Система спасения — «ротор»

06.05.2011 В мире моделей

Всего четыре класса включает в себя одна из самых свежих категорий ракетных моделейна длительность полёта с роторомS9. В соревнованиях данной категории стартуют лишь одноступенчатые модели, каковые применяют принцип авторотации несущего винта как единственный метод мягкой посадки на землю. Авторотация обязана происходить лишь на протяжении продольной оси модели и быть результатом работы и раскрытия несущего винта.

Ротошют представляет собой твёрдую конструкцию. Мягкие материалы смогут употребляться лишь для покрытия (обшивки) твёрдых подробностей каркаса. В полёте модель ротошюта не должна разделяться на две и более частей. Чемпионатным классом категории роторных моделей есть класс S9.

Требования к нему таковы: большая стартовая масса60 г, мельчайший диаметр корпуса40 мм, импульс двигателяне выше 2,5 н.с., большое время полёта в туре3 мин (180 c.).

С 1992 года в кодексе ФАИ и в отечественных правилах категория S9 значится как модель на длительность полёта с ротором. Некое время, пока шло освоение моделей ротошютов, включение их в программу официальных соревнований не представлялось вероятным.Система спасения — «ротор» Но, нужно дать должное, работа по созданию роторных моделей велась (активнее всегов государствах Европы).

Так как с технической точки зрения эти летательные аппараты были увлекательны.

И лишь накопленный опыт конструирования ротошютов разрешил включить их старты в программу некоторых соревнований. Первое время это были демонстрационные (выставочные) полёты.

На моей памяти модели с авторотирующим спуском у нас в стране в первый раз показал Владимир Меньшиков из города Урая. Это была неповторимая по тем временам конструкциясвоеобразный симбиоз двух категорийS6 (с лентой) и S9 (с ротором). Не скрою, как раз появление данной модели в экспериментальном варианте и её демонстрационные полёты расширили для многих ракетчиков представления о моделях с авторотирующим спуском.

Кстати говоря, относилась она к контейнерному типу. Но об этомпозже. Через некое время в зарубежной печати был опубликован материал о моделях с авторотирующим винтом британца Стюарта Лодже.

В первый раз я заметил в деле старты ракетчиков с роторными моделями во второй половине 90-ых годов двадцатого века на соревнованиях на Кубок имени С.И. Королёва. Уже тогда наблюдалось пара конструкций и схем. Но, на мой взор, на этом фоне выделялась модель победителя Александра Юртаева из Москвы. Подкупала её простота. Несущая поверхность (ометаемая) создавалась за счёт вращения ротора из четырёх лопастей.

Именно он (ротор) и снабжал авторотацию. Лопасти имели плоско-выпуклый профиль громадной толщины (около 6 мм) и по окончании складываниях их на протяжении оси образовывали корпус модели ракеты.

По окончании старта, на высоте 150180 м срабатывал вышибной заряд МРД, что пережигал нити фиксирования сложенных лопастей. И сейчас они под действием резинок возврата отклонялись вверх, образуя четырёхлопастную ромашкуротор. Он и создавал режим авторотации.

С аналогичной моделью во второй половине 90-ых годов двадцатого века чемпионом России среди школьников в классе S9 стал Иван Трохин (г. Электросталь). Само собой разумеется, если сравнивать с моделью А. Юртаева, она имела значительные доработки: улучшены лопастиим был придан профиль изогнутой пластинки.

Благодаря чего корпус приобрёл цилиндрическую форму, мидель стал круглым.

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века модели ротошютов (класс S9A) были включены в программу чемпионата России в Орле. И первыми победителями стали: Сергей Жданов (г. Новый Оскол)среди юношей, а Елена Куркова (г.

Москва)среди взрослых. С той поры класс моделей ротошютов всегда присутствует в программе многих соревнований.

На мировом чемпионате категория роторных моделей ракет начинала лишь в 2002 году. Первыми победителями тогда стали: Максим Тимофеев (Российская Федерация)среди Карел и юниоров Прожбутек (Польша)у взрослых.

Нужно признать, что модели ротошютовэто, на мой взор, одно из самых увлекательных творческих направлений в ракето-космическом моделизме и ракетомодельном спорте. Как раз в данной категории имеется громадное поле для технических и технологических поисков, что наглядно иллюстрируется историей становления и развития моделей ротошютов.

Как уже было отмечено выше, у первых летающих моделей с ротором корпуса формировались из лопастей. Наряду с этим в сложенном (полётном) виде между ними появлялись зазоры, время от времени различной ширины. Само собой разумеется, эти модели были далеки от совершенства: конструкцияперетяжелена, аэродинамикане на высоком уровне, что, в итоге, не разрешало достигать громадной высоты полёта при существующих МРД.

Но это были трудности роста, освоения.

И само собой появилось новое техническое решениеупрятать ротор при старте в контейнер. Эта схема стала не только актуальной, но и аэродинамически оправданнойзаметно увеличилась высота полёта. Модели ротошютов для того чтобы типа взяли названиеконтейнерных.

К сожалению, авторство их распознать не удалось.

Главный несущий элементротор для взлётазаключался в корпус (контейнер) и модель в стартовом положении ничем не отличалась от простых моделей стартовых классовSЗА, S6А. Фаворитами в классе ротошютов тогда были: Алексей Соколов (г. Сергиев Посад), Сергей Шаманин (г.

Электросталь) и Григорий Сергиенко (г. Орёл).

По окончании появления новых требований большой диаметр корпуса моделей ракет возрос до 40 мм. Конечно снизилась и высота их полёта. Но творческая идея в категории роторных моделей не следует на месте. Рвение к увеличению длительности полёта побудило многих спортсменов к революционному шагуломке лопастей ротора.

Этим самым практически в два раза возрос диаметр ометаемой поверхности, а следовательно и площади несущей поверхности. И, как следствие,уменьшение удельной нагрузки. А это, со своей стороны, существенно снизило вертикальную скорость, что повлекло за собой повышение времени полёта.

Следующий этап в будущем техническом совершенстве моделей ротошютовпоявление стреловидности на лопастях. Одним из первых у нас в стране применил её Алексей Грязев (г Челябинск). И сейчас около 70 процентов виденных мною на многих соревнованиях ротошютов имеют складывающиеся лопасти с углом их стреловидности порядка 1518.

В 2006 году на первенстве России Геннадий Воронченко (Мещерино) представил уникальную модель ротошюта, имеющего два ротора, расположенных соосно, по три лопасти в каждом. Этот спортивный боеприпас разрешил ему тогда стать чемпионом среди юниоров.

Ещё одну неповторимую модель демонстрировал тогда и Николай Сергеев (г. Белгород). Консоли лопасти его ротошюта были изготовлены из настоящих гусиных перьев.

Сейчас большое количество споров (технических) ведётся среди спортсменов о нужном количестве лопастей на роторе. Их число колеблется от трёх до шести. Кстати, ярые приверженцы шести лопастейполяки. И их преимущество они подтверждают победными стартами. По солидному счёту, аэродинамически оправдано громадное их количество.

Но нужно признать, что увеличение качества и улучшение обтекания КПД винта не всегда сопряжено с надёжностью работы и эксплуатации самого роторанастройкой и регулировкой. Да и возможность отказа какого-либо узла либо элемента существенно возрастает. Из всего конструкций и многообразия схем я бы выделил модели белгородских ракетчиков, спортивные боеприпасы мастера спорта интернационального класса Алексея Решетникова и ротошют Александра Пузикова из города Бийска.

О последнем поведаем подробнее.

Модель ротошюта класса S9А:

1головной обтекатель;

2юбка обтекателя;

3шпангоут;

4 нить подвески обтекателя;

5нить (фал) подвески ротора;

6корпус;

7хвостовой конус (блок);

8стабилизатор;

9место крепления нити подвески;

10консоль лопасти;

11резинка раскрытия консоли;

12крючок навески резинки;

13лопасть ротора;

14крючок резинки раскрытия лопасти;

15резинка раскрытия лопасти;

16основания ротора (призма);

17узел крепления резинок раскрытия лопастей (трибок);

18штанга;

19шарнир узла подвески (вертлюшок);

20профиль лопасти;

21регулировочный клин.

Александр Пузиковпедагог дополнительного образования Дома технического творчества им. Я.Ф. Савченко с 1988 г. Все эти долгие годы находит упоение и радость в скромном, а на мой взглядпочётном труде воспитателя и педагога молодых людейшкольников. Преподавая ребятам начальные уроки технического конструирования, вовлекая их в мир громадной техники, сам одвременно с этим совершенствуется как в творческом, так и в спортивном замысле.

какое количество знаю Александра, а этооколо 20 лет, всё время поражаюсь его рвению демонстрировать что-то новое в собственных спортивных снарядахракетомоделях. Наряду с этим в них видится грамотный подход к конструированию, использование новейших технологий ракетного моделирования.

С 1992 г. всегда участвует в чемпионате России по ракетомодельному спорту. Как раз тогда стал медным призёром в тяжёлом классе SSСмодели-копии на высоту полёта. Позже, через три годачемпион России в классе моделей ракетопланов ( S4А). Не обращая внимания на отдалённость от центра (Бийск, Алтайский край), старается вывезти в свет собственных подопечныхучаствовать во Общероссийских соревнованиях.

В случае если нет возможностиедет сам на собственные индивидуальные средства, и обязательно достойно выступает. Так было и на 12-х Общероссийских соревнованиях по ракетомодельному спорту на Кубок С.П. Королёва.

Мне представляется, что предлагаемая конструкция ротошюта А.Пузикова будет увлекательна молодым ракетчикам.

Ротошют класса S9А Александра Пузикова относится к моделям контейнерного типа. Совокупность спасенияротор перед взлётом укладывается в носитель (контейнер). Отличительной изюминкой его модели я бы назвал доступность и простоту в изготовлении, в особенности её несущей поверхностиротора.

База егосоединительный элементпризма. Она представляет собой равносторонний треугольник со стороной, равной 31 мм, и толщиной 4 мм, склеенный из бальзового шпона. Его боковые стороны окантованы целлулоидом. В центре призмы сверлят отверстие и снизу вклеивают штангу длиной 185 мм.

Для неё возможно применять шпажку древесного шампура. Наряду с этим сверху оставляют маленькой отрезок (1,52 мм) свободным. Его легко заостряют и наклеивают на него необычную фигурную подробность (грибок) с громаднейшим диаметром 9 мм.

Его вытачивают из древесины. Он помогает для крепления резинок раскрытия лопастей. В нижний (вольный) финиш штанги закрепляют узел подвески корпусарыболовный вертлюшок, к которому, со своей стороны, привязывают нить подвески (фал).

Лопасть ротора (их три) делают из бальзовой пластины толщиной 3 мм, шириной 31 мм и длиной около 370 мм, профилируют, формируют законцовку и покрывают слоем нитролака. Профиль при этомплосковыпуклый. По окончании обработки разрезают лопасть поперёк (практически поровну) и, обрабатывая торцевые стороны консоли и самой лопасти, придают ей нужную стреловидность (около 15) и один из углов Vоколо 10. Снизу на консоль и лопасть наклеивают полосу из банта (нейлоновая ткань), приобретая шарнирное соединение.

Сверху, на расстоянии по 25 мм от линии складывания вклеивают два крючка для резинок раскрытия консоли. К свободному (корневому) финишу лопасти снизу клеят древесный клин шириной 10 мм и длиной 31 мм. Он есть регулировочным элементом для получения однообразного установочного угла всех трёх лопастей и для выравнивания нижней плоскости приклейки полосы ткани для шарнирного соединения с призмой.

Наряду с этим соблюдается такая последовательность. Сначала клеят Моментом ткань снизу на призму. После этого, по окончании подсыхания обрезают её по краям, оставляя свободными полосы шириной около 1011 мм, и крепят к ним все три лопасти нижними плоскостями. Наряду с этим нужно осуществлять контроль равенство углов V каждой лопасти.

Для этого нужно изготовить шаблон. По окончании просушки склейки сверху в лопасти на расстояние 30 мм от центра призмы закрепляют крючки для навески резинок раскрытия лопастей. Для крючков возможно применить скобки от степлера. консолей раскрытия и Резинки лопастей воображают петли, связанные из отрезков резиновой нити диаметром 1 мм.

Для получения однообразного натяжения они должны быть равной длины, и она подбирается умелым путём. Резинки раскрытия лопастей навешиваются на крючки, закреплённые в них, и шляпку грибка призмы.

Носитель (контейнер) ротошюта выполнен по известной технологииего формуют из двух слоёв стеклоткани толщиной 0,03 мм с эпоксидным связующим на оправке переменного сечения. По окончании подсыхания смолы заготовку контейнера на оправке обрабатывают на токарном станке на малых оборотах (450500 об/мин) и торцуют по длине416 мм. В хвостовой части клеят три пера стабилизатора, вырезанных из бальзового шпона толщиной 0,70,8 мм.

В месте крепления одного из стабилизаторов приклеивают нить подвески головного обтекателя. А в верхней части контейнера изнутри закрепляют нить подвески самого роторафал. Второй её финиш привязывают перед стартом к узлу подвески.

Головной обтекатель формуют равно как и корпус, используя оправку оживальной формы. По окончании обработки в нижнюю часть вклеивают соединительную втулку (юбку), а после этого в неё крепят шпангоут из бальзы толщиной 4 мм, предварительно вклеив в него петлю для привязывания нити подвески.

Подготовку модели ротошюта к старту выполняют в таком порядке. В первую очередь ставят двигатель, контролируя наряду с этим надёжность его крепления. После этого отгибают консоли лопастей к нижним поверхностям корневых элементов и в сложенном виде лопасти укладывают на протяжении штанги. Нить подвески (фал) оборачивают узкой бумагой (конденсаторной) либо плёнкой из фторопласта.

В контейнер вставляют пыж, изготовленный из пенопласта, а следомсложенный ротор. Потом вставляют головной обтекатель. Модель к пуску готова.

Стартовая масса ротошюта20 г, двигатель Zenit-А-13.


Случайные записи:

САС. (Система Аварийного Спасения Космонавтов)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Системы спасения моделей ракет

    Как обеспечить надежную и безаварийную посадку моделей ракет? Над ответом данной технической задачи бьются многие моделисты. По данным статистики более…

  • Стреловидные «крылья» ротора

    В отечественных репортажах о соревнованиях ракетомоделистов неоднократно упоминалась категория ротошютов — S9. Как раз эту категорию ракетных моделей…

  • «Ротор» складывает «крылья»

    Модель ротошюта чемпиона России 2003 г. А.Решетникова — предстоящее совершенствование «сергиевопосадской» схемы, созданной в ЦТТ «молодость» под…

  • «Ротор» победителей

    Модель ротошюта. На чемпионате России по ракетомодельному спорту первыми призёрами в классе моделей ротошютов стали Лариса Иванова и Алексей Грязев….