Ротор вместо парашюта

07.03.2016 В мире моделей

Общий интерес на соревнованиях ракетомоделистов (первый чемпионат России и открытый чемпионат Азии) привела к модели ротошюта (класс S9А) российского спортсмена Владимира Меньшикова. Поведаем о ней детально. Эта модель схематично напоминаем разработки первых ротошютов (1994 — 1996 гг.) на заре становления данной категории.

Как раз тогда и внес предложение подобный вариант В. Меньшиков. Но его сегодняшняя модель выполнена на более высоком техническом и технологическом уровне. Она не относится к типу ротошютов контейнерного типа. Корпус модели составляют четыре лопасти, изготовленные из бальзовых пластин толщиной 1 мм.

В сложенном виде на протяжении оси модели, любая лопасть, правильнее её ширина (хорда), образовывает 1/4 длины окружности, диаметром 40 мм.

Конструктивно модель ротошюта складывается из трёх элементов: головной обтекатель, несущий хвостовая часть и ротор (двигательный блок).

Головной обтекатель отформован из двух либо трёх слоёв стеклоткани толщиной 0,03 мм на оправке оживальной формы со легко затупленной вершиной с громаднейшим диаметром 39,8 мм.

По окончании отвердевания связующего обтекатель отрезают по длине до размера 90 мм торцуют на токарном станке, по окончании чего вклеивают два кольцевых шпангоута (9, 10) из бальзы толщиной 1 мм: один на расстоянии 50 мм, второй — на расстоянии 82 мм от вершины модели. Толщина обоих шпангоутов — 6 мм. Над верхним шпангоутом делают четыре отверстия диаметром 1,2 мм и располагают их крестообразно (диаметрально). Они помогают для продевания резинок возврата.

К нижнему шпангоуту (10) крепят крестовину (12), выпиленную из стеклотекстолита толщиной 0,5 мм с приклеенными по краям четырьмя П-образными шарнирными узлами навески лопастей (11). В боковых стенках этих узлов просверлены отверстия диаметром 1 мм для закреплении осей поворота лопастей.

В центре крестовины сверлят отверстие диаметром 5 мм для вклеивания узла подвески модели.

Его база — штанга длиной 170 мм и диаметром 5 мм выполнена из углепластика.

Верхним торцом (финишем) она потом будет вклеиваться о «макушку» головного обтекателя. Снизу к ней крепится нить подвески модели (28) и контейнер (14) для размещения дополнительной (стабилизирующей) ленты. Контейнер — трубка из стеклопластика диаметром 11 мм и длиной 40 мм. Он соединяется со штангой при помощи втулки (27), выточенной из бальзы.

К низу контейнера крепят переклеенный из двух бальзовых пластин шпангоут (15). Он делает роль опорного при складывании лопастей. Крепят штангу и головной обтекатель, вклеивая её в его «макушку» и во втулку (27), засунутую в контейнер (14).

Несущий ротор модели — из четырех лопастей. Они изготовлены из бальзовой пластины толщиной 1 мм.

Заготовку из бальзы предварительно распаривают, накладывают на оправку (лучше алюминиевую либо пластмассовую) и обматывают плоской резиновой лентой (чтобы не было вмятин). По окончании подсыхания обрезают по длине 330 мм и ширине 28 мм. Причем боковые стороны (линий среза) наряду с этим должны отклонятся от осевой линии оправки на 4°. Это делается чтобы заведомо обеспечить геометрическую крутку лопасти.

Ротор вместо парашюта

Модель ротошюта класса S9N В. Меньшикова (Урай):

1 — головной обтекатель; 2 — резинка раскрытии лопасти; 3 — накладки; 4 — рейка подвески лопасти; 5 — лопасть; 6 — двигательный блок; 7 — стабилизатор; 8 — фиксатор МРД; 9, 10, 15, 18 — шпангоуты; 11 — П-образная скоба узла подвески; 12 — крестовина; 13 — штанга головного обтекателя; 14 — контейнер; 16 — поршень подвижной штанги; 17 — подвижная штанга; 19 — нервюры лопасти; 20 — законцовка; 21 — полунервюра; 22— обойма; 23 — шпангоут; 24 — нить подвески модели; 25 — стабилизирующая лента; 26 — корпус МРД; 27 — втулка (бальза); 28 — нить подвески

К нижней вогнутой поверхности лопастей клеят 10 накладок (необычных нервюр), выполненных из углеткани.

В начале на оправке диаметром 38 мм формуют цилиндрическую трубку, которую позже нарезают на кольца шириной 1,5 мм. После этого их режут на четыре сегмента (дуги). Наклеенные на лопасти, они снабжают их жёсткость и форму ОДНОЙ четверти окружности. К одному финишу каждой из лопастей крепят рычаг, выполненный из липовой рейки длиной 50 мм и поддерживающейсрез (край) лопасти на 5 мм. Боковые её стороны усиливают целлулоидом и подгоняют к П-образному шарнирному узлу головного обтекателя.

По окончании чего сверлят отверстие под оси поворота и навешивают лопасть. На расстоянии 30 мм от края закрепляют резинку возврата лопасти, завязывая снизу узел.

К законцовкам (20) лопастей изнутри приклеивают бальзовые сегменты для создания узла соединения и крепления двигательного блока.

Изготавливают их тaк. Из бальзового шпона толщиной 0,8 мм (предварительно намочив) на оправке диаметром 37 мм сгибают цилиндр длиной 20 мм. По окончании подсыхания к любому торцу приклеивают кольцо шириной 6 мм и диаметром 37 мм из узкого (0,3 — 0,5 мм) стеклотекстолита. После этого разрезают на четыре части и крепят к лопастям (на чертеже — нет).

Двигательный блок представляет собой хвостовую часть простой модели ракеты спортивного класса. Eго корпус выклеен из двух слоёв стеклоткани толщиной 0,03 мм на оправке оживальной формы. По окончании подсыхания смолы оправку с заготовкой зажимают в станок обрабатывают и торцуют на длину 125 мм. К нижнему краю клеят три стабилизатора, выполненных из бальзы толщиной 0,7 мм.

К одному из них крепят фиксатор МРД (8), выгнутый из металлической проволоки диаметром 0,6 мм. В верхнюю часть вклеивают бальзовую соединительную обойму (22) ширимой 15 мм и шпангоут с внутренним диаметром 32 мм. На протяжении одного из стабилизаторов крепят вольный финиш нити подвески модели. Она — из кевлара, её протяженность — около 1,5 м, верхним финишем соединена со стабилизирующей тормозной лентой.

Подготовку модели к запуску проводит так. Контролируют правильность креплении лопастей. Их угол «V» — около 5°, натяжение резинок возврата однообразное.

После этого сворачивают стабилизирующую лету и укладывают в контейнер, подгибают к центру лопасти и надевают двигательный блок на соединительную обойму, которую образуют четыре элемента на свободных финишах лопастей.

Стартовая масса модели ротошюта без МРД — 17,5 г.


Случайные записи:

Flying To 15,000 Feet On My Paramotor — Paravlog #12


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Ротор» складывает «крылья»

    Модель ротошюта чемпиона России 2003 г. А.Решетникова — предстоящее совершенствование «сергиевопосадской» схемы, созданной в ЦТТ «молодость» под…

  • Спасает ротор

    Уже много лет в своде правил соревнований по ракетомодельно-му спорту Интернациональной федерации авиационного спорта значится категория — микроракеты с…

  • Лента вместо парашюта

    Модели ракет категории S6. Четыре класса включает в себя категория S6 — модели ракет по длительности полёта с лентой. На мой взор, эта категория…

  • «Ротор» победителей

    Модель ротошюта. На чемпионате России по ракетомодельному спорту первыми призёрами в классе моделей ротошютов стали Лариса Иванова и Алексей Грязев….