Судомодель

14.12.2015 В мире моделей

При организации судомодельного кружка начальник видится с проблемой: с чего начать? Вводя новую рубрику, редакция ставит задачу уменьшить подбор практического материала для работы моделистов второго года обучения.

Приводимые чертежи, советы и практические рекомендации окажут помощь юным конструкторам в проектирование и постройке плавающих судов и моделей кораблей, с которыми они примут участие в выставках, соревнованиях и конкурсах.

На втором году занятий практически всем кружковцев целесообразнее трудиться, применяя готовые, отработанные чертежи, и только самый подготовленным возможно доверить изготовление моделей собственной конструкции.

Наряду с этим нужно в обязательном порядке проследить, дабы при разработке чертежа модели и ее конструкции были учтены все требования, предъявляемые к данному классу моделей, изложенные или в Положениях о конкурсах и выставках, или в Единой Всесоюзной Правилах проведения и спортивной классификации моделей соревнований.

Сейчас мы даем описание и чертежи речного монитора с резиновым мотором — первой из пяти моделей, каковые созданы, выстроены и испытаны в судомодельной лаборатории Московского Дворца пионеров и рекомендованы для кружков.

В будущем на страницах издания будут опубликованы модели сухогрузной баржи с электродвигателем, ракетного катера с электродвигателем, речного пассажирского судна с резиновым мотором и подлодки с резиновым мотором. Все они несложны в изготовлении, владеют хорошими формами, продемонстрировали высокие ходовые качества и «вписываются» в судомодельные стандарты.

Судомодель

Рис. 1. Неспециализированный вид речного монитора:

1 — леерное ограждение, 2 — дверь рубки, 3 — спасательный круг, 4 — мачта, 5 — ходовые огни, 6 — рында, 7 — огнетушитель, 8 — антенна, 9 — флагшток, 10 — руль, 11 — винт, 12 — кронштейн, 13 — световой люк, 14 — люк, 15 — привальный брус, 16 — башня спаренных пулеметов, 17 — груз (свинец),18 — волноотвод, 19 — вьюшка, 20 — шпиль, 21 — якорная цепь 22 — якорь, 23 — передний крюк резиномотора, 24 киповые планки 25 форпик, 26 — кнехты, 27 — универсальная башня, 28 — боевая рубка, 29 — отличительные огни, 30 — вентиляционный грибок. 31 — машинный кап, 32 — шлюпка, 33 — шлюпбалка, 34 — дымовая аппаратура

Особенность первых четырех — использование в их конструкции однообразного, универсального корпуса, что делается методом ручной штамповки (выдавливания) из листового пластика полистирола Различаются эти модели по собственному назначению, конструкции надстроек и окраске. Дельные вещи и подробности ходовой части для них необходимо изготавливать и устанавливать на корпус в соответствии с чертежами данной модели.

1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПУАНСОНА И МАТРИЦЫ ДЛЯ ШТАМПОВКИ КОРПУСА.

Пуансон вырезают из прямоугольного бруска древесины мягких сортов — липы, ольхи, осины. Работа ведется на столярном верстаке. По картонным шаблонам бока и палубы размечают брусок, по окончании чего обрабатывают его, совсем декорируют наждачной бумагой и напильником и приступают к штамповке корпуса из полистирола.

Матрица изготавливается из фанеры размерами 600 X 250 X 5 мм.

На середину страницы палубой вниз накладывается пуансон и обводится карандашом. После этого намечается припуск на толщину материала, контуры прорезаются лобзиком, после этого обрабатываются наждачной бумагой и напильником.

2. КОРПУС. Кусок полистирола либо сополимера размером 500 X 250 мм нагревают а сушильном шкафу либо над электроплитой, пока он не размягчится, накладывают на пуансон и нажимают матрицей, пока корпус не примет желаемую форму.

Мокрой тряпкой обтирают форму сверху, прижимая полистирол к пуансону.

3. РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО и Винтомоторная УСТАНОВКА ДЛЯ МОДЕЛЕЙ С РЕЗИН ОМОТОРОМ. Винтомоторная несколько таких моделей складывается из резиномотора, переднего и заднего кронштейнов, руля и винта. Для изготовления резинового двигателя применяют особые резиновые нити сечением 1X1, 1X2, 1X4 мм.

Протяженность резиномотора в ненатянутом состоянии — около 400 мм при числе нитей от 16 до 24.

Резиномотор собирают так: на расстоянии, соответствующем его длине, в доску вбивают два гвоздя. Резиновую нить либо ленту раскладывают ровно, без петель и натяжения. Финиши связывают узлом. Дабы оказавшийся моток возможно было надеть на крючок и присоединить к гребному валу, необходимо осуществить ушки, как продемонстрировано на рис. 11.

Закрепить их возможно, обмотав плотной ниткой.

Передний кронштейн изгибается из металлической проволоки O 1,5—2 мм и закрепляется в носовой части корпуса на бобышке из дерева.

Задний кронштейн вырезается из листовой жести либо латуни по чертежу и крепится на днище корпуса.

Для этого в кормовой части донья прорезаются два отверстия. В том направлении вставляются лапки кронштейна, разгибаются и прижимаются маленькими кусочками полистирола и дереза, промазанными клеем.

Винт вырезается из кружка жести либо тонной бронзы O 35—40 мм.

Наружные финиши лопастей винта сгибаются под 40—45°.

Для установки винта на место нужно кусок проволоки O1—1,5 мм и длиной 40 мм засунуть в отверстие заднего кронштейна и припаять винт; второй финиш загибается в виде крючка.

Рулевое устройство у модели несложное. Перо руля вырезают из жести и крепят к корпусу, как продемонстрировано на чертеже, посредством древесной бобышки.

4. РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО и Винтомоторная УСТАНОВКА ДЛЯ МОДЕЛЕЙ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ.

Винтомоторная несколько складывается из двигателя и вала привода. Дейдвудом помогает трубка длиной 110 мм, с наружным O 3—4 мм и внутренним O 2—3 мм. Из жести либо узкой латуни вырезают ножницами трехлопастный гребной винт O 25— 30 мм.

Вал винта возможно сделать из спицы O 1,5—2 мм. Дейдвуд крепится в предварительно вырезанном з корпусе отверстии на клею. Гребной вал соединяется с микродвигателем кусочком хлорвиниловой трубки длиной 20 мм либо мягкой пружиной.

Рули вырезаются из жести, и обе пластины спаиваются с баллером (стержнем из проволоки). Вовнутрь корпуса вклеивается бобышка, в которой укрепляется баллер руля.

5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДСТАВКИ (КИЛЬБЛОКА). Подставка складывается из двух реек, скрепленных стойками, выпиленными из фанеры толщиной 4—5 мм. Углубление для корпуса делают по форме последнего.

6. РЕГУЛИРОВКА НА ПЛАВУ.

Опробование модели содержится в регулировании устойчивости и в создании нужной осадки. Для этого употребляется свинцовый балласт. Корпус ставят на воду и контролируют бортовой и носовой крен. В случае если при запуске модель уходит влево, то рули нужно развернуть вправо, и напротив, пока модель не будет ходить прямо по курсу. Подбором числа нитей резиномотора возможно добиться большом скорости перемещения.

Мониторы (время от времени их именуют бронекатерами) — бессчётнее класс кораблей ВМФ в составе речных флотилий. Они владеют достаточной мореходностью, исходя из этого смогут плавать в приморских районах и больших озёрах.

Монитор — маленькой корабль, его водоизмещение достигает 60 т. Маленькая осадка облегчает перемещение по рекам. Громадная скорость хода (до 14 узлов) снабжает стремительность нанесения огневого удара.

Для защиты от огня артиллерии рубка, палуба и крайне важные части корпуса бронированы.

Мы будем строить монитор, базируясь на универсальном корпусе, об изготовлении которого только что шел разговор.

Рис 2. Корпус — болванка монитора.

Боевая рубка устанавливается в середине палубы. Ее возможно сделать из брусочка древесины либо пенопласта либо же склеить из кусочков узкой фанеры (полистирола, оргстекла, целлулоида, карточа).

На боковые стены рубки навешивают двери и устанавливают поручни из узкой проволоки многожильного электрического шнура.

За рубкой на палубу наклеивают машинный кап — надстройку над машинным отделением. На нем находится световой люк. Он помогает для освещения днем и для вентиляции машинного отделения. Имитаторы вентиляторов вытачивают на токарном станке либо отпиливают от круглой рейки.

палубные помещения и Входные люки делают из узкой фанеры либо целлулоида, оргстекла, полистирола. Петли крышек и ручки изгибают из узкой проволоки.

Артиллерийское оружие монитора складывается из одного орудия калибром 76 мм, установленного в башне перед боевой рубкой, и четырех крупнокалиберных пулеметов в спаренных башенных установках. Башни для орудия делают из бруска дерева либо пенопласта либо штампуют из полистирола — совершенно верно равно как и корпус.

Ствол орудия возможно выточить на токарном станке либо вырезать из древесной рейки (сосна, бамбук).

Рейку закругляют, зачищают наждачной бумагой и напильником. Под башню делают барбет — диск из фанеры (картона, целлулоида).

Стволы пулеметов — узкие гвозди либо булавки, на каковые нанизывают спирали из узкой проволоки-жилки.

На корме установлена аппаратура для постановки дымовых завес. Это древесные цилиндры, размещенные по три с каждого борта на особых подставках-держателях из проволоки.

Ходовые (отличительные) огни помогают для определения направления перемещения катера ночью. По бокам рубки устанавливают бортовые огни: слева красный, справа зеленый. Остальные огни крепятся к мачте.

Швартовое устройство складывается из кнехтов, киповых планок и вьюшек. Трубы кнехтов вытачивают на токарном станке либо вырезают. Основание делается из фанеры либо целлулоида.

Барабаны вьюшек вытачивают из целлулоида. Из рейки и проволоки делают щеки и цилиндр. Из целлулоида (возможно применять картон, фанеру), изготавливают боковые стойки. После этого все склеивают в соответствии с чертежом.

На крыше рубки устанавливают мачту с гафелем и реем. Подробности мачты (рангоут) — из бамбуковой либо сосновой рейки, локатор — из железной либо пластмассовой сетки.

А вот как делаются спасательные круги. Сперва на стержень наматывают провод, позже разрезают взятую спираль. Окрашивают их, окуная до половины в баночки с белой и красной краской.

Леера ограждают палубу катера по борту. Леерные стойки — это булавки, вколотые в палубу.

К ним припаивают узкие жилки электропровода либо приклеивают нитки.

Окрашен монитор в три цвета: подводная часть корпуса — зеленая, красная либо тёмная, надводная — надстройки, ангары, мачты, зенитные орудия, и надстройки и палубные детали — шарового (серого) цвета. Ватерлиния отбивается белилами. Возможно кроме этого наклеить узкую линию из полосы целлулоида, полистирола, ватмана. Палубу покрывают коричневой либо темнозеленой краской.

Якорное устройство красят в черный цвет.

А. АЛЕШИН


Случайные записи:

как всё устроено внутри судомодели линкора \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Патрульный катер

    Эта модель запланирована на школьников 4—5-х классов, занимающихся в кружке второй год. На областных соревнованиях 1974 года Сережа Лебедев, выступая с…

  • На аквадроме торпедный

    Данный мелкий торпедный катер продолжает серию моделей для соревнований школьников. Модель несложна в изготовлении и владеет хорошими ходовыми…

  • «Школьная» на корде

    Говорят, хорошая авиамодель сама учит руководить собой. Особенно полезно такое ее свойство для начинающих кордовиков. Но, не считая летных качеств,…

  • Победные обводы

    Необычный дебют данной модели яхты состоялся летом 1981 года на московских соревнованиях судомоделистов. Внимание спортсменов привлекли необыкновенные…