Амфибия на ледяном кордодроме

22.07.2014 В мире моделей

Прототипом модели послужили аэросани-амфибия, созданные в 60-х годах группой молодых экспертов под управлением советского авиаконструктора А. Н. Туполева. В данной машине завлекает строгость обводов (см. «М-К» № 11 за 1978 г.), не нарушаемая ни сложной совокупностью подвески лыж, ни трубчатым ограждением воздушного винта. И это значительное преимущество Так как любой выступающий элемент конструкции увеличивает аэродинамическое сопротивление.

Лучше иметь объемистый, но обтекаемый корпус, чем обжатый до предела, но с «голенастыми» ногами ходовой части. К тому же корпус таковой модели формирует эффект аэродинамической разгрузки, проявляющейся кроме того при малой скорости. У амфибии довольно малый диаметр воздушного винта.

Это разрешает сделать копню умеренных габаритов, ориентируясь на оптимальный диаметр пропеллера в 160 мм для двигателя с рабочим количеством 2,5 см3. Из этого выбран и минимально допустимый масштаб данной модели — 1:12 относительно прототипа.

Корпус модели возможно выклеить из стеклоткани, но несложнее сделать из пластмассы. Его выдавливают из разогретого оргстекла, поочередно штампуя четыре подробности, образующие внешнюю обшивку. Весит корпус всего 400 г. Подробности подгоняют друг к другу, склеивают, предварительно вырезая створки и люки. Налицо экономия сил и времени.

Представьте себе, сколько хлопот настойчиво попросила бы выклейка его из стеклоткани, не говоря уже о трудоемких операциях по подготовке поверхности стеклопластиковых «корок» к покраске. Да и вырезание «стекол» в них требует большое количество сил. Корпус из оргстекла по окончании штамповки сходу готов к покраске.

У него хороший глянец, и «стекла» уже засунуты. Они не будут вылетать при тряске либо образовывать заметные уступы прн неточной подгонке.

Итак, материал выбран. Сейчас необходимо изготовить древесную болванку-пуансон для каждой подробности. Таких болванок пригодится три: для корпуса (ее возможно применять при вытяжке днища и верха), фонаря н капота двигателя.

Очертание этих пуансонов необходимо занизить на 2 мм, учитывая толщину оргстекла. А из фанеры толщиной 15 мм по правильным обводам выпилим окна матрицы. Древесные подробности смажьте машинным маслом, прогрев его до 50 — 80°.

Оргстекло нужно нагреть до 115 — 135°, наложить на матрицу и вдавить сверху пуансон. Работу эту направляться делать вдвоем — так получается стремительнее. Остывшие полуфабрикаты обрезают до предельных размеров пилой с небольшим зубом. По окончании подгонки подробностей лобзиком выпиливают отверстия, отделяют створки и люки фонаря.

База каркаса — силовая рама, грамотный задним и силовым шпангоутом, переборкой и дюралюминиевой моторамой. Перед его сборкой на древесных болванках-пуансонах размечается сечение шпангоутов и снимаются с них картонные шаблоны. Из шестимиллиметровой фанеры по шаблонам выпиливают силовой шпангоут, переборку, а из четырехмиллиметровой — задний шпангоут. Примерив силовую рамку к заготовкам корпуса, собирают ее на эпоксидкой смоле.

Ставится мембрана, предохраняющая полость модели от загрязнения горючим, подгоняется и монтируется топливный бачок и железная моторама Последнюю полезно дополнительно прикрепить к шпангоутам посредством дюралюминиевых уголков.

Собирая модель, лучше соединить подробности из дерева и оргстекла особым клеем — раствором стружки оргстекла в дихлорэтане. С его помощью корпус соединяется с силовой частью.

После этого закрепляют передний шпангоут (фанера толщиной 2,5 мм), полость багажника, стенки и пол кабины (узкий плотный картон) и в последнюю очередь вклеивают дне корпуса. Внутреннее пространство кабины окрашивается. В ней монтируются пенопластовые кресла, целлулоидная приборная доска, рулевая колонка. Крышка багажника, створки фонаря по окончании окраски навешиваются на петлях, к ним подгоняются несложные модельные замки.

Амфибия на ледяном кордодроме

Рис. 1. Модель-копия аэросаней-амфибии:

1 — руль поворота, 2 — киль, 3 — капот, 4 — мембрана, 5 — переборка, 6 — бак, 7 — задний шпангоут, 8 — винт, 9 — передний шпангоут, 10 — петли, 11 — полость багажника, 12 — замок, 13 — крышка багажника, 14 — корпус, 15 — створка фонаря, 16 — силовой шпангоут, 17 — кордовая планка, 18 — борт, 19 — шахта, 20 — кормовой шпангоут, 21 — воздушный винт, 22 — фонарь, 23 — пол кабины, 24 — конек, 25 — моторама.

После этого устанавливаются кили, вырезанные из фанеры, трубчатая шахта и кормовой шпангоут для доступа к винту контрпоршня. Законченный, «настоящий» вид модели придадут небольшие подробности оформления: окантовка стекол, ручки, фары, ребра жесткости и стыков обшивок корпуса, узлы поворота рулен. Лучший материал для близко сребренных цилиндров макета мотоустановки — эбонит. Полированные фигурные брусочки и дюралюминиевые трубки имитируют различных патрубков и крышки головок.

Смонтировав все подробности на алюминиевом «картере», дополним макет латунными трубопроводами (проволока) и головками болтов (эпоксидная смола с алюминиевой пудрой, нанесенная иглой).

Перед первыми запусками нужно проверить центровку аппарата. По длине модели ЦТ — под кордовой планкой, закрепленной на переборке силовой рамы.

В случае если же центр тяжести смещен, то пригодится «багаж», размещенный в грузовом, носовом отделении корпуса. Смещать кордовую планку и центр тяжести назад не следует — модель покажет склонность к подлетам над дорожкой. При указанной на чертеже центровке она превосходно проходит расстояние, опираясь по большей части на центральный конек.

Кроме того при больших неровностях дорожки аэросани лишь подскакивают, не меняя наклона корпуса, удар от неровностей приходится совершенно верно под центр тяжести, и разворачивающих вниз либо вверх моментов не появляется.

Н. MAPОВ


Случайные записи:

The game fireboy and watergirl In the Ice temple#2. Passage of game for two. Team games


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Новинка ледяного сезона

    Вероятны ли сенсации в современном автомоделизме? Честно говоря, мальчишки отечественного кружка были уверены, что нет. Им казалось, что в далеком…

  • В полете… глиссер!

    «Серебро» на чемпионате мира 1981 года, в том же году — первое место среди сильнейших спортсменов СССР — это ли не лучшая черта схемы судомодели,…

  • Panther – самая быстрая в мире амфибия для активного отдыха

    В большинстве случаев амфибии это или хорошие лодки, талантливые кое-как ползать по суше, или машины, каковые смогут заехать в воду и медлено плыть при…

  • Прицел — чемпионский

    Издание «М-К» за последние пара лет опубликовал последовательность занимательных моделей с резиномотором, имеющих необыкновенные ответы технологических…