Спасает ротор

07.09.2015 В мире моделей

Уже много лет в своде правил соревнований по ракетомодельно-му спорту Интернациональной федерации авиационного спорта значится категория — микроракеты с авторотирующим спуском. В свое время спортсмены уделяли данной технике много внимания, позже про нее не известно почему на долгий срок как бы забыли. Но на данный момент отмечается определенный всплеск нового интереса к ротошютам—так среди моделистов-спортсменов именуют ракеты с авторотирующим спуском.

Хотя оказать помощь конструкторам не отстать от возродившегося направления, богатого возможностями творчества и технического поиска, и отвечая на письма читателей, редакция предлагает увлекательную конструкцию модели ротошюта мастера спорта из Тюменской области Владимира Меньшикова. Отдавая должное проработанности модели, нужно подчернуть, что все же она находится в стадии совершенствования.

Исходя из этого и для вас, приверженцы ракетомодельного спорта, эта схема может служить не только в качестве материалов для копирования, но и как отправная точка создания еще более идеальных конструкций.

Предлагаемая вашему вниманию модель класса БЭА выполнена по классической разработке и мало чем отличается от техники чемпионатных классов БЗА и БбА. Конструктивно ее возможно поделить на три части: ротор, головной и двигательный блок обтекатель.

Ротор изготавливается следующим образом. На оправке 0 30 мм формуется стеклопластиковый цилиндр длиной 190 мм. торцуется по обоим краям и разрезается на протяжении на три однообразные части. Так получаются сегменты-створки.

К каждой из них изнутри для жесткости приклеиваются по два шпангоут -ных элемента, а снизу крепятся баль-зовые «сухарики». Последние являются своеобразным переходником, вставляемым в обойму двигательного блока при подготовке модели к запуску. На их нижних торцах монтируются секторы из бальзы, образующие совместно круглый шпангоут.

Он предохраняет сегменты-створки (они же — лопасти ротора) от прогара на протяжении срабатывания вышибного заряда МРД.

В верхней части каждой створки изнутри приклеивается рычаг подвески из липовой рейки сечением 3,5×4 мм. Боковые плоскости рычагов, поддерживающиекрай лопасти, усиливаются накладками из листового целлулоида, по окончании чего в этих территориях сверлятся отверстия 0 1 мм. Анапротивоположных финишах рычагов — для крепления резиновой нити возврата.

Головной обтекатель оживальной формы отформован из стеклоткани и имеет два шпангоута. Первый, толщиной 2,5 мм и с отверстием 0 10 мм в центре, установлен на глубине 47 мм от нижнего обреза и помогает для крепления резиновых нитей возврата. Второй шпангоут находится в 6 мм от обреза обтекателя и есть элементом связи с тремя кронштейнами рычагов створок-лопастей.

Оси шарнирных соединений сделаны из отрезков металлической проволоки 0 1 мм. Для свободного перемещения рычагов в головном обтекателе по периметру его нижней кромки прорезаны три прямоугольных паза размером 5,5×6 мм.

Двигательный блок неспециализированной длиной 90 мм кроме этого отформован из стеклоткани и складывается из двух предварительно изготовленных подробностей. Первая — цилиндрическая трубка 0 13 мм, вторая — обойма обтекаемой формы.

По окончании сборки этих подробностей сверху на глубину 1 мм вставляется бальзовый шпангоут и приклеивается на месте.

Ротошют имеет три стабилизатора, изготовленных из бальзовых пластин толщиной 0,5 мм и армированных узкой стеклотканью. Крепятся они на цилиндрической части двигательного блока встык посредством эпоксидной смолы. Снаружи на протяжении одного из стабилизаторов проводится нить подвески.

Спасает ротор

Модель ракеты-ротошюта класса S9А:

1 —головной обтекатель, 2 — резиновая нить раскрытия (возврата) лопастей-створок, 3 — шпангоут, 4 — створка-лопасть, 5 — трубка двигательного блока, 6 — лопасть стабилизатора, 7 — рычаг подвески створки-лопасти. 8 — накладка рычага. 9 — шпангоут створки, 10 — «сухарик», 11 — обойма двигательного блока, 12— шпангоут двигательного блока, 13 — нить подвески подробностей модели, 14 — кронштейн крепления рычага створки, 15 — сектор.

Масса модели без двигателя равна примерно 7,5 г.

Подготовка модели к запуску

Вблизи одного из финишей резиновой нити длиной около 50 мм и 0 1 мм завязывают узел. Вольный финиш выполняют в отверстие шпангоута головного обтекателя. Выведя нить наружу, ее протягивают через отверстие рычага подвески створки-лопасти и закрепляют, завязав подобный узел. Это проделывают со всеми створками-лопастями, получая натяжением резиновых нитей однообразных углов их отклонения.

При подготовке модели к запуску лопасти поворачиваются вниз, образуя в сложенном виде цилиндрический корпус ракеты. Наряду с этим нижние части створок, благодаря смонтированным на них «сухарикам», образуют втулку, которая обязана достаточно хорошо войти в обойму двигательного блока. Перед данной операцией нить подвески бережно заправляется вовнутрь модели.

Монтируется двигатель марки МРД-2,5-3-3.

Через 3 — 4 с по окончании отработки главного заряда двигателя подрывается вышибной верхняя часть и заряд корпуса уходит вверх. Створки раскрываются, преобразовываясь в лопасти несущего ротора, и модель переходит в режим авторотирующего спуска. Протяженность нити подвески подбирается практическим методом.

В.РОЖКОВ


Случайные записи:

А. Чичкин спасает Ротор


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ротор вместо парашюта

    Общий интерес на соревнованиях ракетомоделистов (первый чемпионат России и открытый чемпионат Азии) привела к модели ротошюта (класс S9А) российского…

  • «Ротор» складывает «крылья»

    Модель ротошюта чемпиона России 2003 г. А.Решетникова — предстоящее совершенствование «сергиевопосадской» схемы, созданной в ЦТТ «молодость» под…

  • Соосный «ротор» чемпиона

    участники и Всеобщий интерес, и эксперты прошедшего чемпионата России по ракетомодельному спорту показали к модели победителя в классе ротошютов (S9A)…

  • Система спасения — «ротор»

    Всего четыре класса включает в себя одна из самых свежих категорий ракетных моделейна длительность полёта с роторомS9. В соревнованиях данной категории…