В противоборстве с двумя стихиями

30.05.2016 В мире моделей

«Конкурс моторов»… Эти слова услышишь сейчас на любых соревнованиях — такой стала борьба за победу практически во всех спортивных классах. Судо-, авто- и авиамоделизм — везде успех немыслим без неповторимых по данным и приемам изготовления самодельных либо высокофорсированных серийных супердвигателей. Исключения редки. Пожалуй, это лишь копии, яхты да пилотажные и «бойцовки».

Да и то пилоты современных радиоуправляемых микросамолетов-акробатов часто жалуются на дефицит мощности моторов!
Особенно же ярко данный «конкурс» проявляется в кордовых скоростных классах. Все успехи и рекорды последних лет — лишь за счет мощности двигателей.

Пускай не обижаются спортсмены, но разве можно считать технической революцией введение в схему ходовой части гоночной автомодели карданного шарнира либо отказ от внешней консоли крыла на скоростном авиамодельном «боеприпасе»! А ведь это самые существенные трансформации в упомянутых классах, остальные касаются только конструктивных ответов отдельных деталей и узлов.

Согласитесь, картина безрадостная» Действительно творческая работа по созданию новой модели практически сведена на нет твёрдыми рамками требований правил и классических конструкторских ответов. Думается, остается лишь наладить выпуск хороших аппаратов и заняться только двигателями.

В противоборстве с двумя стихиями
Рис. 1. Внешний вид модели вэроглиссера класса В1:

1 — кок воздушного винта, 2 — съемная крышка обтекателя, 3 — обтекатель мотоустановки. 4 — углубления для подхода к винтам крепления двигателя. 5 — окне выхода охлаждающего воздуха.

6 — резонансная выхлопная труба, 7 — хомут крепления стабилизатора, 8 — хвостовой вспомогательный поплавок, 9 — стойка главного поплавка, 10 — стойка дополнительного стартового поплавка,11 — дополнительный стартовый поплавок, 12 — главный поплавок, 13— пятка редана, 14, 15 — точки крепления уздечки, 16 — стабилизатор: А— уровень веды при неработающем двигателе; Б — уровень воды при выходе на редан главного поплавка; Б— уровень воды при выходе на реданную пятку.

Полностью все сообщённое относится и к кордовым скоростным судомоделям.

Пять, десять, дажедвадцать лет назад они были подобны сегодняшним. Неужто данный класс стал «тупиковым», как именуют классы, рост результатов в которых вероятен только за счет форсирования моторов! Неужто нет методе бороться с однообразием техники! Выясняется, имеется!

Редакция издания предлагает вниманию юных и умелых спортсменов аэроглиссер, созданный моделистом и конструктором В. Артамоновым.

Посмотрите, как технически красив, оправдан и в один момент несложен предложенный им выход из «тупика».

Работа над новой моделью началась С нескончаемых поисков компоновки, талантливой обеспечить хорошие скоростные качества аэроглиссера при установке отечественного серийного микродвигателя «Талка-2,5К», Были просмотрены все узнаваемые варианты скоростных микросудов-«игл». Но значительного выигрыша не сулил ни один из них.

Масса всех практически однообразна для однотипных мотоустановок, величина внешней поверхности аппарата, воздействующая на аэродинамические чертей и в конечном итоге на его скорость в заезде также на одном уровне. А для того чтобы общепризнанного в скоростных классах «фаворита», как «Росси 15» у меня, к сожалению, не было. Что же делать?

Так как недаром утверждают спортсмены: «Хорошая модель — это хороший мотор».

Но именно это высказывание и помогло определиться необыкновенному виду нового аппарата. Оказалось, что удачнее вправду покинуть одну мотоустановку, увязав с нею только самое нужное для успешного заезда, убрать все лишнее! Долой классический путь конструирования, нужно идти не от модели к мотоустановке, а напротив!

Конкретная же польза от для того чтобы перехода вот в чем.

Удалось, избавившись от завораживающего влияния «стандарта» иглообразных длиннющих корпусов, спроектировать модель рекордно малых размеров, массы, «смачиваемой» сопротивления и поверхности. Вправду, гидродинамические утраты при грамотно заданных параметрах реданов прежде всего зависят от массы аппарата, что эти реданы должны удержать над водою на глиссировании. А аэродинамическое сопротивление понижается соответственно уменьшению внешней поверхности модели.

При достаточно плавных очертаниях элементов, находящихся в воздушном потоке, польза от для того чтобы преобразования сразу же скажется в увеличении большой скорости. Так как современные глиссеры класса В-1 «бегают» так скоро, что решающим фактором и главным при разработках новых моделей становятся вопросы аэродинамики: «стихия» воздушная оказывает несравненно большее влияние на перемещение микросудна, чем родная Для судомодели — «стихия» водная.

По окончании маленьких уточнений в предварительных эскизах всецело проявилась непривычная конструкция глиссе-
ра. Двигатель закрыт легчайшим стеклопластиковым «капотом» обтекаемой формы, сходу за задней стенкой картера расположен шпангоут-переборка Лапки картера спилены, что разрешает существенно уменьшить миделевое сечение обтекателя, в один момент появляется возможность и сократить неспециализированную длину «капота» при сохранении той же величины удлинения!

Рис.

2. Компоновочная схема модели аэроглиссера:
1 — кок воздушного винта, 2— двигатель «Талка-2,5К», 3 — силовой шпангоут (фанера), 4 — топливный бак. 5 — канал под патрубок выхлопной резонансной трубы 6 — дополнительный шпангоут (фанера), 7 — выклейка обтекателя (стеклопластик), 8 — резонансная выхлопная труба, 9 — хомут крепления стабилизатора (дюралюминий), 10 — хвостовой вспомогательный поплавок (пенопласт, обшивка — стеклоткань), 11 —стабилизатор (бальза, обшивка — стеклоткань).

12 — основание стойки, 13 — стойка (сталь),14 — главный поплавок (пенопласт, обшивка — стеклоткань),15 — шпангоут поплавка, 16 — амортизационная стойка редан-ной пятки, 17 — реданная пятка.

Практически сейчас не двигатель устанавливается на мотораме, а обтекатель на моторе. Осуществляется это посредством удлиненных винтов крепления задней стены; шпангоут-переборка только оказывает помощь смонтировать такие элементы, как стойки поплавков, топливный бак и поддержать резонансную выхлопную трубу.

Масса жестко соединенных с двигателем подробностей модели необычно мелка. Казалось бы, это должно отрицательно сказаться на большой мощности, развиваемой моторчиком. Так как, как мы знаем, двухтактные двигатели из-за частичной неуравновешенности движущихся элементов вибрируют при работе.

А от амплитуды колебаний в большой степени зависят и механические утраты в цилиндропоршневой и кривошипно-шатунной группах. Исходя из этого установка аналогичного «источника вибраций» на массивном основании приводила к увеличению больших оборотов. У нас же масса моторамы если сравнивать с двигателем очень мелка; практически он будет трудиться как бы подвешенным в воздухе.

Избавиться от отрицательного влияния вибраций, вернее, привести их к уровню, сопоставимому с условиями твёрдой моторамы, удалось посредством несложных коленвала и доработок поршня. Первый, изготовленный из алюминиевого сплава, облегчен за счет снятия излишков материала по донышку и по стенкам, дополнительно его масса уменьшена прорезкой окон недалеко от юбки, не проходящей по выхлопному отверстию гильзы цилиндра.

Нужно подчернуть, что «Талка-2,5К» в «цветном» выполнении цилиндро-поршнезой группы пара перебалансирована, исходя из этого по окончании тщательной проверки пригодилось снять много материала с противовеса на щеке коленвала, в особенности по окончании облегчения поршня. Но результаты заново про веденной балансировки сразу же появились! Двигатель на Особом нежестком стенде прибавил с тем же воздушным винтом около 500 об/мин кроме того если сравнивать с опробованиями на обычном металлическом.

Оставалось «навесить» на мотоустановку только несколько поплавков и хвостовой стабилизатор. Чисто судомодельные элементы монтируются на легких эластичных перьевых рессорах, главный редан дополнительно подрессорен, что заметно стабилизирует перемещение глиссера при беспокойстве. Стабилизатор же установлен… на двигателе!

Предварительные прорисовки удлиненной рамы-капота были практически закончены, в то время, когда показалась мысль поставить легкую плоскость стабилизатора прямо на хвостовик резонансной выхлопной трубы. Так, масса модели стала еще меньше — убран ненужный кусок стеклопластикового обтекателя, аэродинамика, по крайней мере, не в проигрыше! А от случайного опускания выходного отверстия выхлопной трубы в воду предохраняет микропоплавок, монтируемый на узле навески стабилизатора.

Пара слов о положении обреза главного редана относительно центра тяжести модели. Возможно, некоторых смутит маленькой вынос центра тяжести назад, в большинстве случаев его величина многократно больше. Принято вычислять, что громадное плечо помогает для компенсации опрокидывающего момента от тяги мотоустановки.

Так вот оказалось, что данный фактор фактически не воздействует на режим перемещения! Ответственнее второе. При большом выносе многократно возрастает влияние «неровностей дорожки», мельчайшая волна, попавшая под расположенный на большом растоянии перед центром тяжести редан, сразу же забрасывает шнобель глиссера вверх, полет делается неустойчивым! Перенос же точки глиссирования практически под центр тяжести при достаточной мягкости подвески, снабжает совершенное перемещение кроме того при относительно большой волне.

В пользу новой схемы говорит да и то, что для обеспечения обычного положения в звезде пригодился стабилизатор малой площади.

На изготовление модели ушло всего 14 дней. Первые же пробные старты подтвердили правильность теоретических выводов. Достаточно заявить, что не было нужно регулировать ни один из параметров «корпуса», не считая маленькой перестановки стабилизатора на отрицательный угол атаки около 2°. А что дальше?

Имеется ли возможность усовершенствования данной схемы? Постараться избавиться от бокового поплавка, нужного только на протяжении старта для предохранения модели от крена и от опускания уздечки в воду? Либо постараться перейти от глиссирования на «полет» на подводных крыльях? Последнее думается наиболее реальным. Основной же вывод пребывает в том, что «безвыходной» ситуации нет.

Нужно искать и обнаружить пути совершенствования столь простой на первый взгляд и столь сложной в проектировании и теории модельной техники!


Случайные записи:

ЧТО, ЕСЛИ ВЫЗВАТЬ СЛЕНДЕРМЕНА 8. МАГ ОГНЯ


Похожие статьи, которые вам понравятся: