Бегущая по волнам

14.03.2013 В мире моделей

Каравеллы, бриги и клиперы в далеком прошлом стали историей, но парус не провалился сквозь землю с светло синий океанских просторов. Он появляется не только в солнечных тропических широтах, но и в жёстких антарктических водах, и за Северным полярным кругом. Многомачтовые учебные парусники-гиганты и маленькие если сравнивать с ними спортивные морские яхты сейчас бороздят моря и океаны.

На яхте, чертежи и описание которой мы предлагаем, не совершишь кругосветное путешествие либо морскую прогулку, но, выстроив ее, вы ознакомитесь с изюминками конструкции судов этого типа и в достаточной степени овладеете мастерством управления парусами. Эта яхта — современная радиоуправляемая модель для соревнований на высоком уровне.

Модель яхты класса «10» (рис.

1) — представитель так именуемого формульного класса, в котором ограничения по размерам связаны в основном формулой обмера:

Lвл·Sобш/0,098313

Эта формула определяет величину гоночного балла яхты.

Числитель в формуле обмера подбирают так, дабы яхта имела гоночный балл не более 10. Конечно, яхты одного класса должны иметь однообразный балл.

ПОСТРОЙКА КОРПУСА МОДЕЛИ.Теоретическая проекция «корпус» модели продемонстрирована на рисунке 2. Технологически несложнее и стремительнее выклеить корпус из стеклоткани по наборной болванке, применяя каждые эпоксидные смолы. После этого изготовьте киль и приклейте его, как продемонстрировано на рисунке 1, к корпусу.

Бегущая по волнам

Рис. 1. Модель яхты интернационального класса «10»:

1 — кип, 2 — блок, 3 — гик, 4 — степс, 5 — мачта, 6 — топ ванты, 7 — ванты, 8 — стаксель-гик, 9 — киль, 10 — редуктор шкотовой лебедки, 11 — барабан шкотовой лебедки, 12 — батареи электропитания, 13 — фильтры приемника, 14 — приемник, 15 — рулевая машинка, 16 — рулевая тяга, 17 — руль, 18 — балласт.

Болванка, по которой выклеивается корпус, возможно и ненаборной, но при таких условиях ее необходимо совершенно верно выстругать по контр-шаблонам шпангоутов из любого мягкого дерева либо пенопласта.

Балласт отливается из свинца. Его форма продемонстрирована на рисунке 2.

Детально о постройке корпусов моделей из стеклоткани возможно прочесть в издании «Моделист-конструктор» № 9 за 1970 год.

Стоячий ТАКЕЛАЖ и РАНГОУТ. Основной частью рангоута есть мачта. Изготавливается она значительно чаще из дерева. Ее возможно кроме этого сделать из дюралюминия. В любых ситуациях мачта должна иметь лик-паз для паруса. На рисунке 1 (вид сверху) продемонстрировано сечение мачты с лик-пазом (узел 1).

Шпор мачты упирается в степс, что на моделях яхт устанавливается на палубе либо под палубой, Мачта делается легкосъемной, что облегчает транспортировку яхты.

Крепление мачты продемонстрировано на рисунке 1.

К гику крепится трос и шкотовый угол грота шкотовой лебедки. В предлагаемой конструкции вертлюг (поворотное приспособление) отсутствует, но гик может поворачиваться с борта на борт.

Рис. 2. Теоретическая проекция «корпус».

Рис.

4. Паруса:

а — первый набор, б — второй набор; 1 — парус стаксель, 2 — боуты, 3 — парус грот

Стаксель-гик имеет такую же, как и грота-гик, конструкцию. Сечение их круглое.

Стоячий такелаж складывается из штагов и вант (стаксель-штаг и ахтер-штаг), удерживающих мачту от изгиба. Проводка штагов и вант видна на картинках 1 и 3.

БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ (см. рис. 3) модели складывается из грота-шкота и стаксель-шкота.

Они проходят через блоки на барабан шкотовой лебедки (см. рис. 1).

Блоки смогут быть самых различных типов.

Значительно чаще они складываются из шкива, нагеля (ось шкива) и щек, предохраняющих снасти от соскакивания. На модели установлены одношкивные блоки.

Из дельных вещей на модели имеются кипы (см. рис. 1) для вант и крепления штагов.

Рекомендуется иметь два набора парусов (рис. 4): первый — для сильного ветра, второй — для более не сильный.

Рис. 3. Бегучий такелаж мачты:

1 — мачта, 2 — ванты., 3 — топ ванты, 4 — стаксель-шкот, 5 — топ мачты, 6 — парус грот, 7 — ахтер-штаг, 8 — краспица.

На модели возможно устанавливать паруса из полиэтиленовой и лавсановой пленок, лавсановой и капроновой тканей, и металлизированной лавсановой ткани.

При применении тканей паруса шьются. В остальных случаях используют липкие ленты из полиэтилена либо лавсана. В случае если для парусов употребляется металлизированная лавсановая ткань, то с мест приклейки ацетоном нужно удалить железное покрытие.

места и Углы парусов, подвергающиеся громадным нагрузкам, усиливают, боутами— накладками из материала паруса (см. рис. 4).

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО, продемонстрированное на рисунке 1, имеет весьма несложную конструкцию. Оно возможно выполнено и по-второму.

В произвольных случаях рулевые машинки рекомендуется применять готовые. На выходном валу редуктора рулевой машинки момент должен быть не меньше 1100—1500 г·см при скорости перекладки (поворота) руля 30—40° в секунду.

ШКОТОВАЯ ЛЕБЕДКА является электродвигателемс редуктором, на выходной вал которого насажен барабан O 20—30 мм для наматывания шкотов.

Скорость вращения барабана — 1,5 об/с, момент на валу редуктора 3000—5000 г·см. Ориентировочный вес таковой лебедки 150—200 г.

СОВОКУПНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПАРУСАМИ. Управление парусами (см. рис.

1) производится шкотовой лебедкой. При всецело намотанных на барабан лебедки шкотах грота-стаксель и гик-гик должны пребывать практически в диаметральной плоскости яхты. В случае если «травить шкоты» (сматывать с барабана лебедки), грота-стаксель и гик-гик под давлением ветра на парус установятся на угол, нужный для данного курса. Резиновая оттяжка постоянно держит шкоты в натянутом состоянии.

На виде сверху рисунка 1 продемонстрирован первый вариант управления парусами, на рисунке 5 — второй вариант.

Рис.

5. Второй вариант управления парусами:

а — положение парусов «лезентик» — ветер дует в шнобель; б положение парусов «фордевинд» — ветер дует в корму; 1 — радиоприемник, 2 — электробатареи, 3 — электродвигатели шкотовых лебедок, 4 — барабан лебедки, 5 — направляющие трубочки, 6 — нейлоновый трос, 7 — кипы, 8 — гоота-шкот, 9 — грота-гик, 10 — парус грог, 11 — парус стаксель, 12 — стаксель-гик (стаксельрей), 13 — стаксель-шкот.

Радиоаппаратура с пропорциональными каналами должна иметь, как минимум, четыре команды: две употребляются для управления рулем, две — для маневрирования парусами.

Причем стакселем и гротом нужно руководить в один момент. Вероятно и использование дискретной аппаратуры.

В издании «Моделист-конструктор» № 9—12 за 1974 год приводятся схемы и чертежи надежной аппаратуры «Радиопроп», выстроенной любителями из города Жуковского.

Для управления яхтой возможно ограничиться двумя каналами из пяти указанных на схемах в издании.

Для питания электродвигателей рулевой шкотовой лебёдки и машинки при напряжениях от 2,5 до 6 В рациональнее всего применять малогабаритные кадмиево-никелевые (Д-0,25; Д-05) либо серебряно-цинковые (СЦ-1,5) аккумуляторная батареи. Сухие батареи (КБС-Л-0,5, «373» и др.) менее удачны как с технической, так и экономической точек зрения.

КРАТКАЯ Характеристика

Протяженность громаднейшая, м — Lн=1,500
Протяженность по ватерлинии, м — Lвл=1,260
Ширина громаднейшая, м — Вн =0,330
Осадка (по килю) громаднейшая, м — Тк =0,430

Вес балласта, кг — Рб = 5,5±0,2
Площадь парусности, м2 — Sобщ = 0,772
Гоночный балл — 1Lвл·Sобщ/0,098313?10=9,98
Вес радиоаппаратуры с батареями электропитания, кг — Рэл =0,8

А. ДЕЙНЕКО, мастер спорта СССР

Л. КАТИК, мастер спорта СССР, инженер


Случайные записи:

Бегущая по волнам (1967) Полная версия


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • По волнам радио

    Несложнее всего отлить его «в почву» — в песчано-глиняную форму, взятую вдавливанием в нее до плоскости симметрии модели бульба, выточенной из древесины….

  • С ветром споря

    В случае если желаешь поспорить с ветром, вкусить романтику моря, обучиться руководить парусами, принимайся за работу. Мы рекомендуем тебе современную…

  • Летящий по волнам

    Спортсмены-судомоделисты, создающие миниатюрные радиоуправляемые гоночные катера, по праву вычисляют себя элитой в спортивной среде. Еще бы, поскольку…

  • Крылатый глиссер

    Скоростная радиояхта с парусом-крылом. Соревнования радиоуправляемых моделей яхт относятся к одним из самых захватывающих. Бесшумное скольжение…