В полете… глиссер!

14.07.2017 В мире моделей

«Серебро» на чемпионате мира 1981 года, в том же году — первое место среди сильнейших спортсменов СССР — это ли не лучшая черта схемы судомодели, выстроенной мастером спорта интернационального класса, рекордсменом и неоднократным чемпионом СССР и мира А. Тупикиным. Подобная модель помогла его коллеге по спорту В. Довженко войти в число победителей чемпионата СССР 1982 года и установить новый рекорд в классе В-1.

При проектировании скоростного судна главное внимание было уделено не столько гидро-, какое количество аэродинамике. Дело в том, что современные микроглиссеры вправду летают! Достаточно встать небольшой ряби на поверхности воды, как модель, разогнанная до воистину авиационной скорости, переходит на режим, при котором ее редан только иногда касается макушек самых высоких волн. Другое же время скоростная преодолевает расстояние по воздуху!

Возможно, поднять аппарат еще выше, оторвать его от тормозящих стремительный бег жидких «ухабов»? Но… Правила обязывают судомодель хотя бы два раза за круг соприкасаться с водой, в противном случае итог ее не будет засчитан судьями.

Постараемся разобраться, что возможно сделать для уменьшения сопротивления воздуха. Прежде всего — спроектировать аппарат с минимальной внешней поверхностью (именуемой в аэродинамике смачиваемой).

Что же направляться «обжать», облагородить? С капотом ничего не сделаешь, поскольку размеры заданы требованиями плавности и габаритами двигателя обводов.

Но имеется суть убрать с поверхности все выступающие элементы — такие, как головки винтов крепления (применять потайные), аэродинамически грамотно прорисовать очертания перехода капота в мотораму. Тут совсем недопустимы ни уступы, ни громадные щели.

А вот площадь пилона возможно сократить, конечно, не в жёсткости и ущерб прочности.

Решить эту задачу окажет помощь использование переклеев узкой фанеры либо легких сплавов.

В полете... глиссер!

Скоростная судомодель класса В-1:

1 — корпус (липа), 2 — капот двигателя (стеклопластик), 3 — моторама (МА-8), 4 — пилон (фанера), 5 — резонансная выхлопная труба, 6 — хвостовой крыловидный редан (ДІ6Т), 7 — кронштейн трубы, 8 — поплавок (бальза), 9 — стабилизатор (липа), 10 — кронштейн навески уздечки (вторая точка: крепления уздечки находится недалеко от поплавка).

Топливный бачок:

1 — трубка питания, 2 — дренажная трубка, 3 — жестяной корпус.

Шаблоны для того чтобы изготовить.

Корпус удачнее сделать очень сильно вытянутым, иглообразным.

Главная цель для того чтобы удлинения — максимально отнести от центра тяжести модели ее стабилизатор. Чем дольше плечо, тем меньше площадь «оперения» и, со своей стороны, меньше его сопротивление при хорошей продольной устойчивости. Значительно и облегчение наряду с этим хвостовой части. Оно содействует стремительному гашению появляющихся продольных колебаний.

Оперение малой массы разрешит не только укоротить носовую часть корпуса при том же положении центра тяжести, но и дополнительно «обжать» целый корпус. Так как чем легче модель, тем меньший количество (а следовательно, и поверхность) корпуса потребуется для нужного правильно соревнований поддержания неподвижной автомобили на плаву. Именно это условие ограничивает сокращение длины носовой части, не смотря на то, что ее укорочение и ведет кроме этого к увеличению продольной динамической устойчивости глиссера.

Очертания же переднего реданного уступа в любом случае изменять не следует. Долгая судомодельная практика продемонстрировала, что, не смотря на то, что эта часть и имеет неудовлетворительную аэродинамику, гидродинамика для нее все же серьёзнее. Таковой редан — это отличный режим и хороший старт глиссирования.

сечения и Площади поплавков капле« известный формы должны быть минимальными, снабжающими только непотопляемость модели.

Ответственна и внешняя отделка аппарата.

Каждая работа, направленная на увеличение чистоты наружной поверхности, не будет избыточной. Не забудьте о зализах на всех переходах одного элемента конструкции в второй. Они не только улучшают обтекание, но и повышают надежность стыковых швов.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ

КОРПУС долбленый, из симметричных половин.

По окончании обработки их внутреннего количества подгоняются и заклеиваются бобышки-крепления и шпангоуты переборки пилона и стабилизатора. Состыковав половины, необходимо обтянуть корпус снаружи стеклотканью толщиной 0,04 мм, предварительно пропитанной эпоксидной смолой ЭД-5 либо ЭД-6.

КАПОТ выклеивается по матрице из трех слоев стеклоткани толщиной 0,1 мм на такой же смоле.

В готовую «скорлупу» заделываются резьбовые сухари крепления моторамы двигателя и липовая бобышка, надежно соединяющая пилон с капотом.

МОТОРАМА — из магниевого сплава МА-8. По окончании токарной обработки заготовки полностью сфрезеровывается одна ее половика и в оказавшейся корытообразной подробности дорабатывается посадочное место под двигатель.

ПИЛОН древесный, его заготовка представляет собой переклей из пяти слоев миллиметровой фанеры на эпоксидной смоле, причем между отдельными страницами комплекта проложена узкая стеклоткань. По окончании отверждения клея пластине придается удобообтекаемый симметричный профиль, после этого готовый пилон устанавливается в соответствующих бобышках капота и корпуса.

СТАБИЛИЗАТОР съемный, крепится на двух винтах.

Это разрешает регулировать установочный угол атаки и к тому же облегчает транспортировку модели. Заготовка стабилизатора выстрогана из липы, ей придан симметричный профиль сечения с большой толщиной 5 мм, по окончании чего вся подробность оклеена стеклотканью толщиной 0,04 мм. При применения дюралюминия стабилизатор должен быть уже — 2,5…

3 мм.

Бальзовые ПОПЛАВКИ вклеены на финишах стабилизатора на смоле ЭД-5 либо ЭД-6. Маленькие крыловидные реданы, расположенные под поплавками, выпилены из дюралюминиевого Т-образного профиля. Они оказывают помощь хвосту модели не зарываться кроме того в относительно высокой волне при случайном колебании корпуса.

По окончании сборки глиссер окрашивается эмалями, не растворяющимися метиловым спиртом. Не возбраняется использование и нитрокрасок, при таких условиях наносится слой-два синтетического прозрачного лака. По окончании вышкуривания поверхности (при нитропокрытии эту операцию завершают еще перед лакировкой) она полируется.

Масса готового аппарата образовывает не более 0,55 кг.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА — калильный двигатель, как самодельный, так и серийный (ЦСТКАМ-2,5; «Талка-2,5»). Прекрасные результаты взяты с зарубежным мотором «Росси-15».

Установка глушителя необходима. Резонансная выхлопная однокамерная труба не только снабжает прирост мощности, но и ограничивает уровень шума в пределах 80 дБ при диаметре выходного отверстия 5 мм.

Высокие скорости достигнуты с применением стеклотекстолитового двухлопастного воздушного винта 0 145 и шагом 170 мм; его шаблоны даны на чертежах. Пропеллер изготовлен методом, предложенным ранее изданием (см. № 4 за 1979 год).

Лопасти возможно выпилить и вручную, осуществляя контроль угол установки их сечений посредством нехитрого приспособления. Но, не обращая внимания на кажущуюся доступность и простоту, последний способ не снабжает достаточной точности. Прекрасно зарекомендовавшие себя воздушные винты применяйте как эталон для того чтобы, в которой выклеиваются стеклоуглеволокнистые композитные пропеллеры.

СОВОКУПНОСТЬ ПИТАНИЯ большое количество значит в борьбе за высокие скорости. Сейчас активно применяются топливные баки с наддувом, для чего отбирается давление из картера двигателя, из резонансной трубы либо обоих «источников» в один момент. Но на данной модели применена простая однокамерная «поилка», которая снабжает стабильный режим работы мотора в течении расстояния.

Бачок из белой жести либо листовой «нержавейки» толщиной 0,2—0,3 мм. Дренажная и питающая трубки бронзовые O 2,5 и 2 мм соответственно. В капоте бачок устанавливается так, дабы срез дренажной трубки был на таком же расстоянии от плоскости симметрии модели, как и выходное отверстие жиклера.

Правильное положение определяется на протяжении пробных прохождений расстояния, исходя из этого необходимо предусмотреть возможность перемещения бака на протяжении поперечной оси капота.

Наладку совокупности питания проводите при «легком» воздушном винте, что разрешит верно выяснить необходимость доводки двигателя либо перемещения бака.

Перед первым стартом удостоверьтесь в надежности положение центра тяжести н правильность выбора параметров уздечки.

Центр тяжести укомплектованного микроглиссера обязан пребывать примерно на передней кромке пилона. Протяженность плеч уздечки (ее неспециализированная протяженность — 1222 мм) подбирается в зависимости от многих факторов, цель же подбора одна — вынудить модель, вышедшую на режим, двигаться параллельно поверхности воды совершенно верно по касательной к окружности расстояния. Наряду с этим учтите, что высота центральной стойки, к которой крепится подвешенная на корде O 0,5 мм скоростная, устанавливается в пределах 450…

900 мм. Да и сама корда, как она ни узка, все же сдувается назад набегающим потоком воздуха. Исходя из этого точка схода плеч уздечки (она же точка подвеса на корде) должна быть смещена относительно центра тяжести аппарата вверх и назад.

Лишь тогда сопротивление воды и воздуха перемещению скоростной модели будет минимальным.

А. ТУПИКИН, мастер спорта интернационального класса, г. Измаил, Одесская обл.


Случайные записи:

CП-30 — \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Глиссер-газоход

    …Выстроившись в ряд у самой кромки пруда, мальчишки напряженно вслушиваются в отсчет предстартовых секунд. В правой руке у каждого — красивая моделька…

  • Глиссер-компромисс, или резервы традиционной схемы

    Какой быть новой модели? Таковой вопрос с неумолимым постоянством появляется перед каждым спортсменом, маститым и совсем юным, сразу же по окончании…

  • Кордовый глиссер

    Сейчас отечественный рассказ — об уникальной скоростной судомодели, созданной в кружке детского клуба «Искатель» Москвы. Спроектированная по самой…

  • Трехреданный глиссер

    Скоростные радиоуправляемые модели с электроприводом очень популярны и у судомоделистов-но-вичков, и у маститых спортсменов. Этому в большой степени…