растяжением (Д16Т), 3 — кронштейн штыря (Д16Т, профиль), 4 — рама (фанера), 5 — жгут резиномотора, 6 — ушко с целью проведения складываемого в два раза жгута (Д16Т), 7 — шарикоподшипник 4×11, 8 — вал (сталь и 4 мм), 9 — распорная втулка (латунь), 10 — ось ведущих колес (сталь 0 3 мм), 11 — ограничительная втулка со штифтом (латунь), 12 — кронштейн (Д16Т), 13 — контур окна в раме, 14 — ведущая коническая шестерня, 15 — ведомая шестерня, 16 — подшипник скольжения (латунь), 17 — дистанционная втулка (латунь), 18 — корпус подшипников (латунь), 19 — винт фиксации распорной втулки, 20 — место монтажа древесных кронштейнов передней оси колес, 21 — силовой винт крепления корпуса подшипников (при окончательной сборке ставить с эпоксидной смолой, как и сам корпус).

Р и с. 3. Силовая часть шасси с тремя жгутами резиномотора:

1 — контур передней части фальшкапота, 2 — съемный штырь для заводки резиномотора с предварительным растяжением (Д16Т либо сталь), 3 — фигурный кронштейн под штыри (Д16Т), 4 — контур углубления под жгуты резиномотора, 5 — винт крепления кронштейна с потайной головкой, 6 — рама (фанера), 7 — место приклейки кронштейна оси передних колес, 8 — жгуты резиномоторов, 9 — ушко с целью проведения складываемого в два раза жгута (Д16Т), 10 — промежуточный вал (сталь 0 4мм), 11 — подшипник скольжения (латунь), 12 — корпусподшипников(Д16Т), 13 — промежуточная цилиндрическая шестерня, 14 — кронштейн оси ведущих колес (Д16Т, профиль), 15 — центральная промежуточная цилиндрическая шестерня (фиксируется штифтом на тыльной части ведущей конической шестерни), 16 — контур сквозного окна в раме.

Вторая, трехжгутовая модификация еще более профессионализирована и, быть может, будет принимать во внимание эталонной с позиций потенциальных скоростных возможностей.

Так как на ней применена усложненная редукторная схема, то постройка аналогичной автомобили сложнее — ееизготовление возможно предложить только тем, кто уже купил достаточный опыт в работе с разными материалами. Хочется подметить, что само конструктивное выполнение ходовой части данной модификации мы не вычисляем совершенным. Точно кто-то придет н выводу, что отдельные узлы возможно решить по-второму, несложнее и действеннее.

Но неспециализированная трехжгутовая схема, наверное, вне конкуренции. Единственное, в чем возможно постараться ее улучшить — поднять энергетику модели за счет длины и сечения жгутов. Но тут нужно иметь в виду, что длину жгута удастся расширить ненамного, а рост сечения резиномотора (его отдельных, поочередно закручиваемых жгутов) может привести к столь громадным вращающим моментам, что с заводкой не справится спортсмен-школьник.

Так как упрочнения предварительного растяжения резины и момент на дрели весьма громадны!

Напоследок приводим проверочные расчеты надежности перемещения автомобили на разгонных участках пути. Они говорят о том, что трехжгутовая модель испытывает недостаток в догрузке в зоне ведущих нолес. В противном случае (что, кстати, подтвердили и пробные запуски выстроенной модели) из-за неизбежных вибраций и уменьшенного сцепления колес с полом происходит прокрутка на старте.

В следствии не только теряются самые энергоёмкие витки заводки резиномотора, но обычно не достаточно дальности хода. А ведь последняя еще в проекте заложена с громадным запасом! Кстати —это сделано преднамеренно, с расчетом на применение среднего участка диаграммы работы жгута (см. «М-К» № 5 за 1991 год, материал «Секреты резинового жгута», рис.

3, участок 2 на верхней диаграмме). Но, нак выяснилось, отечественная машина относится к не через чур перемоторизированным, и для увеличения результата заезда на ней возможно закручивать мотор до предразрывного состояния.

На трехжгутовом шасси мы применили ту же схему со съемными передними штырями, разрешающую растягивать жгут перед заводкой.

Как уже говорилось, отдельные жгуты закручивают поочередно. Наряду с этим резина может тереться о края отверстий в переднем кронштейне, исходя из этого все кромки железных подробностей, соприкасающиеся со жгутом, должны быть шепетильно отполированы и смазаны касторовым маслом.

В возможности у нас сейчас работа по упрощению конструкции ходовой части и рамы при сохранении неспециализированной схемы.

Все новые разработки сравниваются по быстроходности и эффективности с предложенным вашему вниманию вариантом, что, возможно, на долгое время стал вправду эталонным.

Напоследок желаем сделать читателям, интересующимся проблемами резиномоторных автомоделей, необычный презент. Дело в том, что у нас появилась мысль, как создать перспективную ходовую часть для автомобилей класса РМ-1.

Суть новинки содержится в применении эластичного зубчатого ремня, одним финишем закрепленного на финише растягиваемого пучка резиновых нитей. Потом зубчатый ремень проводится через повышающий двухступенчатый редуктор, приводящий во вращение ведущие колеса модели.

При верном подборе параметров зубчатого ремня (само собой разумеется, употребляется только его отрезок), его передаточного числа и хода редуктора возможно создать поразительную по энергетике машину класса РМ-1, которая в итоге сможет обгонять кроме того лучшие экземпляры класса РМ-2. Считаем, что заняться конструктивной проработкой таковой идеи будет весьма интересно любому автомоделисту.

Тем более что предлагаемое ответ снимает все неприятности, которые связаны с хорошей схемой с наматыванием нити на вал.

Похоже, не так долго осталось ждать появится и еще один вопрос: как совершенно верно хронометрировать время прохождения столь маленькой дистанции при столь быстроходной технике! Но это скорее вопрос к судьям, чем к моделистам-спортсменам.

В.

ШУМЕЕВ


Случайные записи:

Слабо отгадать что за авто?


Похожие статьи, которые вам понравятся: