-
В небо на «энерджайзерах»
19.07.2017 В мире моделей
-
Электролеты пользуются устойчивой популярностью у авиамоделистов, но она подчас носит какой-то теоретический темперамент. Дело, по всей видимости, в том, что многие вычисляют изготовление «электричек» немыслимым без супермоторов и супераккумуляторов. В это же время, относительно несложные свободнолетающие электролеты с самыми простыми моторами ДК-5-19 и едой от стандартных пальчиковых батарей либо аккумуляторная батарей возможно сделать в любом авиамодельном кружке либо кроме того дома.
Предлагаем описание и чертежи несложного электролета, представляющего собой двухдвигательный высокоплан с крылом площади и большого удлинения, двухкилевым конусной балкой и оперением-фюзеляжем. Модель слабо отличается от планеров по весовым, геометрическим и аэродинамическим параметрам и может выполнять продолжительные моторные и планирующие полеты.
КРЫЛО электролета — наборной конструкции с обшивкой из лавсановой пленки. Складывается из центроплана и пары «ушей»-консолей.
Собирается на доске-стапеле, на котором закрепляется выполненный в масштабе 1:1 чертеж — плановая проекция крыла. Затем стапель затягивается полиэтиленовой пленкой, дабы к нему не приклеился комплект крыла при его сборке.
Для начала на стапеле на расстоянии 110 мм закрепляются две рейки, при их применении увеличивается точность сборки.
Потом посредством булавок фиксируются передняя и задняя кромки крыла, по окончании чего эпоксидным клеем монтируются нервюры. Необходимо лишь учесть, что концевые нервюры корневые консолей и центроплана закрепляются не перпендикулярно к стапелю, как остальные, а под углом 151 градусов — при стыковке консолей и центроплана угол «V» последних составит требуемые 30 градусов.
И еще одно условие: восемь нервюр центроплана имеют отверстия под провода, связывающие двигатели и батарейный блок, и монтаж этих проводов должен быть закончен до обтяжки крыла лавсановой пленкой.
Двухдвигательная cвоболнолетающая модель электролета.Крыло (Г — центроплан, Д — консоль):
1 — нервюра консоли, концевая (фанера s1|); 2 — нервюра консоли, дополнительная (бальза s4); 3 — кромка консоли, задняя (липа, рейка 10×3); 4 — кромка консоли, передняя (липа, рейка 8×6); 5 — полка лонжерона консоли (бальза, рейка 7×2); 6 — нервюра консоли, главная (бальза s1.5); 7 — консоли и нервюры центроплана, дополнительные (бальза s4); 8 — консоли и нервюры центроплана, силовые (фанера s1); 9 — нервюра центроплана, главная (бальза s1,5); 10 — кромка центроплана, передняя (липа, рейка 8×6); 11 полка лонжерона центроплана (бальза, рейка 7×2); 12 кромка центроплана, задняя (липа, рейка 10×3); 13— 16 — зашивки (бальза s1).
Силовая установка электролета:
1 — кок винта (полистирол либо бальза): 2 — винт воздушный (липа); 3 — электродвигатель направляться-5-19; 4 — мотогондола (выклейка из эпоксидной смолы и стеклоткани); 5 — кромка крыла, передняя; 6 — полки лонжерона; 7 —зашbвки; 8 — кромка крыла, задняя.
Горизонтальное оперение электролета:
1 — нервюра концевая (бальза, рейка 8×6); 2 — кромка передняя (липа, рейка 6×5); 3 — нервюра (бальза s1,5); 4 — полка лонжерона (бальза, рейка 6×2); 5 — кромка задняя (лина, рейка 6×3); 6 — косынка (бальза); 7 — зашивка (бальза , s1).
По окончании полимеризации клея на крыло устанавливаются полки лонжерона и без того именуемые зашивки из 1-мм бальзы — в середине крыла и в территориях размещения двигателей.
Подготовленные так уши и «центроплан»-консоли снимаются со стапеля, зачищаются и склеиваются встык эпоксидной смолой. Обтягивается крыло узкой лавсановой пленкой с применением клея БФ-6.
МОТОГОНДОЛЫ формуются из эпоксидной смолы и тонкой стеклоткани на древесной болванке, цилиндрический участок которой обязан соответствовать диаметру двигателя (у ДК-5-19 около 20 мм). Перед формовкой болванка «бинтуется» узкой полиэтиленовой лентой, дабы возможно было свободно снять вы-клейку по окончании полимеризации связующего. Готовая оболочка шкурится, подрезается в соответствии с чертежами и приклеивается эпоксидной смолой к крылу.
Предварительно в зоне приклейки с зашивки на крыле срезается лавсановая пленка.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ имеет форму плоской пластины со скругленной передней и заостренной задней кромками. Планирует оно совершенно верно равно как и крыло, — на доске-стапеле. Центральная территория стабилизатора зашивается 1-мм бальзой.
Обтяжка — узкой лавсановой пленкой на клее БФ-6.
КИЛИ кроме этого наборные, к стабилизатору любой из них крепится болтом М2, длячего в корневые нервюры килеи вклеиваются гайки с резьбой М2. Такая конструкция разрешает подбирать положение килей, которое снабжает полет по желаемой траектории.
БАЛКА-ФЮЗЕЛЯЖ есть одним из самых важных узлов модели. В принципе, существует много конструкций, разрешающих взять удовлетворительные прочностные и весовые параметры этого узла. В частности, возможно выклеить балку из бальзовых пластин в виде четырехгранной усеченной пирамиды, возможно сделать ее из пенопластовой заготовки треугольного сечения с заклеенными по ребрам балки лонжеронами из сосновых реек; возможно, наконец, ее из бальзовой рейки.
Тут же предлагается конусный фюзеляж-монокок, выклеенный из эпоксидной смолы и стеклоткани. Для выклейки пригодится коническая древесная болванка, выточенная в соответствии с внутренними размерами оболочки. Необходимо заметить, что протяженность болванки обязана быть больше длину фюзеляжной балки на 15— 20 мм как спереди, так и позади.
Готовая болванка шепетильно бинтуется лентой, вырезанной из полиэтиленовой пленки, и оклеивается двумя-тремя слоями стеклоткани так, дабы суммарная толщина выклейки не превышала 0,5 мм. Потом выклейка обертывается полиэтиленовой пленкой и туго бинтуется резиновой лентой.
И последнее: к оставшимся «хвостикам» стеклоткани привязывается прочный шпагат, и болванка подвешивается за верхний «хвостик» для вытяжки, наряду с этим к нижнему ее «хвостику» привязывается груз, к примеру, гиря массой 24—32 кг либо кроме того мешок с песком.
Через дни оболочка отделяется от болванки, и в нее вклеивается сформованная из стеклоткани либо ватмана и эпоксидного связующего цилиндрическая вставка, предназначенная для стыковки с фюзеляжем переднего обтекателя.
В заднюю часть балки вклеивается бальзовая заглушка. Передний обтекатель выклеивается совершенно верно так же, как балка либо мотогондола.
Фюзеляж электролета:
1 —обтекатель передний (выклейка из эпоксидной смолы и стеклоткани); 2 — вставка (выклейка из ватмана либо стеклоткани); 3 — балка (выклейка из стеклоткани); 4 — заглушка (бальза).
Киль электролета:
1 — нервюра (бальза s1,5); 2 — кромка передняя (бальза, рейка 5×5); 3 — гайка М2;4 — нервюра корневая (бальза, рейка 6×5);5 — кромка задняя (бальза, рейка 6×3).
технологический процесс и Фюзеляжная балка ее выклейки:
А — стержень; Б — бинтование стержня полиэтиленовой лентой; В — оклейка стержня стеклотканью и обертывание выклейки полиэтиленовой пленкой; Г — бинтование выклейки резиновой лентой; Д — отверждение смолы под вытяжкой.
Носовая часть модели с батарейным пеналом:
1,6,8 пластины контактные (латунь, полоса 6×0,5); 2 пружины (проволока ОВС d0.5):3 — обтекатель фюзеляжа, передний: 4 — батареи либо аккумуляторная батареи; 5 — фюзеляж; 7 пенал (выклейка из стеклоткани и эпоксидной смолы).
БАТАРЕЙНЫЙ ПЕНАЛ представляет собой стеклопластиковый цилиндр с внутренним диаметром 16 мм; в середине цилиндра закрепляется центральный контакт из латунной полосы сечением 6×0,5 мм,такими же полосами фиксируются две пары батареек, засунутых в цилиндр. Для более надежного контакта под полосы вводятся пружины из провололки типа ОВС диаметром 0,5 мм.
Соединение элементов — последовательно-параллельное, при котором параллельно подключаются две пары последовательно соединенных батареек либо аккумуляторная батарей. На центральной части крыла (на зашивке) нужно установить микротумблер либо самодельный мини-выключатель.
ВОЗДУШНЫЕ ВИНТЫ имеют диаметр 150 мм при шаге 150 мм.
Сделать их оптимальнееиз липы по типу тех, что устанавливаются на кордовых скоростных моделях.
Крыло и стабилизатор на фюзеляже крепятся посредством резиновой ленты.
Для этого в зоне размещения стабилизатора и крыла к балке приклеиваются бальзовые вставки, образующие стыковочные площадки.
Действительно, с приклейкой передней стыковочной площадки направляться повременить, подобрав сперва экспериментально центровку модели.
Операция эта производится при пробных запусках на планирование при отключенном питании. Передвигая крыло на протяжении фюзеляжной балки, меняя угол его установки, равно как и угол установки стабилизатора, направляться добиться уверенного полета модели.
Затем возможно приклеивать стыковочную площадку под крыло так, дабы установочный угол и положение крыла соответствовали взятым экспериментально.
Регулировка «электрички» в моторном полете сводится к подрезке лопастей воздушных винтов с опробованиями модели по окончании каждой таковой подрезки в моторном режиме. После достижения оптимальной тяги лопасти нужно отбалансировать, отшлифовать и покрыть паркетным лаком.При запусках направляться учесть, что длительность моторного полета при применении аккумуляторная батарей либо батареек типа Alkaline возможно большой, исходя из этого направляться позаботитьсяоб установке несложного таймера, к примеру, фитильного типа, отключающего питание двигателей.
И. ЕВСТРАТОВ
Случайные записи:
Снежана Шин «Я падаю в небо» — Слепые прослушивания — Голос.Дети — Сезон 4
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Потребность в таком самолётике показалась, в то время, когда отечественные юные кордовики уже познали азы управления «фанероидом», и для них настала пора…
-
Полеты кордовых «пилотажек» — красивое зрелище, в равной степени волнующее и спортсменов, и зрителей. Соответственно, среди авиамоделистов-кордовиков…
-
В специальных авиамодельных изданиях все чаще публикуются материалы об авиамоделях с электроприводом. Сейчас на элетротяге в полной мере удачно летают и…
-
Категория спортивных моделей ракет с мягким крылом (S10) подразделяется на четыре класса. Самый распространённым есть класс S10А. Требования к моделям…
-