«Ротор» складывает «крылья»

03.04.2015 В мире моделей

Модель ротошюта чемпиона России 2003 г. А.Решетникова — предстоящее совершенствование «сергиевопосадской» схемы, созданной в ЦТТ «молодость» под управлением заслуженного тренера России О.Л. Краснова. На этом варианте мало увеличен угол «V» подвески лопастей (до 12°) и показался дополнительный угол «V» в месте их излома (складывания), что содействует устойчивому режиму авторотации.

Главный несущий элемент модели ротошюта — трехлопастный ротор.

Его лопасти — из бальзовых профилированных пластин шириной 33 мм и толщиной 2,5 мм. Профиль — плоско-выпуклый. Лопасть (их три) — складная, складывается из корневого и консольного элементов, длиной соответственно 192 и 165 мм, шарнирно соединенных между собой при помощи полосы нейлоновой ткани шириной 30 мм, наклеенной на нижнюю поверхность. А на верхнюю, на расстоянии 30 мм друг от друга ставят два крючка для крепления резинки раскрытия, связанной в виде петли.

Места касания резинки краев элементов лопасти усилены шайбами (накладками) из целлулоида.

В вольный финиш корневого элемента лопасти крепят шарнир — поворотную петлю, изготовленную из отрезка металлической проволоки диаметром 0,5 мм (ось), и кронштейн из полосы жести шириной 14 мм. «Ушки» оси клеят на место склейки и нижнюю плоскость усиливают стеклотканью. На расстоянии 8 мм от края лопасти сверлят отверстие для резинки возврата.

Ступица ротора (стакан) — стеклопластиковый цилиндр длиной 21 мм, отформованный на оправке диаметром 40 мм. Сверху и снизу в него вклеивают два шпангоута из бальзы толщиной 2 и 4 мм соответственно. В верхнем делают три фигурных выреза шириной 3,5 мм, расположенных под углом 120°. А в нижнем сверлят три наклонных отверстия-канала для резинок раскрытия лопасти.

К нижнему же шпангоуту клеят и пирамидку, в которой закрепляют кронштейны петель шарнирной подвески лопастей.

«Ротор» складывает «крылья»

Чемпион России 2003 г. А. Решетников

Через шпангоуты ступицы пропускают и вклеивают штангу — стеклопластиковую трубку длиной 93 мм . В верхнем ее финише закрепляют маленькой штырек из бамбука, а в нижний ставят шарнир подвески — рыбацкий вертлюшок.

В рабочем, авторотирующем положении лопасти удерживаются за счет резинок возврата, проходящих через отверстия и вырезы в шпангоутах ступицы и закрепленных одним финишем в виде петли на штырьке штанги, а вторым, продетым через лопасти, — обычным узлом.

Установочный угол (наклона) лопастей подбирается умелым методом. Сверху на ступицу ставится головной обтекатель и фиксируется тремя шпильками.

Контейнер ротошюта мало чем отличается от корпуса простой спортивной модели.

На оправке с громаднейшим диаметром 40 мм и меньшим — 10,1 мм формуют подкалиберную трубку из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм. После этого ее обрабатывают на токарном станке, полируют и отрезают до нужной длины — 412 мм. В нижней части корпуса, в месте перехода хвостового конуса в двигательный отсек вклеивают липовую втулку толщиной стены 1 мм и длиной 10 мм.

Она является упором для МРД от продольного перемещения и предохраняет эту территорию корпуса от прогара. По аналогичной технологии выполнен и головной обтекатель на оправке оживальной формы.

Модель ротошюта класса S9B чемпиона России 2003 г. А.Решетникова (г. Сергиев Посад):

1 — головной обтекатель; 2 — корпус контейнера; 3 — нить подвески; 4 — хвостовой конус; 5 — двигательный отсек; 6 — стабилизатор; 7 — штанга; 8 — резинки возврата лопастей; 9 — лопасти; 10 — крючки резинок раскрытия лопастей; 11 — резинки раскрытия лопастей; 12 — усиливающие накладки; 13 — верхний шпангоут; 14—стакан; 15 — нижний шпангоут; 16 — узел (фиксатор); 17 — петля поворота лопасти; 18 — кронштейн петли; 19 — «пирамидка»; 20 — подшипник подвески контейнера (вертлюжок); 21 — резинка-амортизатор

Стабилизаторы вырезают из бальзовых пластин толщиной 1,6 мм, профилируют и уменьшают толщину на финишах до размера 1 мм.

По окончании чего покрывают их лаком и клеят встык к двигательному отсеку. К одному из стабилизаторов на смоле крепят нить подвески. Второй ее финиш привязывают резинкой-амортизатором к подшипнику штанги.

Для старта модели ротошюта его лопасти складывают. Сначала подгибают вниз концевые элементы, после этого укладывают сложенные лопасти на протяжении вертикальной оси.

В контейнер ставят пыж и помещают в том направлении сложенный ротор. Наряду с этим нужно смотреть за тем, дабы нить подвески не запуталась в лопастях.

По окончании срабатывания вышибного заряда МРД сложенный ротор вылетает из контейнера, и мгновенно раскрываются лопасти. Судьям остается лишь фиксировать итог.

Масса модели А.Решетникова без пыжа и МРД —22 г.

В. РОЖКОВ


Случайные записи:

Rocket On Rotor (1955) Helicopter Rocket Rotor Blade Tips


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ротор вместо парашюта

    Общий интерес на соревнованиях ракетомоделистов (первый чемпионат России и открытый чемпионат Азии) привела к модели ротошюта (класс S9А) российского…

  • Стреловидные «крылья» ротора

    В отечественных репортажах о соревнованиях ракетомоделистов неоднократно упоминалась категория ротошютов — S9. Как раз эту категорию ракетных моделей…

  • «Ротор» победителей

    Модель ротошюта. На чемпионате России по ракетомодельному спорту первыми призёрами в классе моделей ротошютов стали Лариса Иванова и Алексей Грязев….

  • Спасает ротор

    Уже много лет в своде правил соревнований по ракетомодельно-му спорту Интернациональной федерации авиационного спорта значится категория — микроракеты с…