Влекомая ветром

14.04.2015 В мире моделей

Понимаете ли вы, что существует конструкция модели яхты, которую с равным успехом смогут делать и умелые спортсмены, и начинающие? Это парусный катамаран, относящийся к классу ДХ. Модель несложна, технологична, да и выстроить ее возможно без применения дефицитных материалов.

Высокую мореходность и хорошие скоростные качества катамарану придают обводы корпусов типа «шарпи». Взять их возможно несколькими методами — с применением фанерной набора и обшивки из продольных и поперечных элементов, с обтяжкой каркаса бумагой и тканью или — что самое простое — выклейкой из стеклоткани по болванке. Познакомимся с первыми двумя.

Любой из корпусов имеет длину 1000 мм, исходя из этого для каркасов сходу заготовьте сосновые рейки продольного комплекта на всю длину корпуса: четыре сечением 5Х10 мм и восемь сечением 5X5 мм. Очертания шпангоутов (с 1-го по 9-й) бережно перенесите с чертежа на фанеру толщиной 2,5 мм и выпилите подробности лобзиком. Прорези под элементы продольного комплекта оптимальнееразмечать на совсем обработанных шпангоутах.

Ножевидная кормовая оконечность корпуса (ее контур продемонстрирован на чертеже) — из 5-мм фанеры, носовая оконечность — из того же материала.

Перед прорезкой в шпангоутах пазов под рейки продольного комплекта нужно решить, чем будут обшиты корпуса. В случае если бумагой, то контуры шпангоутов направляться занизить на 1 мм, дабы поперечные «ребра» на обшивке не увеличивали гидродинамического сопротивления корпусов.

Собирать каркасы направляться на ровной доске-стапеле. Предварительно нарежьте древесные чурбачки размером 20X20X15 мм: они понадобятся для фиксации на стапеле оконечностей и шпангоутов корпусов — носовых и кормовых. Установив поперечный комплект, еще роз удостоверьтесь в надежности размещение элементов по длинам корпусов. Убедившись, что все в порядке, приступайте к вклеиванию продольного комплекта.

оптимальнеедля данной работы подходит клей на эпоксидной базе. Через дни, в то время, когда клей совсем полимеризуется, возможно заняться вышкуриванием каркаса и доводкой формы носовой и кормовой оконечностей.

Влекомая ветром

Для обшивки применяйте фанеру толщиной 1 мм, прикрепив ее к комплекту эпоксидной смолой, но возможно обойтись и без этого дефицитного материала, заменив его бумагой и тканью.

Сперва к каркасу приклейте слой узкой оберточной бумаги, натяните ее, сбрызнув водой. Для слоев потребуется более плотная бумага, нарежьте ее на ленты шири-ной около 4 см. Суммарная толщина обшивки — шесть слоев, причем ленты четных слоев, взаимно перекрываясь, образуют угол 45° с продольной осью корпуса, а ленты нечетных находятся перпендикулярно первым.

Перед наклейкой последнего слоя нужно проложить слой ткани (марли). Связующее при обтяжке — нитроклей АК-20, не смотря на то, что возможно применять и эмалит.

В то время, когда клей всецело высохнет, снимите корпуса со стапеля и удалите монтажные чурбачки.

Бережно разметив, пропилите в килевой балке пазы и установите в них кили. Последние вырежьте из дюралюминиевого страницы толщиной 1,5 мм либо из фанеры толщиной 2,5 мм. На шпангоуты 3 и 7 приклейте буковые бобышки сечением 15X15 мм, подогнав их по форме палубы. Остается закрепить между шпангоутами 8 и 9 балласт (по 80 г в каждом корпусе) и отлакировать все внутренние поверхности. Сейчас приступайте к обтяжке палубы.

Эта операция подобна оклейке бортов и днища, лишь тут хватит четырех слоев бумаги (между третим и четвертым слоями в обязательном порядке наклейте ткань).

Для соединения корпусов употребляются рейки сечением 10X12?15 мм из древесины жёстких пород. Финиши их закруглите. На бобышках 3-го и 7-го шпангоутов укрепите захваты из полос дюралюминия толщиной 0,5 мм, посредине которых в сборе с поперечинами просверлите отверстия O 2 мм для шпилек фиксации соединений.

Продольная балка из такой же древесины имеет сечение 10X15 мм. На ней устанавливается автомат и мачта управления курсом. К поперечинам балка крепится лужеными винтами М3 с шайбами и гайками. Автомат управления простой конструкции, отклонения паруса подруливающего устройства передаются на перо руля посредством зубчатой передачи.

Мачта и оба гика изготавливаются из сосны. Для парусов возможно применять лавсановую либо полиэтиленовую пленку.

Первую нужно окантовать по окончании раскроя по периметру клейкой лентой «скотчем» шириной 8 мм, вторую по контуру подвернуть в два слоя и «пропаять» посредством ролика, насаженного на жало паяльника. Так же делаются и карманы для лат.

Паруса пришнуровываются к гикам и мачте капроновой леской, фаловый угол крепится к оковке, расположенной в 40 мм от топа мачты.

Целый такелаж — из нейлоновой лески O 0,5 мм. Не забудьте о вантпутенсах на левом и правом корпусах, нужных для крепления вант.

Такие же подробности и на продольной балке.

Продемонстрированное на чертеже парусное оружие предназначено для сильного ветра. При слабом лучше применять паруса большей площади. Но нужно не забывать, что в сумме она не должна быть больше 0,5 м2.

Внешняя отделка содержится в следующем. Корпуса, гики и мачта, поперечины и продольная балка по окончании вышкуривания окрашиваются в главный цвет. За дополнительным прошкуриванием направляться новая окраска. Быть может, эти операции нужно будет повторить пара раз. В случае если наконец вы удовлетворены результатом, нанесите остальные элементы окраски и покройте все части модели двумя слоями блестящего бесцветного синтетического лака.

Регулировку катамарана проводите при среднем постоянном ветре. Прикинув угол между направлением ветра и курсом яхты, поделите его в мыслях пополам. Так и установите грот. Парус автомата курса ставится по ветру, перо руля — по курсу модели.

Благодаря громадному расстоянию между корпусами яхта устойчива и при сильном ветре. Но не помешает и балласт мессой 200 г, навешенный на конец наветренного киля.

Я.

ВЛАДИС, инженер


Случайные записи:

ХРИСТИАНСКИЕ ПЕСНИ! Прости меня Боже, прости, я молю — Сильная песня!


Похожие статьи, которые вам понравятся: