Учебная на радиоволне

17.06.2014 В мире моделей

Какой быть модели для освоения радиопилотажа? Таковой вопрос ежегодно поднимается перед большим числом моделистов, решивших и, наконец, взявших возможность заняться увлекательнейшим видом спорта.
Разнообразие учебной техники, созданной на сегодня, заставляет думать, что ответ на кажущийся несложным вопрос не так уж несложен.

Через чур много противоречивых требований предъявляется в один момент к подобным аппаратам. Прочность и хорошие летные эти, хорошие устойчивость и управляемость, малая скорость полета и высокая ветрозащищенность — вот далеко не полный список задач, стоящих перед конструктором «учебки». И думается, собрать в одной конструкции лишь успешные ответы попросту нереально, так иногда несовместимыми они оказываются.

Приходится идти по пути компромиссов. И в итоге как раз процесс оптимизации, его итог определяют успех конструкции «учебки» в целом.

Одно из аналогичных ответов, на отечественный взор, удовлетворяющее главным требованиям к микросамолету для новичков, предлагаем сейчас вниманию начинающих спортсменов-радистов.

Воображаемая на их суд модель характеризуется не только хорошим сочетанием высоких летных данных, но и достаточно несложной конструкцией, владеющей притом и повышенной прочностью.

Особенное внимание в ходе проектирования «учебки» уделялось большой доступности применяемых материалов. Можно считать, что эту проблему удалось решить: не то что бальзы, кроме того миллиметровой фанеры фактически не потребуется, разве что маленькие обрезки полуторамиллиметровки.

Указанная в автографах к чертежам липа возможно заменена вторыми однотипными древесинами (осина, тополь). Но наилучший вариант — применение досок от простой тары пищевых продуктов. К сожалению, совершенно верно классифицировать эту древесину нам не удалось, исходя из этого приводим только «приметы», по которым возможно отличить необходимые доски от вторых.

В первую очередь привлекает внимание чисто белый цвет досок, кроме того частично закрытых грязью. При обработке делается виден незначительный желтый либо розовый «теплый» оттенок; поверхность из-под рубанка весьма ровная и без ворса; по структуре материал напоминает легкую липу. Если сравнивать с последней пара тяжелее обрабатывается режущим инструментом, превосходно пилится и значительно лучше шкурится.

Но самый занимательны ее механические характеристики; прочность сравнима со средней плотности липой, но устойчивость против раскалывания существенно выше, древесина думается намного более вязкой. И все это при удельном весе около 0,35—0,38 г/см3! В общем, возможно заявить, что подобный материал разрешает создавать конструкции, родные к бальзовым по массе, но более прочные.

Учебная на радиоволне

Радиоуправляемая модель:
1 — топливный бак, 2 — съемное шасси, 3 — фюзеляж, 4 — киль, 5 — руль поворота, 6 — насадка-контейнер для блока питания радиоаппаратуры, 7 — стабилизатор, 8 — руль высоты, 9 — крыло, 10 — микродвигатель МК-17 (форсированный).

Итак, одним из главных материалов делается тарная доска.

Она распиливается на необходимые пластины на несложном станке типа «Умелые руки». Еще пригодится отличная нетяжелая сосна (лучше ель).Где ее забрать: в комплектах-посылках? Возможно отыскать, но очень редко. Единственная конкретная подсказка: решетчатые древесные «коврики» для ванн, в особенности громадных размеров. А так… Не оставляйте без внимания ни одной доски либо бруска, и через месяц вы будете обладателем заготовок, каких ни при каких обстоятельствах не встретишь в чисто модельных комплектах.

И последним материалом в перечне главных идет фанера. Да, само собой разумеется, надежнее воспользоваться авиационной толщиной около 3 мм. Но в полной мере подойдет и простая строительная толщиной 4 мм! По массе проигрыш окажется не так уж велик, но прочность как самой фанеры, так и улучшенных (из-за меньшей предварительной пропитки слоев древесины связующим) клеевых швов с лихвой компенсирует эти утраты.

Что касается силовой схемы «учебки», то тут упрощения носили двойной суть.

Само собой разумеется, они давали понижение трудоемкости. Но основное — уменьшение числа подробностей разрешило перейти к таким сечениям отдельных элементов, какие конкретно до сих пор были свойственны лишь для переупрочненных, перетяжеленных и потому совсем нелетучих аппаратов! У нас же в самом тяжелом варианте модели, в то время, когда на ней монтируются шасси и употребляется аппаратура «Новопроп», нагрузка на несущие поверхности не превышает 28 г/дм3!

А в варианте чистого планера с аппаратурой «Сигнал» (ГДР) и с едой аппаратуры, перенесенным в отъемную часть фюзеляжа для сохранения балансировки при снятом двигателе, нагрузка находится в пределах 22—23 г/дм2! Еще раз уточним: все это при высокой прочности модели в отличной защите и целом аппаратуры управления.

Фюзеляж:

1 — передняя накладка (фанера 1,5 мм), 2 — силовая боковина (фанера 3…4 мм), 3 — стена (пенопласт ПХВ толщиной 2…2,5 мм), 4 — верхний лонжерон (липа сечением 4X32 мм), 5 — стойка (липа сечением 2Х8 мм), 6 — нижний лонжерон (липа сечением 5X10 мм), 7 — форкиль (липа толщиной 2 мм), 8 — фанерная косынка для вывода тяги, 9 — хвостовая бобышка (липа), 10 — подставка стабилизатора (фанера 3 мм), 11 — «костыль» (фанера 1,5 мм), 12 — гнездо винта крепления крыла, 13 — зализ перехода боковин в лонжерон (липа толщиной 5 мм), 14 — бруски фиксации платы, 15 — подмашинная плата (Д16Т толщиной 2…3 мм, по финишам клеить прорезанную на протяжении резиновую трубку), 16 — усиливающая накладка (фанера 3 мм), 17 — закладной брусок фиксации платы, 18 — направляющая закладного бруска, 19, 25, 29 — шпангоуты (фанера 5…6 мм), 20 — треугольные рейки усиления стыков (липа сечением 8X8 мм), 21 — крышка отсека, 22 — брусок моторамы (граб сечением 8X15 мм), 23, 24 — заполнение носовой части (липа), 26 — нижняя обшивка (фанера 1,5 мм), 27 — направляющая (соломина), 28 — тяга (проволока Д16Т O 2 мм), 30 — гнездо штыря крыла, 31 — контур окна под кабели.

Крыло:

1 — задняя кромка (сосна 3X12 мм), 2 — законцовка (фанера 3…4 мм), 3 — вертикальная рейка усиления стыка (липа 10X10 мм), 4 — передняя кромка (сосна сечением 15X15 мм, к концу сечение уменьшить до 10X10 мм), 5 — нервюра (липа толщиной 1,8…2 мм), 6 — косынка (липа), 7 — хвостовая накладка (фанера 1,5 мм с обеих сторон), 8 — бобышка (береза толщиной 10 мм), 9 — центральная нервюра (липа толщиной 1,8…2 мм), 10 — перемычка, 11 — дополнительный лонжерон (сосна сечением 8X18 мм), 12 — носовая накладка (фанера 1,5 мм с обеих сторон), 13 — накладка стыка кромки, 14 — носовая косынка (фанера 5…6 мм), 15 — центральная нервюра (липа толщиной 15 мм), 16 — хвостовая косынка (фанера 3…4 мм).

Шаблоны для построения профиля крыла.

Последовательность (обозначена буквами) построения промежуточных нервюр на заготовках:
А — прорисовка нижней полудужки, Б — толщины длины и разметка нервюры задней кромки, В — прорисовка верхней полудужки посредством шаблона корневой нервюры (совмещается засечка передней кромки), применяемого в качестве лекала, Г — разметка обрезки передней части (размер t замерить на кромке) и прорези под заднюю кромку.

Не считая рекордно низкой нагрузки на новой модели, достигнуты и хорошие характеристики управляемости-устойчивости. Сначала при обучении она прощает и самое неотёсанное вмешательство в устойчивый и скоро восстанавливаемый режим.

А по окончании приобретения главных навыков пилотирования та же учебная машина докажет, что в умелых руках способна трудиться «на пять» — за счет аэродинамической компоновки с развитым плечом большого оперения, с умеренными углами деградации, угла поперечного V крыла и выкоса оси двигателя. На пользу идет и не через чур большой подъем САХ крыла относительно оси фюзеляжа, что разрешает отнести данную модель скорее к среднепланам, чем к верхнепланам.

Горизонтальное оперение:

1 — задняя кромка стабилизатора (заготовка — сосна сечением 5X5 мм), 2 — центральная нервюра (липа толщиной 4 мм), 3 — передняя кромка (липа сечением 4X20 мм), 4 — нервюра (липа сечением 2X4 мм), 5 — законцовка (липа толщиной 4 мм), 6 — задняя кромка руля (сосна сечением 2X4 мм), 7 — вставка-нервюра (береза толщиной 4 мм), 8 — распорная пластина-вставка (пенопласт ПХВ толщиной 1,5 мм), 9 — кромка (сосна сечением 3X4 мм), 10 — законцовка (липа сечением 3X4 мм), 11 — распорка (сосна сечением 1,5X1,5 мм, клеить в прорезях распорной пластины).

Вертикальное оперение:

1 — корневая нервюра (липа толщиной 4…5 мм), 2 — передняя кромка киля (липа сечением 4X20 мм), 3 — нервюра (липа сечением 2Х4 мм), 4 — законцовка (липа толщиной 4 мм), 5 — задняя кромка киля (заготовка — сосна сечением 5Х5 мм), 6 — кромка руля (сосна сечением 3X4 мм), 7 — законцовка руля (липа сечением 3X4 мм), 8 — задняя кромка руля (сосна сечением 2Х4 мм), 9 — корневая нервюра руля (береза толщиной 4 мм), 10 — распорная пластина-вставка (пенопласт ПХВ толщиной 1,5 мм), 11 — распорка (сосна сечением 2,5Х1,5 мм). Осевыми линиями продемонстрированы места заклейки проволочных стоек крепления киля на фюзеляже.

Проволочная стойка(ОВС O 2,5 мм).
На размере «а» стойку перед вклейкой шепетильно обезжирить и клещами сделать на резьбе вмятины. Задняя стойка подобна передней, но выполняется из ОВС O 2 мм и меньше передней.

Типовой узел кабанчика руля:

1 — гайка М2,5, 2 — березовая вставка руля с отверстием O 2,5 мм, 3 — стойка кабанчика (проволока ОВС O 2,5 мм), 4 — сухарь (фторопласт 4X4X8 мм), 5 — трубка-«гайка» (полиэтиленовый кембрик), 6 — тяга (проволока Д16Т либо алюминиевые вязальные спицы O 2 мм, на финише нарезать резьбу М2).

Топливный бак(жесть 0,3 мм, паять на древесной оправке, перед сборкой изнутри запаять два винта М2,5, вариант — штамповка из целлулоида толщиной 1 мм).

Типовой шарнир(скрепки канцелярские; заклеиваемые хвостовики накатать посредством большого надфиля на древесной подложке и шепетильно обезжирить).

Благодаря аэродинамической чистоте предлагаемой мотопланер способен быть очень быстроходным кроме того при малой нагрузке на несущие поверхности. Что же касается профилировки крыла…

О ней делать выводы тяжело, по крайней мере о геометрических ее параметрах. Дело в том, что продемонстрированный на шаблонах профиль, похожий на хорошие плоско-выпуклые типа «Clark», сохраняется лишь вблизи редко поставленных нервюр крыла, потом мягкая обшивка под натяжением принимает форму, обусловливающую в целом профилировку намного меньшей относительной толщины. О преимуществах предложенной схемы возможно спорить, но неоспоримыми являются… хорошие летные характеристики!

Основное — помнить, что крыло обязано быть по окончании окончательной правки натяжения обшивки полностью ровным (без круток) и одинаково податливым в обе стороны при ручных пробах жесткости на крутку. При затяжке на леере (допустимая величина натяжки до семи килограмм) смогут оказаться большие прогибы консолей, но схема с передней кромкой-лонжероном снабжает «плоский» темперамент изгибов, без круток.

Отрицательная закрутка концевых участков не нужна, поскольку в нашем случае достаточно стреловидности кромки, дабы удержать аппарат от сваливания на крыло при выходе на критические углы атаки.

Необыкновенная силовая схема модели обусловливает и кое-какие особенности процесса изготовления. Но, думаем, останавливаться на них детально не требуется.

Отыскать методику проведения специфичных операций несложно, но купленный опыт позже весьма понадобится в предстоящей работе над радиоуправляемыми других типов. Сохраняем надежду, что множество конструктивных подсказок, введенных в предложенную модель, понадобится и при проектировании вторых аппаратов. Одна из них — падение массы оперения.

За собой данный фактор «тянет» целую цепочку нужных последствий: минимальные нагрузки на балку фюзеляжа при аварийных посадках; резкое укорочение носовой части фюзеляжа с увеличением жёсткости и соответствующим облегчением самой нагруженной части радиоуправляемой. И вторая сторона — приобретение навыков проектирования элементарно несложных, легких и прочных, действенно делающих собственную роль подробностей…

Масса отдельных элементов модели, г

Стабилизатор (без обтяжки): 16

Руль высоты (без обтяжки): 6,5

Киль со штырями (без обтяжки): 10

Руль поворота (без обтяжки): 4

Съемные подробности оперения в сборе, с кабанчиками, обтянутые лавсановой пленкой и частично окрашенные: 43

Крыло в сборе (главной вариант), обтянутое лавсановой пленкой и частично окрашенное: 174

Фюзеляж в сборе, с обтяжкой хвостовой балки крафт-бумагой, окраской и лакировкой: 215

Двигатель с воздушным винтом: 148

Топливный бак: 26

Всего: 642,5

Шасси в сборе с узлами: 117

В. ДОЛГОЖИЛОВ, инженер


Случайные записи:

Вебинар 345G №4: Радио-интерфейс LTE. Технология OFDM. Физические каналы и сигналы LTE .


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Учебные крылья пилотажника

    Среди начинающих авиамоделистов-кордовиков бытует вывод, что при изготовлении учебной модели чрезмерно затруднять себя не следует — все равно этому…

  • Учебная кордовая

    Эта модель уже много лет с успехом «тиражируется» моделистами. Секрет её популярности — в простоте конструкции и хороших лётных качествах. А также не…

  • «Учебная парта» кордовика

    Изготовление модели лучше начать с самой трудоемкой подробности — крыла. Тут оно прямоугольное и складывается из 14 нервюр, двух лонжеронов, задней…

  • Учебная пилотажная

    Выработав определенный автоматизм в управлении кордовой моделью при горизонтальном полёте и взлёте, возможно приступать к постройке более сложного…