Что такое честно?

06.04.2011 Наука и жизнь

Культурный контекст, в котором растут дети, воздействует на их познание того, что честно, а что – нет.

Считается, что понятия «честно/не честно» появляются у людей весьма рано, чуть ли не самого рождения – так, пара лет назад в Psychological Science была опубликована статья, авторы которой утверждали, что уже годовалые дети отличают честную игру от нечестной. Более того, считается, что кроме того у шимпанзе имеется познание того, что справедливо, а что нет, не смотря на то, что практические мысли в большинстве случаев склоняют мартышек не к тому, что честно, а к тому, что выгодно. Так или иначе, мало кто будет спорить с тем, что представления о честности свойственно всем людям – вместе с тем думается несомненным, что эти представления смогут очень сильно зависеть от культурного контекста.

Детские представления о честности зависят от национальной культуры. (Фото Roy McMahon / CORBIS.) Дети за экспериментальным столом с устройством распределения конфет. (Фото Felix Warneken / Harvard University.)‹ ›

Психологи из Гарвардского и Бостонского университетов вместе с сотрудниками из ещё нескольких научных центров США, Сенегала и Канады постарались узнать, как происходит «пробуждение честности» у детей в различных культурах.Что такое честно? Строго выяснить, что такое честно, а что – нечестно, достаточно непросто, но возможно создать обстановку, в которой легко смоделировать тот либо другой финал, не мучаясь правильными определениями. К примеру, возможно забрать какое-то угощение и поделить его поровну либо не поровну, а участникам опыта дать выбор, принимают ли они таковой делёж либо нет.

В изучении приняло участие более 1 700 детей из америки, Канады, Уганды, Перу, Сенегала, Мексики и Индии, которых парами сажали за особый стол, предлагая угощение, к примеру, конфеты, но лишь в одном случае любой приобретал по одной конфете, а в другом кто-то приобретал одну, а кто-то – четыре. У одного из детей был выбор: принять такое распределение конфет и дёрнуть за зелёный рычаг на столе – тогда конфеты скатывались к нему и его напарнику – либо же отвергнуть предложенный делёж и дёрнуть за красный рычаг – тогда никто не получал ничего, конфет никому не доставалось. Причём, что принципиально важно, никаких предварительных условий не было, конфеты выдавались не за удачи, не в качестве приза за что-то, а просто так.

Ясно, что тут вероятны три варианта: любой приобретает однообразное угощение; или тот, кто дёргает за рычаги, приобретает больше другого; или же он приобретает меньше. В случае если ребёнок отвергал неравномерное распределение конфет, то, значит, он отличал, что такое честно и что такое нечестно, но наряду с этим был нюанс, как у него соотносится личная польза с понятием о честности (именно тот случай, в то время, когда напарник должен был взять меньше конфет, чем «держатель рычагов»).

Детям, участвовавшим в опыте, было от 4 до 15 лет, и все они, независимо от того, в какой стране жили, осознавали несправедливое распределение, в то время, когда оно касалось их самих. Но, как пишут авторы работы в Nature, лишь угандийцы, американцы и канадцы отказывались от несправедливого, но удачного личного для них распределения угощения. Другими словами дети из америки, Канады и Уганды дёргали за красный рычаг отказа не только тогда, в то время, когда им должна была достаться одна конфета, а второму – четыре, но и в обратной обстановке, в то время, когда им должно было достаться четыре, а второму – одна. Действительно, как подчёркивают исследователи, «безотносительная честность» пробуждалась в детях позднее эгоистической, другими словами самые мелкие угандийцы, канадцы и американцы осознавали лишь ту нечестность, которая направлена против них, и только с возрастом они осознавали, что несправедливость остаётся несправедливостью и тогда, в то время, когда она направлена против другого человека. (И потому из взятых данных вовсе не нужно, что другим нациям не характерно представление об полной честности – быть может, оно просыпается у них позднее, по окончании 15 лет.)

Сами исследователи говорят, что полученные результаты имеется задел для будущих работ на ту же тему, каковые нужно выполнить, дабы ответить на появляющиеся тут бессчётные вопросы: к примеру, как обстоят дела с другими народами, и как культурный контекст может ускорять либо замедлять формирование различных, в случае если возможно так сообщить, качеств честности. Но уже на данный момент, на этом этапе, возможно воочию убедиться, сколь очень сильно культурные изюминки смогут оказывать влияние на какие-то правила поведения, каковые мы именуем свойственными всем людям чуть ли не от рождения.

Создатель: Кирилл Стасевич

Источник: nkj.ru

Случайные записи:

Сатановский: Трамп честно сказал, что такое СМИ Америки


Похожие статьи, которые вам понравятся: