Спортивный кодекс ракетомоделиста

05.04.2016 В мире моделей

С января 1976 года у нас в стране получили юридическую силу новые правила проведения соревнований по ракетомоделъному спорту. Редакция попросила поведать о них председателя Комитета по ракетному моделизму ФАС СССР В. С. РОЖКОВА.

НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛЯМ РАКЕТ. Количество трудящихся ступеней — не более трех, стартовый вес не должен быть больше 500 г, суммарный импульс двигателей — не более 80 н·с, большой вес горючего в двигателях — 125 г.

На каждую модель (не считая моделей-копий) должны наноситься буквенные и числовые обозначения высотой не меньше 1 см, складывающиеся из имени спортсмена и первых букв фамилии и порядкового номера, и класс модели.

Каждая ступень либо отделяющаяся часть конструкции должна иметь устройства, замедляющие ее спуск на землю.

Ступенью считается часть конструкции модели ракеты с двигателем (двигателями), имеющая приспособление либо устройство для надёжного спуска на землю, другими словами совокупность спасения.

Запрещается изготавливать из металла головные обтекатели, корпуса, стабилизаторы, наружные остронаправленные элементы.

Личное первенство в определенном классе моделей ракет разыгрывается при участии более трех спортсменов.

Любой участник может заявить в одном виде соревнований две модели.

Как видно из таблицы на стр. 47, все классы делятся на две группы: стартующие на высоту и на время полета.

НА ВЫСОТУ ПОЛЕТА испытываются высотные модели классов S-1, с грузом ФАИ S-2, модели-копии S-5.

Об одноступенчатых моделях S-1 мы поведали в «М-К» № 2 за 1976 год.

Модели-копии должны копировать какую-либо настоящую ракету либо ракету-носитель космического корабля. За точность соблюдения масштаба прототипа и уровень качества изготовления, за так именуемую стендовую оценку модель дополнительно может взять 900 очков.

НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕТАсоревнуются одноступенчатые модели с парашютом (S-3); одноступенчатые модели со стримером — так именуют ленту — (S-6); модели ракетопланов открытого (S-4) и контейнерного типов.

Соревнования на длительность полета по этим правилам проводятся в три тура с ограничением фиксируемого времени в каждом туре. Победитель определяется по солиднейшей сумме собранных очков (1 с = 1 очко). В случае если пара спортсменов по окончании трех туров соберут предельное число очков, то в дополнительных турах фиксируемое время полета возрастает на одну 60 секунд.

Новыми классами стали модели копии и радиоуправляемые модели-ракетопланов на точность воспроизведения полета ракеты-прототипа (другими словами на реализм полета).

Разглядим изюминке соревнований в каждом классе моделей ракет.

МОДЕЛИ НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА С ПАРАШЮТОМ (S-3). В данной категории смогут выступать лишь одноступенчатые модели с любым числом парашютов.

В полете от модели не должны отделяться какие-либо части, не считая парашютного чехла и пыжа.

МОДЕЛИ НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА СО СТРИМЕРОМ (S-6). Допускаются одноступенчатые модели с одним стримером. Им должна быть полоса из однородного материала (ткань, фольгированная пленка и т. д.) без каких-либо дополнений. Один финиш стримера в полете вольный, второй крепится к модели.

На одной из узких сторон возможно закреплена твёрдая планка сечением не более 2X2 мм. Минимальный размер стримера 50X500 мм. Предстоящее повышение идет по соотношению 1:10.

МОДЕЛИ РАКЕТОПЛАНОВ ОТКРЫТОГО ТИПА (S-4).

Несущая поверхность (крыло) омывается встречным набегающим потоком воздуха при работе и старте двигателя. Допускается изменение геометрии крыла. Модели этого класса не должны применять аэродинамическое уровень качества на активном участке полета.

РАКЕТОПЛАН КОНТЕЙНЕРНОГО ТИПА — это модель, у которой несущие поверхности при полете на активном участке убраны в особый контейнер и не подвергаются действию набегающего потока воздуха. Перед началом планирования контейнер обязан сбрасываться и иметь устройство, замедляющее его спуск на землю. При пикировании ракетоплана и беспорядочном падении полет не засчитывается.

ВЫСОТНЫЕ МОДЕЛИ (S-1) и НА ВЫСОТУ ПОЛЕТА С ГРУЗОМ ФАИ (S-2).

Цель соревнований — достижение громаднейшей высоты полета в двух турах. Победитель определяется по лучшему полету. Для удобства наблюдения за моделями они должны быть окрашены в броские контрастные цвета. Груз ФАИ (целой цилиндр, O 19,1 ± 0,1 мм из свинца либо его сплава массой не меньше 28,3 г — унция).

Он не должен отделяться от модели в полете либо при приземлении.

Полеты этих моделей не засчитываются по следующим обстоятельствам:

— не сработала совокупность спасения,

— не случилось зажигание последующих ступеней,

— на высоте менее 50 м модель поменяла траекторию и полетела горизонтально,

— отделился корпус двигателя, что не есть ступенью.

МОДЕЛИ-КОПИИ.

В данной категории к соревнованиям допускаются модели, каковые являются копиями существовавших либо существующих ракет, управляемых снарядов, космических летательных их носителей и аппаратов. Перед полетом модели-копии проходят стендовую оценку, на протяжении которой проверяется качество и масштаб изготовления. Участник обязан представить доказательства соответствия модели прототипу, точные информацию о размерах, окраске оригинала и др.

Минимальная информация включает: диаметр и длину прототипа и одну фотографию. Источником смогут быть печатные издания (Книги, издания и т. д.).

Категорически запрещается додавать к модели-копии либо снимать с нее между полётом и стендовой оценкой что-либо, не считая приспособления и двигателей для надёжного возвращения. За это участник соревнований дисквалифицируется.

Спортивный кодекс ракетомоделиста

Как было сообщено выше, максимально на стендовой оценке возможно взять 900 очков. Она ведется следующим образом:

а) оценка техдокументации — не более 50 очков. Принимается во внимание не только количество информации, но и ее достоверность и качество;

б) точность (масштаб) изготовления — максимум 350 очков (50 — неспециализированный вид, 100 — корпус, 100 — носовая часть, 100 — размеры стабилизаторов либо эквивалента);

в) качество и мастерство изготовления — не более 300 очков.

Наряду с этим оценивается чистота, качество отделки и тщательность исполнения;

г) степень трудности — максимум 200 очков. Наряду с этим учитывается симметрия корпуса, число действующих ступеней модели, сложность обозначений и окраски, трудность приспособления и подробность исполнения к полету. К примеру: модель ракеты-носителя космического корабля «Альянс» при оценке должна иметь преимущество перед моделью какой-либо метеорологической ракеты.

Стендовая оценка копий на реализм и высоту полета проходит одинаково.

МОДЕЛИ-КОПИИ НА ВЫСОТУ ПОЛЕТА (S-5) за летные чертей смогут взять еще 100 очков. А победитель определяется по солиднейшей сумме очков, собранных за стендовую оценку, летные характеристики и высоту полета (1 м = 1 очко).

МОДЕЛИ-КОПИИ НА РЕАЛИЗМ ПОЛЕТА (S-7). Это совсем новый класс в отечественном ракетно-космическом моделизме.

Цель соревнований — правильное воспроизведение полета ракеты прототипа: старт, работа ступеней, ускорителей и т. д.

Так как раньше у нас в стране не проводились большие соревнования по таким моделям, за исключением Столичных областных, поясним, как происходит оценка летных качеств этого класса.

Старт.

В случае если трудятся все двигатели первой ступени — максимум 100 очков; трудятся не все двигатели первой ступени — не более 50 очков. 100 очков возможно присуждено за реализм взлета модели. Наряду с этим учитывается плавный старт с последующим ускорением моделей ракетоносителей космических судов, спутников и автоматических станций, стратегических и глобальных ракет; резкий старт ЗУРСов, ЗУРов и антиракет.

Полет.

Расстыковка ступеней обязана проходить в той последовательности и в тех мостах, как у ракеты-прототипа (причем это нужно доказать документально). Другой раз возможно замечать такую картину: представлено пара моделей-копий одного прототипа, а деление ступеней у каждой выполнено по-различному. За отделение первой ступени — максимум 150 очков.

За работу всех двигателей второй ступени — 50 очков. В случае если трудятся не все двигатели второй ступени — 10 очков. Отделение полёт и второй ступени с трудящимся двигателем третьей ступени оцениваются в 150 очков.

Безаварийность при посадк е. Переход модели на парашютный спуск — не более 50 очков.

Наряду с этим оценивается плавность выхода парашюта, его наполнение воздухом, использование предохраняющих вытяжных парашютов и чехлов. Приземление первой ступени — максимум 100 очков, второй — 75, третьей — 50. Главный критерий оценки — отсутствие повреждений и поломок модели. Приземление раздельно спускаемого аппарата космического корабля либо автоматической станции — максимум 75 очков.

Всего га летные качества возможно взять 900 очков.

Победитель определяется по солиднейшей сумме очков за лётные качества и стендовую оценку, с учетом исполнения зачетного полета.

РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МОДЕЛИ РАКЕТОПЛАНОВ (S-8).

В этом классе допускаются модели любых конструкций. Цель соревнований — достижение громаднейшего времени планирования с исполнением фигур пилотажа. Участник в праве на два официальных полета, на активном участке которых ракетоплан не должен применять аэродинамическое уровень качества несущих поверхностей.

Оценка полета. Любая секунда нахождения модели в воздухе оценивается в одно очко.

Разворот вправо либо влево на 180°— 10 очков. За каждую фигуру пилотажа — 20 очков (порядок исполнения фигур выбирает спортсмен). Посадка модели в круг радиусом 25 м — 10 очков.

Любой 1 м от кромки этого круга к центру оценивается в 10 очков. При посадке модели за пределами круга полет аннулируется, участник приобретает ноль очков.

Победителем объявляется тот, кто собрал громаднейшее количество очков в одном из двух полетов.


Случайные записи:

Forza Motorsport 7 — E3 2017 — 4K Announce Trailer


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Модели-копии ракет

    Одним из занимательных видов соревнований у ракетомоделистов являются запуски моделей-копий — необычных миниатюрных ракет. В спортивном кодексе ФАИ и…

  • Электролеты — это перспективно

    На данный момент во всем мире устойчивое признание и широкое развитие взяли электролеты — радиоуправляемые авиамодели с электрическими двигателями. В…

  • Второе свидание с байконуром

    Совершённый в первых числах Октября 2006 года на Байконуре 16-й мировой чемпионат по ракетомодельному спорту покинул неизгладимое чувство у его зрителей…

  • Спортивные снаряды чемпионов

    Перед тем как сказать о первой ракето-модели, пара слов о ее конструкторе — Александре Тарасове. Живет он в маленьком сибирском городе Югорск (Тюменская…