«Школьная» таймерная

31.10.2016 В мире моделей

При проектировании техники для нового спортивного сезона перед отечественными кружковцами в очередной раз встал вопрос о поиске золотой середины между чемпионскими супераппаратами и сверхупрощенными моделями для новичков.

По окончании продолжительных споров и дискуссий мы с мальчишками, исходя из сложившихся на сегодня условий, пришли к однозначному выводу — будем строить упрощенные таймерные. Оснований для для того чтобы решения пара. Во-первых, это расчет на рядового парня-спортсмена, а не на мифического мальчишку-фанатика, владеющего притом еще и навыками мастера-специалиста.

Как показывает опыт последних лет работы многих кружков, аналогичных «фанов» авиамоделизма попросту не существует, и исходя из этого во всех супераппаратах юниорского класса, летающих на соревнованиях, очевидно высвечивается труд отнюдь не школьников. Давать же изготовленную чужими руками технику ребятам, дабы они с нею побеждали вправду самодельщиков-моделистов, мы вычисляем по крайней мере неэтичным.

А вторым причиной в пользу несложных моделей стал… неприятный опыт команд, применяющих сложные «чемпионские» аппараты. Как показывает статистика, мальчишки в девяти случаях из десяти в нервотрепке зачетных стартов попросту не справляются с фактически незнакомой им техникой и в следствии все-таки проигрывают «самодельщикам»!

Исходя из таких аргументов, новая таймерная «школьного» класса изначально проектировалась максимально несложной и технологичной.

Помимо этого, мы попытались при ее создании обойтись без применения «неестественных» материалов и так сделать модель дешёвой дли постройки в каждом кружке. А сочетание хороших летных особенностей, простоты отладки на высочайшей надежности, которая связана с полным отсутствием механики, думается, может оказать помощь отечественной разработке купить широкую популярность.

«Школьная» таймерная

Главные геометрические параметры таймерной модели «школьного» класса с двигателем рабочим количеством 1,5 см3.

Сразу же напомним, что новая таймерная проектировалась нами в разных вариантах выполнения.

Мы поведаем по большей части о самый доступном и несложном варианте, подразумевая в один момент, что фактически без трансформаций главной силовой схемы модели она при жажде возможно доведена до любого чемпионатного уровня, впредь до установки высокофорсированных трехканальных двигателей и сложной многофункциональной автоматики.

Фюзеляж предлагаемой модели, как и многие другие ее элементы, имеет пенопластовый наполнитель.

Закладывая подобную разработку, мы исходили из того, что сейчас как раз пенопласты стали обширно доступны для каждого кружка моделизма и, помимо этого, в них накоплен достаточный стаж работы с данным материалом.

Носовая часть фюзеляжа:

1 — кок воздушного винта, 2 — двигатель МК-17 «Юниор» с доработанной сквозным жиклёром и задней стенкой, 3 — моторама (профиль-уголок из каленого Д16Т с толщиной стены не меньше 1,5 мм), 4 — передний штырек (бамбук), 5 — пилон крыла (фанера толщиной 4—5 мм, нужно ольховая), 6 — ложемент (липовые рейки клиновидного сечения 5х5 мм), 7 — задний штырек, 8 — лонжероны фюзеляжа (сосна сечением 3х22 мм на всей протяженности), 9 — наполнитель (пенопласт), 10 — передняя стойка (проволока ОВС O 2,5 мм), 11 — фигурная шайба фиксации стойки (сталь либо латунь), 12 — передняя бобышка (липа либо береза толщиной 22 мм), 13 — выступы фиксации крыла (головки ввернутых винтов М2,5), 14 — винт М3 крепления уголков моторамы (задний в один момент помогает для удержания подкоса крыла).

Хвостовая часть фюзеляжа:

1 — наполнитель, 2 — лонжероны фюзеляжа, 3 — костыль (проволока ОВС O 1,5 мм), 4 — передняя кромка киля (сосна 4х6 мм), 5 — законцовка (сосна 4х3 мм), 6 — обшивка киля (писчая бумага на эпоксидной смоле), 7 — задняя кромка киля (сосна 4х6 мм), 8 — наполнитель киля (пенопласт упаковочный либо ПС-4-40 толщиной 4 мм), 9 — ложемент стабилизатора, 10 — бобышка регулировки установочного угла стабилизатора.

Крыло (неразъемный вариант):

1 — законцовка (сосна толщиной 4 мм), 2 — монолитный лонжерон (сосна 5х12 мм), 3 — вспомогательный стрингер (сосна 2х4 мм, — ставится для надежности соединения нервюр с лобиком крыла), 4 — передняя кромка (сосна 5х5 мм), 5 — наполнитель лобика (пенопласт упаковочный либо ПС-4-40; обрабатывается по профилю методом резки термоструной по шаблонам), 6 — силовая обшивка лобика (ватман на эпоксидной смоле; заднюю часть монолитного лонжерона не оклеивать), 7 — усиление (липовая пластина), 8 — центральная силовая нервюра (липа толщиной 8 мм; ставить перед обшивкой лобика ватманом), 9 — центральная нервюра (материал подобен подробности 10), 10 — промежуточные нервюры (пенопласт ПС-4-40 либо ПХВ с окантовкой липовым шпоном толщиной 1,5—2 мм), 11 — задняя кромка (сосна 3х5 мм), 12 — подкрепление задней кромки (сосна 1,5х5 мм), 13 — нервюра перехода (материал подобен подробности 10). Пазы под полусферические выступы ложемента выполнить по разметке по окончании окончания отделки крыла.

В месте крепления подкоса предусмотреть сквозную бобышку из плотной древесины.

Стабилизатор:
1 — законцовка (сосна 4х4 мм), 2 — задняя кромка (сосна 2х4 мм), 3 — наполнитель (пенопласт упаковочный либо марки какое количество-4-40), 4 — усиление кромки (сосна 4х4 мм), 5 — центральная нервюра (сосна 4х12 мм), 6 — передняя кромка (сосна 4х4 мм), 7 — обшивка (писчая бумага на эпоксидной смоле).

Профиль крыла (М1:1):

А — основнойвариант конструкции, Б — вариант с нервюрами, вырезанными из фанеры толщиной 1,5 мм, В — цельнопенопластовый вариант с обшивкой узкой бумагой на эпоксидной смоле.

Верхний лонжерон фюзеляжа полностью прямолинеен, что позволяет легко осуществлять контроль правильность монтажа всех подробностей таймерной.

По окончании приклейки к верхнему лонжерону пенопластовой заготовки толщиной 22 мм (что соответствует ширине будущего фюзеляжа) и передней липовой бобышки прекрасно просушенный узел прижимается к ровной доске-стапелю и посредством рубанка и брусков с наждачной бумагой обрабатывается нижняя поверхность. Не снимая заготовки со стапеля, приклеивают нижний лонжерон (в хвостовой части панели лонжеронов должны сойтись совместно, как продемонстрировано на картинках).

Сразу же напомним, что для сборки фюзеляжа подходит не только эпоксидная смола, ставшая уже классическим связующим в авиамоделизме, но и казеиновые клеи, среди них и канцелярские сорта.

По окончании снятия и просушки со стапеля фюзеляж шепетильно вышкуривается и по бортам обшивается ватманом. Разработка данной операции такова.

Сначала ватман раскраивается с запасом и со стороны, приклеиваемой к фюзеляжу, покрывается легким слоем жидкого эмалита. Дождавшисьполного подсыхания, на ту же поверхность наносят свежеразведенную эпоксидную смолу из расчета приблизительно 0,3—0,5 г/дм2, разгоняют ее резиновым шпателем и посредством толстой фанерной накладки прижимают ватман к борту размещенного на стапеле фюзеляжа (кстати, тут вы оцените да и то, что боковые грани кроме этого прямолинейны).

Подобно либо в один момент обшивают и второй борт.

Так поступают при наполнителе, вырезанном из пенопластов марки типа ПС-4-40 либо нетяжелых, марки ПХВ. При применение легких пенопластов от упаковок направляться не только сходу придавать заготовкам максимально правильную форму еще на протяжении резки термоструной (дабы избежать необходимости в предстоящей обработке], но и бумагу клеить по второй технологии.

Дело в том, что мелкошариковый упаковочный пенопласт испытывает недостаток в более замечательном подкреплении поверхности, исходя из этого тут ватман не грунтуют эмалитом для уменьшения пропитки и закрытия пор смолой, а, напротив, стремятся к большому насыщению бумаги «эпоксидкой». Для этого смолу по окончании размешивания дополнительно разжижают этиловым спиртом до густоты растительного масла и в таком виде наносят на ватман.

Дождавшись впитывания смолы, бумагу с обратной стороны защищают полосой из лавсановой пленки и в таком виде «бутерброд» прижимают посредством ровной накладки к борту.

Доработка головок винтов М3 крепления двигателя на уголках моторамы.

Изменение установочного угла стабилизатора при переходе от плоско-выпуклой хорошей профилировки к профилю «плоская пластина» (либо симметричному).

На схеме: ?° — угол нулевой подъемной силы (для узких плоско-выпуклых профилей равен 1 — 3° в зависимости от относительной толщины и очертаний носика профиля). Для равноценного аэродинамического результата пластина должна быть поставлена под тем же углом, как и линия ?° плоско-выпуклого профиля.

Топливный бачок-таймер:

1 — питающая трубка, 2 — расходный количество бака (правильный размер подобрать при пробных запусках с конкретным примером двигателя, обеспечив время работы мотора на 0,5 с меньше максимально допустимого), 3 — соединительная трубка, 4 — главный количество бака, 5 — сливное окно.
А — горизонтальное положение модели при отладке и запуске двигателя, Б — положение при комплекте высоты (сразу после подъема носа модели срез соединительной трубки оголяется, излишки горючего сливаются из главного количества, и двигатель трудится на калиброванном количестве горючего).

В обоих вариантах материала и обшивки наполнителя фюзеляж по окончании изготовления дополнительно зачищается, оклеивается микалентной бумагой и лакируется (слой эпоксидной смолы разрешает не беспокоиться растворения пенопласта компонентами нитропокрытий). В носовой части выполняется продольный пропил совершенно верно по оси фюзеляжа, и в нем заклеивается пилон крыла, вырезанный из фанеры толщиной 4—5 мм.

Отверстия под винты М3 крепления моторамы двигателя сверлятся поместу, и их внутренние поверхности защищаются (от пропитки горючим) слоем жидкой эпоксидной смолы. Вверху пилона полезно приклеить клиновидные подробности ложемента.Помимо этого, необходимо смонтировать бамбуковые штырьки под резиновую ленту крепления крыла (сечение штырьков — эллипсовидное, дабы не через чур ослаблять «рубаху» фанерного пилона) и на посадочной плоскости заделать два полусферических выступа, каковые сделают точность монтажа крыла высокой и однозначной.

Хвостовое оперение по технологической логике соответствует фюзеляжу. Киль по окончании оклейки писчей бумагой и лакировки заклеивается в фюзеляже намертво в один момент с проволочным палкой, защищающим стабилизатор при посадках модели. К точности монтажа киля необходимо отнестись весьма пристально — кроме того при маленьких отклонениях от нейтрали при облетах таймерной вероятнее появится необходимость в жестяных триммерах.

Разъемный «ломающийся» подкос крыла:
силовые подробности симметричны относительно середины длины подкоса (Д16Т сеченнем 2х10 мм); при сборке в лунки заматывается узкая хлопчатобумажная нить 5—8 витков, финиши которой заливаются по узлу клеем.

Стабилизатор, подобный по конструкции, крепится на фюзеляже по классической схеме (резиновым кольцом с притяжкой хвостовой части стабилизатора), но без фитильного устройства.

Само собой разумеется, поставить его несложно, ожидание сверххороших условий на стартах может вынудить вас пойти на это. Но… все же таймерная — не планер, и случаи ухода ее в замечательных термиках возможно пересчитать по пальцам. Для упрощенных моделей это по большому счету мало реально; да в случае если такое и произойдёт, в итоге, незамысловатую таймерную не так жалко, как чемпионатную.

А вот отказов и случаев срывов, которые связаны с фитильным устройством, намного больше, чем хотелось бы. Несложный прикидочный расчет надежности старта(взаимосвязанной с простотой обращения с моделью и по большому счету числом обслуживаемых узлов) «школьной» таймерной конкретно говорит в пользу отказа от фитильного устройства.

Итак, ставить фитильное устройство либо нет, вы решите сами.

Мы же желаем отметить одну ответственную изюминку горизонтального оперения с профилем «плоская пластина». Это иные, непривычные углы деградации (так именуется отличие в установочных углах крыла и стабилизатора). Дело в том, что в отличие от хороших стабилизаторов с плоско-выпуклой профилировкой требуемый аэро-динамический эффект достигается на плоскопластинчатых при вторых, громадных углах атаки.

А это указывает, что на отечественной модели установочный угол стабилизатора может оказаться больше, чем у крыла! К такому положению необходимо готовьсяпри начале пробных запусков. Кстати, нам более надежно будет еще при изготовлении модели задать угол установки горизонтального оперения в точности равным крылу и отладку затевать как раз при таком положении.

Тут вероятны два варианта: первый, в то время, когда двигатель оставляется без выкоса вниз, а крыло и стабилизатор стоят под углом 1—1,5°, и второй, в то время, когда несущие поверхности модели стоят под нулевым углом, а ось вала двигателя отклонена вниз на подобный угол.

Крыло новой модели спроектировано специально для условий его изготовления новичками. Как раз вследствие этого по большей части варианте конструкции нервюры выполнены пенопластовыми с реечной окантовкой.

Вы сообщите, это сложно! Никак, в случае если учесть, что нервюры при предлагаемой технологии выполняются «пачкой», а правильнее — одним блоком. Это указывает, что по окончании приклейки к ровной пластине шпоне заготовки из дальнейшей оклейки и пенопласта ее свержу распаренной пластиной для того чтобы же шпона вам останется только напилить высушенную блок-заготовку на множестве хороших нервюр!

В остальном, уже познакомившись с разработкой пенобумажных элементов, вам точно уже стало ясно, и дополнительных пояснений по крылу не потребуется. Единственное, что хотелось бы отметить — рекомендуем сборку крыле вести раздельно, по носику и по хвостовой нервюрной части ее перед будет замыкаться запасными стрингерами, и стыковать их только на последнем этапе сборки на стапеле.

При обтяжке лобика ватманом на эпоксидной смоле крыло может обшиваться как микалентной бумагой, так и лавсановой пленкой.

Главные эти модели

Площадь крыла, дм2:18

Площадь стабилизатора, дм2:4,2

Несущая площадь неспециализированная, дм2:22,2

Масса модели, г: 450

Удельная нагрузка, г/дм2:20,3

Воздушный винт (диаметр*ход), мм: 165х110

Балансировочные эти модели

Коэффициент эффективности стабилизатора: 1,13

Критическая центровка,процентов САХ: 83—85

Центровка модели,процентов САХ: 78—80

Угол установки крыла, град: +1

Угол установки стабилизатора, град: +1

Крутка крыла (правая центральная часть до «ушка» по передней кромке), мм: +2

Вираж на взлете: правый

Вираж на планировании: правый

Регулировка режима взлета — выкашиванием оси двигателя впредь до маленького отклонения влево.

Регулировка режима планирования — трансформацией установочного угла стабилизатора и его наклоном.

Время прохождения одного круга при установившемся режиме планирования — 25—30 секунд.

Развесовка элементовмодели, г

Крыло: 120

Стабилизатор: 18

Двигатель с баком, моторамой и воздушным винтом: 185

Догрузка до требуемой массы: 15

В. ВИКТОРОВ, начальник кружка


Случайные записи:

Командоаппарат для таймерной авиамодели


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Таймерная «юниор»

    Парящая таймерная… Один из самых сложных и противоречивых по предъявляемым к технике требованиям класс моделей свободного полета. Непростая…

  • Таймерная : чем проще, тем надежней

    Уже не первый год парни отечественного кружка занимаются свободнопетающими. Юные спортсмены успепи накопить большой опыт постройки легкокрылых парителей…

  • Надежная таймерная

    Таймерная «школьного» класса, размещённая в «М-К» № 12 за 1986 год, не имеет аналогов по сочетанию надежности, ресурса и хороших летных особенностей….

  • Таймерная на… co2

    Без двигателя модель не летает. Но и уповать на ДВС сейчас не приходится: массовые моторы легко страшны. Возможно, само собой разумеется, как много лет…