Таймерная на… co2

24.04.2017 В мире моделей

Без двигателя модель не летает. Но и уповать на ДВС сейчас не приходится: массовые моторы легко страшны. Возможно, само собой разумеется, как много лет назад, делать «резиномоторки», но на данный момент таковой моделью ребят увлечь трудновато.

В это же время существует двигатель, талантливый стать родоначальником целой гаммы моделей для начинающих авиа- (но, а из-за чего бы и не авто- либо судо-) моделистов. Это — пневматический двигатель, трудящийся на сжиженной углекислоте СО2. Он владеет в полной мере удовлетворительной мощностью, заправлять его несложно, «горючее» это безвредно для ребятишек.

Сейчас на Московскойстанции юных техников разрабатываются пара типов моделей для соревнований младших школьников, и прежде всего кордовая гоночная, свободнолетающая модель-копия и таймерная авиамодель. Сейчас мы знакомим читателей «М-К» с «таймеркой», продемонстрировавшей очень хорошие результаты в бессчётных экспериментальных запусках.

Крыло авиамодели однолонжеронное, с одной сосновой полкой. Сечение полки 6X1,5 мм у корня и 3Х0,8 мм у законцовки крыла. «Лобик» крыла зашит сверху бальзой толщиной 1 мм. Расстояние между бальзовой обшивкой и полкой заполнено бальзой толщиной 1,2 мм. Передняя и задняя кромки крыла из липы.

Передняя кромка имеет сечение 4X1 мм, задняя — клиновидная в сечении, ее ширина 10 мм. Все нервюры выполнены из бальзы толщиной 1,2 мм, за исключением стыковочных (толщиной 4 мм) и трех корневых из миллиметровой фанеры. На корневых нервюрах в местах размещения отверстий под штыри навески консолей наклеен целлулоид толщиной 1 мм.

Готовые консоли крыла обтягиваются лавсановой пленкой толщиной 0,01 мм.

Стабилизатор. Полки лонжерона липовые, сечением 0,9X3 мм в центре и 0,5X1,5 на финишах. Нервюры из бальзы толщиной 1 мм. Центральная нервюра бальзовая, толщиной 4 мм. Передняя кромка кроме этого из бальзы, как и задняя. Ширина кромок соответственно 3 и 6 мм.

Киль. Его задняя кромки и передняя — из бальзы шириной 5 мм.

Нервюры — бальза толщиной 2 мм. По окончании сборки киль вышкуривается до толщины 3 мм у корня и 2 мм на финише. Руль направления бальзовый, крепится к килю при помощи алюминиевых пластинок толщиной 0,2 мм. Обтяжка стабилизатора и киля — кроме этого из лавсановой пленки толщиной 0,01 мм.

Таймерная на... co2
Таймерная модель с пневматическим двигателем:

1 — нервюры крыла (бальза толщиной 1,2 мм), 2 — зашивка лобика крыла (бальза толщиной 1 мм), 3 — штыри навески крыла (проволока марки ОВС; передний — O 1,5 мм, задний — O 1 мм), 4 — крыло, 5 — усиливающая косынка, 6 — двигатель с газовым бачком, 7 — винты крепления двигателя (М2), 8 — штыри крепления газового бачка (бамбук, O 2 мм), 9 — таймер, 10 — хвостовая балка (выклейка из стеклоуглеткани на эпоксидной смоле), 11 — киль, 12 — стабилизатор, 13 — пилон крыла, 14 — стена лонжерона, 15 — полка лонжерона (сосна сечением 6X1,5 мм у корня и 3X0,8 мм у законцовки крыла), 16, 17 — передняя кромка крыла (липа), 18 — задняя кромка стабилизатора (бальза сечением 8Х1,5 мм), 19 — нервюра стабилизатора (бальза толщиной 1 мм), 20 — полки лонжерона стабилизатора (липа сечением 0,9X3 мм по оси симметрии и 0,5X1,5 мм на финишах), 21 — передняя кромка стабилизатора (бальза сечением 2,5X2,5 мм), 22 — законцовка стабилизатора (бальза), 23 — законцовка крыла (бальза).

Композитное крыло для таймерной авиамодели (размерения крыла соответствуют бальзовому варианту):

1 — усиление крыла (углеволокно толщиной 0,12 мм), 2 — корпуса узлов навески крыла (бальза), 3 — пенопластовая база крыла, 4 — обшивка крыла (стеклоткань толщиной 0,03 мм), 5 — крышки узлов навески крыла (фанера толщиной 1 мм).

Предлагая читателям «М-К» бальзовую «таймерку», мы вовсе не сохраняли надежду, что таковой вариант сможет стать массовым. Очевидно, бальза — материал для таковой модели красивый,но не хуже и ее пенопластовая модификация.

При наличии хорошего гранулированного пенопласта все плоскости возможно сделать из этого материала. Разработка их изготовления следующая. По шаблонам раскаленной током нихромовой проволокой O 0,2 мм вырезается пенопластовая заготовка.

Ток в цепи нагревателя-проволоки подбирается так, дабы обеспечивалось минимальное наилучшая чистота и выжигание пенопласта поверхности. Потом на торцы заготовки наклеиваются бальзовые нервюры, а в заготовки центропланов вставляются на клею узлы крепления штырей навески консолей. По окончании окончательной обработки контура крыла — профилирования, пенопластовые поверхности оклеиваются стеклотканью толщиной 0,02 мм на эпоксидной смоле.

Для обеспечения жесткости крыла и прочности задней кромки в момент оклейки прокладываются полосы углеволокна. После этого на стеклоткань накладывается лавсановая пленка толщиной не меньше 0,2 мм и целый «бутерброд» зажимается через десятимиллиметровый поролон между оставшимися по окончании вырезания ровными листами и пенопластовыми обрезками ДСП либо толстой фанеры. По окончании отверждения смолы приклеивается бальзовая передняя кромка.

Фюзеляж модели представляет собой конусную полую трубку, которая складывается из двух слоев углеволокна и одного слоя стеклоткани толщиной 0,02 мм, намотанных с эпоксидной смолой на коническую оправку. Диаметры оправки на финишах 16 и 5 мм. Кстати, совсем не обязательно, дабы она была точеной.

В случае если нет возможности обработать ее на токарном станке, то возможно и вручную сделать оправку из липы либо прямослойной сосны.

Разработка выклейки на древесной оправке следующая. Сперва нужно намотать на оправку с перехлестом в 5—10 мм лавсановую ленту шириной 40—50 мм.

Финиши ленты закрепить «скотчем». Дабы скрыть неровности оправки, толщина лавсана должна быть не меньше 0,03 мм. Потом на поверхность стекла выкладываются друг на друга заготовки в таковой последовательности: лавсан, стеклоткань, два слоя углеволокна. Выкройки нужно делать с запасом 10—15 мм на сторону.

По окончании пропитки для того чтобы «бутерброда» эпоксидной смолой все выкройки обрезаются ножом по линейке до размеров, снабжающих нахлест в 3—4 мм. По окончании удаления обрезков с поверхности стекла оправка прокатывается по выкройкам с одновременной намоткой их на оправку. После этого все зажимается хлорвиниловой изолентой, намотанной виток к витку с перехлестом 2—3 мм. Перед обмоткой изолентой нужно край лавсана, приходящийся вовнутрь нахлеста, переместить наружу.

По окончании отверждения смолы изолента разматывается, снимается верхний готовая балка и слой лавсана снимается с проворотом в сторону витков нижнего слоя лавсана, что позже удаляется со стороны большего диаметра балки.

Пилон модели планирует из бальзовых реек толщиной 6—8 мм и оклеивается бальзовым шпоном толщиной 1,2 мм. В месте крепления штырей навески консолей вклеиваются дюралюминиевые втулки. Передний штырь выполнен из проволоки ОВС O 1,5 мм и имеет неспециализированную длину 100 мм.

Задний штырь — из проволоки ОВС O 1 мм длиной 100 мм. Для крепления газового бачка в пилон вклеены бамбуковые штыри O 2 мм. Со стороны моторной части в балку вклеивается бальзовая бобышка. Под винты крепления двигателя вклеиваются «грибки» с резьбой М2.

На данной модели использован таймер компании «Граупнер», но его возможно сделать и самостоятельно из часового механизма от фотоаппарата типа «Киев». Таймер приводит в воздействие совокупность принудительной посадки.

Ступица складывающегося однолопастного винта:
1 — корпус ступицы, 2 — комлевый сухарь, 3 — пружина, 4 — гайка-ограничитель, 5 — противовес, 6 — втулка.

Лопасть винта:
1 — лопасть (липа), 2 — штырь (дюралюминий), 3 — гайка (дюралюминий).

Воздушный винт. Штатный, что прилагается к моторчику, имеет удовлетворительные характеристики при температуре воздуха не ниже +18°С.

При более низких температурах данный винт для двигателя «тяжеловат». Помимо этого, он дает большоеаэродинамическое сопротивление в планирующем режиме. На отечественной же «таймерке» употреблялся значительно более действенный однолопастный складной винт регулируемого шага, снабжающий старт модели при температурах от +5°С. Возможность регулировки шага разрешает добиться большого КПД винта при любой погоде.

Наличие одной лопасти упрощает эту регулировку в поле. Лопасть винта изготовлена из липы. В комлевую часть вклеен дюралюминиевый штырь с резьбой М3. По окончании обработки по шаблонам и профилирования лопасть покрывается двумя слоями эмалита и оклеивается цветной микалентной бумагой. Корпус ступицы винта выполнен из сплава МА-8 на токарном станке с последующей фрезерной и слесарной обработкой. Из этого же материала вытачивается заготовка комлевого сухаря лопасти.

По окончании фрезеровки в ней совместно с корпусом сверлится отверстие O 2,5 мм под дюралюминиевую втулку. Потом на комлевом сухаре выпиливается ограничитель поворота лопасти в рабочее положение. Пружина, снабжающая складывание лопасти, изгибается из проволоки ОВС O 0,3 мм и имеет три витка. Свинцовый противовес фиксируется по окончании балансировки винта на стержне корпуса при помощи дюралюминиевых гаек-ограничителей.

Фиксация шага винта производится подобной гайкой. По окончании окончательной сборки финиш втулки расклепывается (нужно лишь проследить, дабы лопасть легко складывалась).

Так направляться вырезать из пенопласта заготовку крыла:
1 — режущая нить (нихромовая проволока O 0,2 мм), 2 — корневой шаблон, 3 — резиновый амортизатор, 4 — пенопластовый блок, 5 — концевой шаблон, 6 — древесный станок терморезака.

Схема формования хвостовой балки.

А — древесная оправка (1), защищенная поливиниловой изолентой (2). Б — подготовка материалов для выклейки хвостовой балки:
1 — углеткань, 2 — углеткань, 3 — стеклоткань, 4 — лавсановая пленка, 5 — подложка (стекло).

Схема формования композитного крыла:
1 — плита ДСП, 2 — пенопласт (обрезки), 3 — поролон, 4 — лавсановая пленка, 5 — стеклоткань толщиной 0,02 мм, 6 — пенопластовое ядро крыла, 7 — полосы углеволокна толщиной 0,12 мм.

В.

ЭЙСЫМОНТ,заведующиймодельно-техническим отделом МГСЮТ, мастер спорта СССР


Случайные записи:

CO2 Rebreather Incident 1 of 2


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Таймерная в стиле «ретро»

    Хорошая простота конструкции, высокая технологичность и лёгкость постройки — вот преимущества предлагаемой таймерной свободнолетающей модели с двигателем…

  • Таймерная модель «лебедь ов-02»

    Данной публикацией мы открываем в отечественном издании описание лучших моделей соревнований «Опыт-78». Сохраняем надежду, что отечественные читатели,…

  • «Школьная» таймерная

    При проектировании техники для нового спортивного сезона перед отечественными кружковцами в очередной раз встал вопрос о поиске золотой середины между…

  • Таймерная «юниор»

    Парящая таймерная… Один из самых сложных и противоречивых по предъявляемым к технике требованиям класс моделей свободного полета. Непростая…