«Сандвич» на смену бальзе

07.12.2015 В мире моделей

В течение десяти последних лет авиамоделисты-кружковцы СЮТ г. Вотки иска с неизменным успехом выступают на общероссийских соревнованиях, проводимых Министерством народного образования, много раз занимая призовые места. Особенно удачно мальчишки соревнуются в классах резиномоторных и таймерных моделей, где они каждый год становятся чемпионами России. Значительная часть успеха в собственности необыкновенной школе конструирования крылатой техники, которая сложилась в авиамодельном кружке СЮТ.

Информация о новых технологиях и решениях, применяемых кружковцами Воткинска, пока еще не оказалась на страницах отечественных изданий — в кружке, руководимом А. Чирковым, занимались «шлифовкой» нетрадиционных приемов создания моделей. Сейчас же спортсмены решились опубликовать собственные материалы.

На примере таймерной свободнолетающей автомобили класса Р1С, которая помогла О.Журову стать чемпионом России 1994 года среди юношей, вы сможете составить четкое представление о новых способах конструирования. Уверены, что большая часть приведенных ответов понадобится всем приверженцам авиамодельного технического творчества в их работе по созданию спортивной техники завтрашнего дня.

Итак, слово авторам, разработчикам нетрадиционных способов конструирования.

На отечественной таймерной авиамодели применен множество новшеств. Прежде всего это касается кессонной силовой части крыла, изготовленной с несущей обшивкой в виде «сандвича», предварительно отформованного из фольги и специальной бумаги алюминиевого сплава. Ниже мы познакомим вас с разработкой изготовления аналогичной обшивки, неповторимой по своим эксплуатационным качествам и имеющей широкий спектр применения на разных авиамоделях.

До тех пор пока только напомним, что на данный момент в Российской Федерации и за границей фактически все спортсмены выше первого разряда строят таймерные модели по однообразной схеме — с крыльями, обшитыми бальзой и покрытыми фольгой. Для остальных же спортсменов подобная техника остается недоступной.

Созданная нами обшивка из бумажно-фольговых панелей всецело снимает проблему добывания дефицитной бальзы. Наряду с этим новая обшивка — отнюдь не эрзац!

Долгие опробования продемонстрировали, что «сандвич» из бумаги с фольгой более технологичен, а крыло с таким покрытием не только удачно противостоит всем полетным нагрузкам, но и всецело защищено от ударов при приземлении модели, чего не сообщишь о бальзе. Довольно большая и ремонтоспособность «сандвича». Помимо этого, он позволяет правильнее профилировать консоли.

Все это разрешает смело советовать новую обшивку не только для резиномоторных и таймерных автомобилей, но и для многих вторых. Модели сложных классов, изготовленные по новой разработке, дешёвы кроме того для школьников и спортсменов среднего уровня мастерства.

«Сандвич» на смену бальзе

Таймерная свободнолетающая авиамодель чемпиона России 1994 г. среди юношей О.Журова.

Схема оклейки задней части секции крыла:
1 — стапель (стекло), 2 — прокладки (стеклотекстолит толщиной 0,5 мм), 3 — разделитель (пленка), 4 — каркас крыла, 5 — «подушки» (поролон), 6 — прижим, 7 — бумажно-фольговые панели обшивки (сперва приклеивается нижняя часть обшивки).

Быть может, во многих случаях бумажно-фольговый «сандвич» в чем-то уступит по прочности композиционным обшивкам из угле- и стеклотканей и СВМ, каковые в далеком прошлом уже освоены нами.

Но композиционные «корки» для носков крыла сделать непросто: необходимы не только дорогостоящие компоненты и связующие, но и оборудование наподобие надежного вакуумного насоса, особого мешка, вытяжного и термического шкафов. Да и работы тут большое количество — сложной, важной, кропотливой и далеко не так дешёвой для «середняка», как хотелось бы. Наряду с этим «космические композиты» получаются через чур прочными и твёрдыми.

Отечественный же легкий «сандвич» более оправдан, поскольку не носит показателей утяжеления и излишнего упрочнения. Отметим, кстати, что по бумажно-фольговой технологии уже созданы красивые качественные крылья для планеров F1А й резиномоторных моделей F1B (масса крыла для «стильной» чемпионской резиномо-торки равна всего 45 г).

В конструкции таймерной имеется и такая новинка, как узел соединения «ушка» с центропланной частью крыла, выполненный по принципу «ослабленного сечения» по всей хорде.

Это разрешает крылу оставаться невредимым кроме того по окончании последовательности «крутых» аварий. Как мы знаем, что «классический» узел по окончании повреждения к ремонту негоден, поскольку при изломе крыла разрушается не только громадная площадь твёрдой обшивки, но и полки со стенкой лонжерона. В созданной нами схеме, с избытком удовлетворяющей требования летных усилий и нагрузок, «центроплан» и ушко легко расчленяются при замечательном ударе («ушко» как бы отстреливается).

А ремонт посредством смол-«пятимину-ток» либо циакриновых связующих так несложен и стремителен, что возможно смело допускать модель уже к следующему туру соревнований.

Необыкновенна и разработка изготовления хвостовой балки фюзеляжа, которая «наматывается» на без движений закрепленную оправку из композиционных материалов и вспомогательного слоя бумаги. Элемент новизны присутствует и в лопастях воздушных винтов — они выклеены из нити СВМ в сочетании с угле-нитью.

Такие .лопасти легче подобных из стекло- и угленити на 1,5 г. Установленные шарнирно на титановых ступицах, новые лопасти выдерживают большие нагрузки. Достаточно заявить, что при отладке модель с двигателем, трудящимся на режиме 25 ООО об/мин, четырежды врезалась в почву, по окончании чего винт остался невредимым!

Конструкция модели

Крыло классической для современной спортивной техники формы снабжено профилем, созданным Н.Наконечным. Корневая нервюра выполнена из березы толщиной 3 мм, остальные — из липы толщиной 1 мм. Лонжерон отформован из углежгута; обе его полки сечением 1×10 мм уменьшаются к месту соединения центроплана с «ушком» до 1×3 мм и до 0,8×1,5 мм на финише крыла. Задняя треугольная кромка сделана из бальзовой рейки сечением 2×15 мм.

В корневой части каждой из консолей вклеен дюралюминиевый вкладыш с продольным отверстием, в которое вставляется металлической стыковочный штырь из проволоки марки ОВС диаметром 5 мм и неспециализированной длиной 120 мм. Обшивка всего крыла— бумажно-фольговый «сандвич», заполненный в бумагой.

Чтобы не было коррозии фольги поверхность покрыта из пульверизатора узким слоем паркетного лака, разведенного ацетоном.

«Ушко» возможно частично выполнено и в твёрдом варианте (твёрдая обшивка — лишь на лобике). Тогда хвостовики нервюр «ушка» усиливаются полочками из углепластика толщиной 0,15 мм. В этом случае масса крыла таймерной образовывает 180 г против 200 г в варианте с полной твёрдой обшивкой.

Узел соединения «ушка» с центропланом изготовлен по принципу «ослабленного сечения» следующим образом. В стыке подробностей устанавливается нервюра толщиной 10 мм, а между полками лонжерона вклеивается соединительный штырек из сосновой рейки сечением 4×20 мм. Передача всех полетных нагрузок происходит через эту нервюру. В момент твёрдого удара нервюра раскалывается по слоям древесины. По окончании склеивания отдельных частей модель снова готова к полетам.

Пилон крыла выдолблен из липы.

Крепится он на фюзеляже посредством двух дюралюминиевых штырей диаметром 8 мм, поставленных вертикально. киль и Стабилизатор отличаются от крыла только лобиками и размерами, обшитыми до лонжеронов твёрдым «сандвичем». Масса готового стабилизатора равна 22 г.

Отъемная хвостовая балка фюзеляжа массой 85 г сделана из стекло-, углеткани и фольги, без применения бальзы.

Разработка изготовления несложна; наряду с этим время, затрачиваемое на одну балку, не превышает двух часов. Сначала оправку смазывают касторовым маслом и обматывают слоем лавсановой пленки, а после этого зажимают (к примеру, в тисках). Из углеткани толщиной 0,1 мм и стеклоткани толщиной 0,05 мм вырезают по две выкройки, соответствующие размерам поверхности балки.

На стекле раскладывают приготовленные заблаговременно два страницы узкой прочной бумаги чуть большего размера, а на них — по одному слою стеклоткани и углеткани. Поверх наносят свежеразведенную смолу и втирают ее посредством шпателя; излишки смолы в обязательном порядке удаляют.

Так приобретают два пакета, пропитанных смолой.

Один из них бережно наматывают на оправку; бумагу наряду с этим размещают снаружи. Край последней с опаской, посредством заостренной древесной лопаточки, приподнимают, и целый лист бумаги (которая по сути есть только технологическим носителем сырой композитной веса) удаляют. Подобным образом накладывается и второй пакет.

В следствии образуется четырехслойная заготовка. Сверху ее оборачивают слоем фольги из АМг-2Н толщиной 0,03 мм, и целый «бутерброд» хорошо обматывают лавсановой пленкой, в один момент удаляя излишки связующей смолы.

Переходник хвостовой балки выточен из Д16Т и крепится тремя винтами, расположенными под углом 120°. Моторама изготовлена на фрезерном станке из того же материала. Ее внешний диаметр — 42 мм при толщине стенок 1,0 мм.

В модели использован двигатель «Атом» конструкции К.Гуничева, развивающий с воздушным винтом диаметром 176 мм и шагом 75 мм 26 000 об/мин. В «цветном» выполнении пары возможно использование двигателя «Талка-2,5» с поршнем и гильзой от «ЦСКАМ-2,5». Рабочие фазы двигателя должны быть следующими: выход — на 158°, перепуск — на 130°. Коленвал диаметром 12 мм отбалансирован под алюминиевый поршень.

В таком виде двигатель способен развивать до 23 000 об/мин, а при шепетильно подобранных подшипниках — до 25 000 об/мин.

Установочный угол стабилизатора: на взлете +2°, на «прижиме» +7°, на планировании +0°.

Универсальная разработка изготовления «сандвича»

Обшивка крыла складывается из трех элементов: лобика и двух панелей хвостовой части профиля. Стыкуются они посередине полки лонжерона.

Употребляются следующие материалы: бумага марки «крафт» толщиной 0,15 мм, фольга из алюминиевого сплава АМг-2Н толщиной 0,03 мм и как связующее — эпоксидный компаунд К-153. направляться подчернуть, что при изготовлении «сандвича» смола наносится узким слоем лишь на бумагу и разравнивается шпателем из фанеры либо пластмассы толщиной около 1 мм. Выкройки из фольги перед склеиванием обезжиривают нашатырным спиртом и шепетильно протирают ватой.

Для лобика крыла делается клиновидная железная оправка длиной около 640 мм. Причем в сечении она обязана воображать собой не профиль крыла, а чистый клин со скругленной передней кромкой до Я 0,75 мм, (соответственно толщина узкой грани заготовки должна быть равной 1,5 мм). Подобная оправка достаточно универсальна, поскольку разрешает формовать лобики для всех видов свободнолетающих моделей. Ее возможно смастерить кроме этого из жёсткой березы либо тонкослойной сосны.

По оправке выклеивают цу-лагу (прижимную контрформу) из стеклоткани толщиной 0,15 мм.

Лобиковый «сандвич» изготавливается следующим образом. Сначала из бумаги и фольги делают заготовки размерами чуть больше развертки лобика. После этого при ровной рейки и помощи линейки их сгибают около оправки. Последнюю покрывают «Эдельваксом» и по окончании подсыхания растирают мягкой тряпкой.

На бумажную выкройку наносят смолу и накладывают выкройку на оправку (клеем наружу), а сверху — обезжиренную фольгу. На разделительный слой из лавсановой пленки бережно надвигают цулагу и помещают ее между двумя страницами поролона толщиной около 10 мм. Подготовленный «сандвич» хорошо обматывают медицинским резиновым бинтом толщиной 1 мм и шириной 40 — 50 мм.

По окончании полимеризации смолы готовую выклейку снимают с оправки.

Панели хвостовой части профиля формуют в виде плоских пластин. На стекло кладут разделительный слой из ровной лавсановой пленки. На нем последовательно размещают пропитанную смолой бумагу (клеем наверх), обезжиренную фольгу, второй разделительный слой из лавсановой пленки и стеклопластиковую пластину толщиной 1 мм.

Покрывают все это поролоном толщиной 10 мм и прижимают ровной доской толщиной 20 мм с грузами весом не меньше 50 кгс. Вместо доски возможно применять струбцины, но при таких условиях в качестве базы-стапеля лучше применить металлические шлифованные пластины.

Накладка панелей «сандвича» производится следующим образом.

Вначале на каркас крыла приклеивают лобик, после этого — нижнюю хвостовую часть твёрдой обшивки и наконец — верхнюю хвостовую.

Готовый лобик по окончании примерок надрезают по ширине острием ножа (по железной линейке). Еще раз отметим — линия стыковки панелей обязана проходить строго посередине полок лонжерона.

Стыки промазывают эпоксидной смолой, по окончании чего лобик надевают на каркас. Всю сборку обматывают узкой прочной ниткой в носовых расположения и местах нервюр полунервюр. С полок лонжерона удаляют излишки смолы.

После этого склеиваемую секцию крыла укладывают на заблаговременно подготовленный стапель, воображающий собой толстый лист стекла с прокладкой из 1 -мм резины шириной 50 мм с разделительным слоем из лавсановой пленки под лобиком крыла. Нужно следить, дабы кромка резиновой ленты совпадала с задним обрезом лонжерона. На последний, со своей стороны, помещают лавсановую пленку, прижимную рейку и резиновую ленту сечением около 25×40 мм с грузами.

По окончании полимеризации связующего секцию крыла снимают со стапеля, срезают нитяную обмотку и монтируют баль-зовую стенку лонжерона (пластины толщиной 1 мм с вертикальным направлением волокон древесины).

Завершающий этап — установка хвостовой части твёрдой обшивки. Места стыков каркаса с соответствующей панелью «сандвича» промазывают эпоксидной смолой.

Каркас размещают снова же на стапеле и накладывают обшивку. Для равномерного распределения нагрузки на контур всех нервюр употребляется лист стеклопластика толщиной 0,3 — 0,5 мм, легко прогибающийся по профилю их хвостовых частей. Тут кроме этого используется разделительный слой из лавсановой пленки.

А.ЧИРКОВ, мастер спорта, начальник кружка СЮТ, г. Боткине к, Удмуртская Республика


Случайные записи:

18 смешных пранков над друзьями


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Универсальная схема

    «Да нет, для того чтобы попросту не может быть!» — эти либо похожие слова — «стандартная реакция» спортсменов любого ранга. А вызывает ее упоминание о…

  • Миг-3: летающий контур

    Кордовые контурные модели-копии постоянно привлекали авиамоделистов. На их создание, в отличие от полноценных копий, требуется значительно меньше…

  • Нттм-2011. подрастающая смена

    В № 9 отечественного издания был опубликован репортаж с выставки НТТМ-2011. Не обращая внимания на достаточно большой его количество, в нём было поведано…

  • Пилотажка восьмидесятых

    Аппараты ведущих пилотажников, в неспециализированном-то весьма сходные по конструкции и схеме, сильно отличаются по изюминкам управления. Обстоятельство…