Ещё раз о «пистоне»

19.12.2013 В мире моделей

Статья В. Минакова «Секреты нового «пистона», размещённая в «Моделисте-конструкторе» № 12 за 1994 год, позвала живой интерес у раКетомоделистов. В ней в первый раз в дешёвой популярной форме излагались изготовления и основные принципы разработки газодинамической стартовой установки (ГДУ).Сейчас мы уже можем предложить вниманию ранетомоделистов обобщенные данные исследований стартов с ГДУ спортсменов из Челябинской области.

В материале приведены расчеты динамики разгона моделей ракет массой 230—290 г с двигателями неспециализированным импульсом от 20 до 40 Н — с. Авторы в первый раз исследуют влияние параметров ГДУ на скорость схода модели с установки. А практическая сокровище данного материала в том, что результаты объемистых расчетов даются в эргономичном для применения виде.

К числу главных параметров, воздействующих на старт моделей ракет с газодинамической установки (ГДУ), относятся стартовая масса модели, его характеристики и тип двигателя, трубы и аэродинамическое сопротивление модели ГДУ, диаметр поршня ГДУ, начальный задонный (ресиверный) количество, протяженность разгонного участка, масса трубы ГДУ, сила трения и степень обтюрации в совокупности «поршень — труба» ГДУ.

Неноторые из перечисленных параметров смогут быть «заморожены» в границах настоящих номинальных значений, что разрешает значительно сократить множественный перебор вариантов при численном ответе многопараметричеснкой задачи динамики старта.

К числу «замороженных» параметров мы относим массу подвижной части ГДУ (50 г), силу трения между трубой и поршнем ГДУ (0,5 Н) и степень обтюрации между трубой и поршнем ГДУ (96 процентов).

Расчетная схема конструкции ГДУ приведена на рисунке 1. При выборе ее предполагалось, что упрочнение трения в паре «двигатель — втулка трубы» близко к нулю (свободная посадка), а отверстия в нижней части трубы снабжают вольный дренаж воздуха, что исключает рост давления в буферной полости и происхождение соответствующей тормозящей силы.

Расчет выполнен при следующих данных: стартовая масса модели 230, 260 и 290 г, аэродинамическоесопротивление модели эквивалентно оперенному телу вращения длиной 800 мм и диаметром 80 мм, двигатель — МРД-20 либо МРД-40 при номинальных температуре градусов и расходных 20 характеристиках С, диаметр поршня Дл = 23,5 мм, протяженность разгонного пути Lmax = 700 мм, начальный задонный (ресиверный) количество Wо = 7,0 нуб.см. На рисунне 2 приведена расчетная кривая для разных значений стартовой массы модели.

Рис. 1. Расчетная схема конструкции ГДУ.

Ещё раз о «пистоне»

Рис. 2. Кривая зависимости скорости схода модели от длины разгонного пути.

Рис. 3. Зависимость внутреннего избыточного давления от длины разгонного участка.

Рис. 4. Оптимальная схема распределения толщины стены по длине трубы с учетом настоящего избыточного давления в ходе разгона модели.

Рис. 5.Зависимость суммарной силы от текущего времени старта для разных значений диаметра поршня и ресивериого количества.

Рис. 6. Схема трубы ГДУ с рессиверной камерой.

Рис. 7. Зависимость большой силы в посадке «двигатель — втулка» от диаметра поршня и ресиверного количества.

Рис. 9. Зависимость оптимального количества ресиверной камеры Wр от диаметра поршня для модели массой 260 г при длине разгонного участка 700 мм.

Определяющим параметром для толщины стенни трубы есть величина внутреннего избыточного давления газов, истекающих из ранетного двигателя в полость трубы.

Расчетная зависимость трансформации внутреннего избыточного давления в трубе в ходе разгона применительно к модели массой 260 г приведена на рисунке 3.

Что касается разработке изготовления, то для увеличения долговечности стартовой установни и уменьшения количества сменных труб возможно советовать сделать усиление стеклопластиновой трубы подмоткой дополнительных одного-двух слоев стенлотнани толщиной 0,06 — 0,1 мм.

Цикл эксплуатации аналогичного изделия возрастает в неснольно раз при малом понижении скорости схода модели с ГДУ. Для ответственных соревнований и рекордных полётов лучше изготовить оболочку трубы с переменным сечением стенни в соответствии с рисунном 4.

Среди неприятностей, определяющих эксплуатационную надежность ГДУ, направляться выделить обеспечение заданного упрочнения посадки между втулкой трубы и двигателем.

Ответ данной неприятности разрешает исключить преждевременное «выпрыгивание» ранеты из втулки при запуске двигателя. При старте модели это усилиедолжно незначительно быть больше по величине модуль большой силы, появляющейся в паре «модель — труба ГДУ». Действующую в зоне втулки и посадки двигателя силу возможно выяснить по зависимости:

На рисунке 5 в графическом виде приведены результаты расчета силы Р для разных диаметров поршня ГДУ и начальноресиверных количеств по времени разгона. Увидим, что при диаметре поршня 23,5 мм и начальном ресиверном количестве Wo = 7 куб.см большая сила, действующая на совокупность «модель — труба ГДУ», не превышает 10 Н, и исходя из этого упрочнение посадки двигателя во втулку трубы возможно маленьким, к примеру 15—20 Н.

На рисунке 6 приведена схема трубы ГДУ с ресиверной камерой.

Ее количество Wp определяется диаметрами Dp, Dп и длиной Lр. Площадь дренажных отверстий обязана подбираться с учетом обеспечения свободного перетекания газов из задонного количества в ресивер и обратно. С целью оптимизации предлагаемой схемы ГДУ выполнены расчеты динамини старта для разных значений диаметра поршня.

Результаты представлены в графическом виде на картинках 7, 8, 9. Из этих графиков направляться, что при отсутствии особой ресиверной камеры оптимальный диаметр поршня должен быть равен 23,5 мм. Наряду с этим на длине разгонного участка пути Lр = 700 мм достигается скорость модели 19,5 м/с. Введение же особой ресиверной камеры количеством 80 — 90 куб. см и уменьшение диаметра поршня до оптимального значения Dn = 20,5 мм разрешат расширить скорость схода модели до 23,5 м/с.

При разработке ГДУ и выборе типа двигателя нужно учитывать, что значительное влияние на динамику старта модели оказывает расходная черта двигателя. Для рекордных полётов и ответственных соревнований требуется создать особый двигатель с особенной расходной чёртом.

В. ИСАЕВ, М. ПОТУПЧИК, А. СЕМЕНОВ, г. М и а с с Челябинской обл.


Случайные записи:

Если ты ещё, милый мой… (На случай важных переговоров)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Трубы резонансные

    В издании уже рассказывалось о методике подбора параметров резонансных труб («Моделист-конструктор» № 9 за 1995 г.) для высокофорсированных двигателей….

  • S1b — две рекордные ступени

    На соревнованиях Пятого европейского первенства миниатюрная ракетомодель класса S1B мастера спорта СССР Ю. Солдатова принесла собственному конструктору…

  • Гонки… без трассы

    СТЕНД ДЛЯ Опробования АВТОМОДЕЛЕЙ. При отладке автомоделей громадную помощь конструктору может оказать испытательный стенд (рис 1). Его выстроили члены…

  • Глиссер-компромисс, или резервы традиционной схемы

    Какой быть новой модели? Таковой вопрос с неумолимым постоянством появляется перед каждым спортсменом, маститым и совсем юным, сразу же по окончании…