В воздухе — «электричка»

26.10.2016 В мире моделей

В специальных авиамодельных изданиях все чаще публикуются материалы об авиамоделях с электроприводом. Сейчас на элетротяге в полной мере удачно летают и кордовые, и свободнолетающие, и радиоуправляемые модели. Обстоятельств тому много, и одной из главных по праву можно считать появление на рынке легких и замечательных электродвигателей и источников питания, и компактной и легкой аппаратуры дистанционного управления.

Растет число приверженцев моделей с электроприводом и у нас. Более всего завлекают их самые доступные в изготовлении и простые в эксплуатации кордовые модели с внешним едой. Сейчас создано достаточно большое количество таких моделейсреди них кордовые учебки, кордовые пилотажки а также кордовые скоростные. Очевидно, громаднейшей популярностью у моделистов пользуются электропилотажки.

И это понятновысокая небольшие габариты и мощность современных электродвигателей разрешают создавать модели, талантливые делать фактически целый комплекс пикотажа.

В издании Моделист-конструктор № 6 за 2002 год уже рассказывалось о кордовой пилотажной модели с парой электродвигателей типа ДК-5-19 не через чур большой мощности. Ее полеты продемонстрировали, что применение двухмоторной схемы дало не только удвоение мощности силовой установки и повышение скорости модели, что разрешало выполнять полеты на кордах большей длины. Основное, что наряду с этим значительно изменилась аэродинамика электропилотажкиулучшился обдув крыла и закрылка, что повысило подъемную силу на малых скоростях полета, и обдув стабилизатора, что благоприятно сказалось на маневренных качествах модели.

Перспективность выбранной схемы побудила создать на ее базе новый, улучшенный вариант двухмоторной модели, в конструкции которой уже нет недоработок и тех недостатков, каковые неизбежно имелись в первом варианте пилотажного злектролета.

В воздухе — «электричка»

Двухмоторная кордовая пилотажная модель с внешним питанием и электроприводом

Фюзеляж:

1обтекатель носовой части (бальза); 2,17 стрингеры (липа, рейка 2×2); 3,13боковые стены фюзеляжа (бальза, пластина s1,5); 4Д8нижняя стена фюзеляжа (бальза, пластина s1,5); 5накладка (липа, пластина s4); 6шпангоут № 1 (бальза, пластина s2); 7верхняя стена (бальза, пластина s1,5); 8зашивка ложемента крыла (бальза, пластина s1,5); 9шпангоут № 2 (бальза, пластина s2); 10бобышка (липа, пластина s10); 11гайка М3; 12шпангоут № 3 (бальза, пластина s2); 14шпангоут № 4 (бальза, пластина s2); 15шпангоут № 5 (бальза, пластина s2); 16киль (бальза, пластина s3)

В первую очередь, была улучшена аэродинамика модели: мидель фюзеляжа был уменьшен, крыло взяло эллиптические законцовки, повышающие его аэродинамическое уровень качества, и новые закрылки. закрылки и Рули высоты сделаны цельнобальзовыми, что упростило конструкцию.

Были модернизированы и электродвигателидля них подобраны миниатюрные новые и шариковые подшипники графитовые .щетки коллектора, и улучшены условия охлаждения якоря за счет громадных окон в задней стенках и передней двигателя. Все это разрешило подавать на моторы повышенное напряжение и, как следствие, расширить их мощность и частоту вращения воздушных винтов.

И еще одна конструкторская находка, разрешившая значительно улучшить пилотажные особенности модели. Как мы знаем, при полете кордовой электрички маленькой массы с маломощной силовой установкой (очевидно, если сравнивать с двигателями внутреннего сгорания!) значительно чаще не обеспечивается нужный натяг корд, что не разрешает модели делать самые эффектные фигуры пилотажа в верхней полусфере.

Когда-то в издании Моделист-конструктор в одной из статей известного авиамоделиста мастера спорта В.Тихомирова предлагался несложный метод повышения натяжения корд за счет установки вертикально расположенной аэродинамической поверхности, по своим функциям напоминающей киль яхтысила, появляющаяся на ней, была направлена из круга, что разрешало с уверенностью пилотировать модель в верхней полусфере кроме того на относительно маленьких скоростях. Единственное нооснастить таким килем готовую модель фактически нереально это влекло за собой через чур много переделок. Да и дополнение, честно говоря, не украшало модель.

Предлагаемый способ повышения натяжения кордв установке на внешнем крыле модели воздушного винта-ротора, как зто продемонстрировано на одном из чертежей. При полете пилотажки ротор, установленный под маленьким углом к направлению воздушного потока, начинает авторотировать. По сути, совокупность начала напоминать летящий на боку автожир. Аэродинамическая сила, появляющаяся при авторотации ротора и направленная из круга, в достаточной степени увеличивает натяжение корд.

А пропеллер, сделанный из бесцветного оргстекла, при вращении фактически не виден, и его присутствие на модели не воздействует на зрительное восприятие пилотажа.

Горизонтальное оперение:

1 кабанчик руля высоты (дюралюминий, лист s1); 2центральная вставка (бальза, пластина sЗ); 3тор-сион (сталь, проволока ОВС d1); 4руль высоты (бальза, пластина sЗ); 5раскосы (бальза, рейка 3×2); 6передняя кромка (липа, рейка 3×4); 7задняя кромка (липа, рейка 3×3); 8петля (капроновая тесьма); 9законцовка (переклей из бальзовых пластин s1,5)

Крыло:

1законцовка (липа, переклей из двух слоев шпона s1); 2 концевая нервюра (липа, пластина s2); 3закрылок (бальза, пластина s2); 4петля (капроновая тесьма); 5торсион (сталь, проволока ОВС d1); 6кабанчик управления закрылком (дюралюминий, лист s1); 7нервюра (бальза, пластина s2); 8качалка совокупности управления (стеклотекстолит, лист s3); 9передняя кромка крыла (сосна, рейка 3×3); 10полки лонжерона (сосна, рейка 2×5); 11,12зашивка центральной части крыла и территории крепления мотогондол двигателей (бальза, пластина s1); 13задняя кромка крыла (бальза, рейка 5×10); 14стены короба качалки (сосна, рейка 3×5);

Таблица координат профиля крыла (Як-55 16 процентов)

Итак, кордовая электропилотажка. Модель спроектирована по схеме низкоплана с крылом симметричного профиля. Конструкция выполнена с применением бальзы, сосны и липы.

Фюзеляж модели собран из четырех стенок (бальзовые пластины толщиной 1,5 мм) и шести шпангоутов (2-мм бальзовые пластины). Стыки нижней стены с боковыми усилены стрингерамилиповыми рейками сечением 2×2 мм.

Чисто технологически фюзеляж целесообразно собирать так, как будто бы на нем нет паза под крыло на участке между вторым и третьим шпангоутами. Вырезать его эргономичнее по окончании отверждения эпоксидного клея; потом перед третьим шпангоутом направляться закрепить липовую бобышку с заклеенной в ней гайкой с резьбой М3 (в нее вворачивается болтик крепления крыла к фюзеляжу), по окончании чего бальзовой полосой толщиной 1,5 мм окантовать ложемент крыла.

Спереди крыло фиксируется в фюзеляже посредством 5-мм букового штыряпри стыковке он вводится в отверстие в липовой накладке, вклеенной перед вторым шпангоутом фюзеляжа.

Склеенный фюзеляж вышкурен, покрыт нитрогрунтом и окрашен автозмалью. Фонарь летчика отштампован из заготовки, вырезанной из стены пластиковой бутылки голубоватого цвета.

Киль несъемный, выпилен из 3-мм бальзовой пластины и намертво заклеен в хвостовой части фюзеляжа. Передний обтекатель носовой части вырезан из бальзы.

Горизонтальное оперение наборной конструкции склеено из бальзовых и липовых заготовок. Сборка стабилизатора произведена на доске-стапеле. Склеенный стерилизатор вышкурен, спрофилирован и обтянут узкой цветной лавсановой пленкой на клее БФ-6.

Рули высоты вырезаны из бальзовых пластин, на стабилизатор они навешены на петлях, сделанных из капроновой тесьмы.

Крыло электропилотажки наборное, обшивка из цветной лавсановой пленки. Профиль крыла симметричный, типа Як-55 (модифицированный, с утолщенной задней кромкой) с относительной толщиной 16 процентовтакой более всего подходит для пилотажных моделей, потому, что имеет хорошие несущие особенности и снабжает модели мягкий и плавный темперамент сваливания, упрощающий ее пилотирование.

Крыло собрано по классической модельной технологиина доске-стапеле был закреплен защищенный полиэтиленовой пленкой лист чертежной бумаги с плановой проекцией крыла и на протяжении задней кромок и передней установлены две ровные рейки. Сперва на стапеле посредством булавок и прищепок фиксировались передняя и задняя кромки крыла и нижняя полка лонжерона, после этого бальзо-вые нервюры, по окончании чего стыки заполнялись легко разжиженным ацетоном эпоксидным клеем.


Следующий этап сборкиустановка верхней полки зашивок и лонжерона из 1-мм бальзы мехзду нервюрами в местах стыка крыла и фюзеляжа, и крыла и мотогондол. У концевого шпангоута правой консоли закреплен свинцовый груз массой около 15 г.

Качалка управления вырезана из легкого и прочного изоляционного материаластеклотекстолита толщиной 3 мм. Качалка установлена в коробе, склеенном из липовых реек, а тот в нише между лонжеронами, между первой и второй нервюрами.

Электродвигатели ДК-5-19 доработанына них увеличены окна охлаждения, установлены миниатюрные графитовые щётки и шариковые подшипники. На модели двигатели соединены параллельно и подключены к токоведущим кордам посредством многожильного провода сечением 0,25 мм2 с применением пайки.

Всецело подготовленное крыло обтянуто узкой цветной лавсановой пленкой на клее БФ-6.

Воздушные винты диаметром 150 мм при шаге 150 мм вырезаны из легкой липы по типу стандартных пластиковых винтов, использующихся на кордовых скоростных моделях. В принципе, на модели возможно применять двигатели, вращающиеся в одну сторону, но для пилотажки более удачны винтомоторные установки со встречным вращением воздушных винтов, у которых гироскопический момент взаимно уничтожается, что усиливает ее маневренность. Но наряду с этим и воздушные винты должны быть зеркально-симметричными.

Силовая установка кордового электролета:

1кок винта (полистирол); 2воздушный винт d150, h = 150 (легкая липа, рейка 6×20); 3электродвигатель ДК-5-19; 4мотогондола (выклейка из эпоксидной смолы и стеклоткани); 5крыло

Устройство для повышения натяжения корд:

1внешнее крыло модели; 2кронштейн (дюралюминий, лист s 1); 3лопасть (оргстекло); 4шарнир лопасти (сталь, проволока d1); 5центральная втулка (фторопласт); 6ось винта (болт с двумя гайками); 7болт

Питание электродвигателей осуществляется от двух соединенных последовательно мотоциклетных 12-вольтных аккумуляторная батарей, находящихся в маленьком школьном ранце. На ручке управления моделью, в верхней ее части установлен тумблер включения двигателя. Батарея аккумуляторная батарей подключается посредством двухжильного разъёма и шнура и через тумблер к токоведущим кордам.

Доводка воздушных винтов свелась к подрезке лопастей с опробованиями винтомоторных установок моделей по окончании каждой операции. Дабы замерить величину тяги, модель подвешивалась на резиновой нити пропеллерами вниз. Запуская наряду с этим поочередно левый и правый двигатели, оценивалась величина тяги каждого из них.

По окончании окончательной доводки винты были отбалансированы и покрыты лаком.

Пара слов о конструкции винта-ротора, служащего для повышения натяжения корд. Он складывается из центральной втулки, сделанной из фторопласта, и пары лопастей из прозрачного оргстекла. Лопасти закреплены на втулке посредством шарнировони помогают чтобы появляющийся на роторе кренящий момент не передавался на конструкцию модели.

Ротор шарнирно закреплен на кронштейне из листового дюралюминия, а тотна законцовке внешнего крыла так, дабы ось ротора была отклонена от оси лонжерона крыла на угол 5 градусов. При монтаже ротора на модели кронштейн сперва закреплялся только одним винтом, второй устанавливался по окончании испытательных полетов, в ходе которых подбирался оптимальный угол установки ротора. Верно установленный винт-ротор при полете электропилотажки деятельно авторотирует, и наряду с этим ощутимо возрастает натяжение корд.

И.СОРОКИН


Случайные записи:

НАШИ БУДНИ — УТРЕННЯЯ ЭЛЕКТРИЧКА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО В МОСКВУ.ИТАК, КАЖДОЕ УТРО (БУДНИ)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В воздухе — пневмолет

    Что лишь не поднимало в атмосферу летающие модели! тетива и Часовая пружина лука, пороховая ракета и резиновый жгут, двигатель и электромотор внутреннего…

  • В воздухе «схематичка»

    Элегантный вид, простота изготовления, отсутствие в конструкции дефицитных материалов, хорошие летные характеристики — вот качества, отличающие…

  • Двухмоторный электролет

    Полеты кордовых «пилотажек» — красивое зрелище, в равной степени волнующее и спортсменов, и зрителей. Соответственно, среди авиамоделистов-кордовиков…

  • Модель опирается на воздух

    Крылья, подобные авиационным, в далеком прошлом уже показались на автомобиле. Сперва это были треугольные плоскости, похожие на плавники рыб. По плану…