«Стрекоза»-победительница

30.11.2016 В мире моделей

Анализ числа участников юношеских соревнований авиамоделистов в классах свободнолетающих конкретно говорит о значительно более высокой доступности планеров если сравнивать с резиномоторными. Это и ясно: так как в итоге последние — это те же планеры, но оборудованные еще и мотоустановками, привносящими резкое усложнение не только изготовления, но, основное, регулировки свободнолетающей.

Мы с ребятами из кружка создали и испытали достаточно необыкновенную резиномоторную (за прозрачные крылья сразу же названную «Стрекозой»), разрешившую много раз занимать призовые места на городских и областных соревнованиях с результатами 470—495 очков. Пара лет эксплуатации «Стрекоз» убедили нас и отечественных соперников не только в их простоте, но и в конкурентоспособности с более сложными, среди них и бальзовыми аппаратами.

самые сложными элементами летающей модели являются несущие плоскости. Для упрощения работы над крыльями была выбрана так называемая «схематическая» силовая схема. Не обращая внимания на малую жесткость на крутку, подобные крылья всецело оправдали себя в конструкциях школьных резиномоторных моделей.

Резиномоторная авиамодель.«Стрекоза»-победительница
Внизу продемонстрированы сечения крыла по пилонной балке и стабилизатора по центральной нервюре (с подставкой).

Нервюры и законцовки крыла и стабилизатора изготавливаются из двух слоев липового шпона толщиной 1 мм. Заготовки шириной 8 мм пропитывают водой, смазывают клеем ПВА, попарно складывают и прибинтовывают к фанерной оправке резиновой нитью. Для предохранения пар от склеивания между ними прокладывают ленточки из лавсановой пленки. На оправке за один раз возможно размещать до четырех наборов заготовок.

Изготовление нервюр (А) и законцовок (Б):

1 — оправка (фанера 8 мм), 2 — заготовки (липа 1 мм), 3 — прокладка (лавсан), 4 — резиновая лента.

Высохшие подробности распиливают на протяжении на две половины лобзиком, после этого вышкуривают. По длине подробности обрезают в соответствии с метками, нанесенными на оправки.

Финиши нервюр шлифуют на странице наждачной бумаги для плотного прилегания к кромкам крыла.

По окончании подготовки реек для кромок приступают к сборке. Кромки с приклеенными с нитками уголками прикалывают булавками к плоскому стапелю с чертежом, защищенным сверху прозрачной пленкой.

Нервюры ставят на эпоксидном клее либо ПВА. Законцовки обрабатывают «на ус» и соединяют с кромками ушек нитками с клеем, по окончании чего эти подробности приматывают к свободным финишам уголков центроплана. Пропитав последние узлы клеем, под ушки ставят древесные бруски и прижимают к ним каркас так, дабы не было круток и угол поперечного V обоих ушек был однообразным.

По завершении работы над крылом под ним монтируют две удлиненные рейки для крепления на пилоне, причем на местах обмотки делают канавки, дабы не было выступов на нижней плоскости.

Сборка стабилизатора подобна крылу. Отличие только в последовательности: тут сначала кромки соединяются с законцовками и только после этого монтируют нервюры и центральную подробность — подставку. Крыло и стабилизатор обтягивают лавсановой пленкой толщиной не более 0,015 мм.

Трубка фюзеляжа склеивается на эпоксидной смоле из двух слоев электрокартона (иное его наименование — прессшпан) толщиной 0,2 мм на конической оправке. Разработка несложная: оправку обматывают лавсановой пленкой, огибают страницей электрокартона, смазанным клеем только в зоне второго витка, накладывают второй защитный слой пленки и все забинтовывают изолентой ПВХ. Не считая обрезки торцов, готовая трубка в доводке не испытывает недостаток.

Передний и задний финиши замыкаются вклейкойдюралюминиевых колец-шпангоутов. Масса готовой детали 26 г.

Хвостовая балочка вклеена в переходник. Перед этим на ней нужно смонтировать на смоле готовый киль, собранный на плоском стапеле из реек.

В задней кромке киля выполнен пропил, в который туго вставляется руль поворота из мягкого алюминия толщиной около 0,3 мм. Обтяжка киля из лавсановой пленки.

Моторная часть:

1 — ступица (проволока ОВС O 2 мм, паять с обмоткой шва узкой бронзовой проволокой), 2 — жестяные шайбы (паять), 3 — пружина (проволока ОВС O 0,5 мм, 10 витков, термообработать), 4 — шайба (сталь), 5 — бобышка (Д16Т), 6 — палец (латунь), 7 — контргайка М2, 8 — подшипник (латунь), 9 — вал (проволока ОВС O 2 мм) с резьбой М2 на заднем хвостовике, 10 — лопасть, 11 — трубка фюзеляжа, 12 — задний штырь резиномотора (Д16Т), 13 — переходник (Д16Т), 14 — хвостовая балка (сосна 8X8 мм, к концу сечение 6Х6 мм), 15 — задний шпангоут (Д16Т, клеить в фюзеляже), 16 — передний шпангоут (Д16Т, клеить в фюзеляже), 17 — штифт (сталь, прессовать в шпангоуте).

Конструкция бобышки воздушного винта понятна из рисунка.

Нужно подметить, что мы от подшипников качения отказались сознательно. Экспериментально доказано, что на моделях данного класса время раскрутки жгута одинаково как с бобышкой, снабженной шарикоподшипниками, так и с медной втулкой скольжения. Помимо этого, подшипники качения в поле требуют к себе частых промывок и неослабного внимания.

При срабатывании стопора по окончании раскрутки резиномотора вольный финиш вала входит в отверстие стены бобышки.

Исключается обстановка, вероятная при применении классической схемы стопорения, в то время, когда лопасти из-за упругости вала отбрасываются назад и ложатся совсем в нерасчетном положении (что ведет, в большинстве случаев, к аварии модели).

Неудобство зарядки жгута резиномотора устраняется изготовлением жгута двойной длины, один финиш которого вольно проходит через ушко вала.

Лопасти вырезают из липовых заготовок размером 210X50X12 мм.

Сперва обрабатывается «вид в плане», для чего проводится осевая на расстоянии 25 мм от краев и на ней отбиваются линии поперечных сечений, несущие разметку ширины лопасти. После этого направляться разметка боковых поверхностей в соответствии с таблицей и начало профилировки нижней (задней) поверхности лопасти. Необходимо учитывать, что практически на всем «размахе» эта поверхность вогнутая. Позже опиливается и верх.

На данной стадии масса одной лопасти примерно равна 5,5 г. По окончании сверловки отверстия в комле (посредством шаблона) подробность ставится накронштейн, запаиваются фиксирующие поверхность и шайбы древесины покрывается лаком. Комель опиливается так, дабы, упираясь в изгиб проволочной ступицы, он ограничивал угол раскрытия лопасти в 90° относительно оси вращения винта.

Разметка заготовки лопасти воздушного винта.

Обозначения соответствуют таблице. Параметры приобретаемого воздушного винта: ход — 600 мм, диаметр — 420 мм.

Приспособление для сверления отверстия в комле лопасти воздушного винта.

Разметка заготовки лопасти воздушного винта.

Резиномотор выполняется из отечественной резины сечением 2Х1 мм. Отвешивается 24 г резиновой нити, и она без натяжки наматывается на два гвоздя, забитых на расстоянии 940 мм друг от друга (это двойная протяженность мотора). Финиши нити соединяются между собою или с любым витком.

Работа выполняется с ассистентом, что обязан очень сильно растянуть соединяемые нити, тогда как идет обвязка узла нитью. (Кстати, согласно нашей точке зрения, обматывать нитками «ушки» не требуется). Готовый жгут перехватывается в двух местах нитками для предотвращения спутывания резины. После этого идет обмазка касторовым маслом, и мотор ставится на место в фюзеляж.

Сейчас необходимо выяснить место положения центра тяжести уже укомплектованного фюзеляжа с воздушным винтом и оперением, дабы верно разместить пилон крыла. Обоюдное размещение должно обеспечить центровку модели в 60 процентов от передней кромки крыла (центроплана). Дуги пилона, охватывающие фюзеляж, обматываются нитками.

На протяжении приклейки узла контролируется параллельность крыла и стабилизатора при виде спереди.

С особенным вниманием необходимо отнестись к регулировочным запускам. Работу начинают с отладки планирования с рук. Подкладывая пластины под переднюю либо заднюю кромкистабилизатора, получают плавного понижения.

Это только предварительная регулировка.Сейчас закручивают резиномотор на 50 оборотов и медлено производят модель параллельно почва. Так имитируется финиш моторного полета и переход на планирование. Полет обязан идти без понижения, правым виражом. Повторяя запуски, перестановкой руля и стабилизатора направления получают кружения по радиусу около 15 м без понижения. После этого увеличивают закрутку до 100 оборотов, снова корректируя моторный и планирующий режимы.

В случае если модель нормально планирует, а на моторе быстро снижается, необходимо или расширить радиус виража, или поднять тягу винта за счет перерегулировки его на меньший ход. При изгибе проволоки ступицы окажется, что в сложенном виде лопасти финишами отойдут от фюзеляжа, исходя из этого по окончании окончания всех регулировок, быть может, нужно будет снять лопасти, заклеить отверстия и снова просверлить новые (перед съемом лопастей необходимо совершенно верно замерить новый установочный угол).

Сделать это пригодится не более одного раза, но надежность неразборного узла навески лопастей всецело окупает неудобства в отладке.

Неспешно увеличивая закрутку мотора, подходят к моменту, в то время, когда модель по окончании старта, выпущенная обязательно против ветра параллельно почва, будет делать горку, зависая в воздухе в вертикальном положении, и после этого сваливаться на хвост. Подкладывая регулировочные пластины между втулкой винта и фюзеляжем, смещают вал винта вправо.

Регулировку уточняют со свежим резиномотором.

Кстати, новый резиномотор (либо прекрасно, «отдохнувший») нужно перед установкой на модель проработать. Для этого его трижды растягивают на предельную длину, после этого заводят на 100 оборотов и раскручивают.

Предельное количество оборотов резиномотора — 450, время работы с данным винтом 30—35 с, время полета модели в атермичную погоду не меньше 80 с. Улучшения результатов возможно достигнуть переходом на крыло с двусторонней обшивкой.

Весовые эти модели, г

Крыло: 48

Фюзеляж с пилоном: 36

Хвостовая балка в сборе: 17

Стабилизатор: 11

Воздушный винт в сборе: 25

Резиномотор: 25

Главные эти модели

Размах, мм: 1030

Протяженность полная, мм: 1037

Несущая площадь, дм2: 13,9

крыла — 11,1

стабилизатора — 2,8

Взлетная масса, г: 162

Углы установки, град,:

крыла — 2,5

стабилизатора — 0

Центровка,процентов САХ: 60

Направление полета:

моторный режим — правый вираж

планирование — правый вираж

В.

ТЮТИН, мастер спорта, начальник кружка, г. Арзамас


Случайные записи:

Максим Галкин. Митхун Чакраборти – «I Am A Disco Dancer». Точь‑в‑точь. Фрагмент выпуска.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Таймерная на… co2

    Без двигателя модель не летает. Но и уповать на ДВС сейчас не приходится: массовые моторы легко страшны. Возможно, само собой разумеется, как много лет…

  • Полет под крышей

    Для многих школьных авиамодельных кружков создание комнатных летающих моделей есть единственным дешёвым видом моделизма. Судите сами: сезон состязаний…

  • «Схематичка» класса в1

    Приверженцы класса резиномоторных свободнолетающих авиамоделей В1, не переворачивайте страницу издания, заметив на картинках технику, по внешним…

  • Крылатый пенопласт

    «Вот уже пятьдесят лет, как я тружусь начальником авиамодельного кружка на СЮТ. на данный момент сталкиваемся С громадными трудностями: нет авиамодельных…