F5-m — яхта чемпиона

14.06.2010 В мире моделей

Классификация Европейского объединения спортсменов-любителей судомодельного спорта («НАВИГА») предусматривает соревнования управляемых моделей парусных яхт трех классов: F5-M («Марблхэд»), F5-10 («Тенритер») и F5-Х (вольный). Конструкциям моделей яхт первых двух классов присвоены имена первых победителей европейских соревнований.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века отечественный издание познакомил любителей увлекательнейшего вида спорта с классами F5-10 и F5-Х.

Предлагаемая модель яхты F5-М выстроена чемпионом СССР, мастером спорта Климентом Головиным из города Казани.

ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ

Корпус модели складывается из двух слоев стеклоткани и выклеивается по древесной болванке, изготовленной в соответствии с теоретическому чертежу (рис. 6, 7). Для внутреннего слоя больше подходит стеклорогожа, а для внешнего — стеклоткань АСС-10 либо подобная ей.

Для выклейки эргономичнее применять эпоксидные смолы «холодного» отвердения ЭД-5, ЭД-6 и другие.

В обработанный наждачной бумагой корпус вклеиваются технологические шпангоуты, транец из бальзы либо пенопласта и «швертовый» колодец, служащий для закрепления съемного киля с балластом. Эта подробность выпиливается из бакелизиро-ванной фанеры либо однотипного материала толщиной 10 мм (см. рис. 7). В нижней части киля винтами крепится балласт — две свинцовые пластины неспециализированным весом 2,9 кг.

До установки палубы, изготовляемой из авиационной фанеры толщиной 1,5 мм, на протяжении бортов на всей протяженности корпуса на смоле вклеиваются сосновые стрингеры сечением 8X8 мм. К ним в местах крепления шурупами вант-путенсов приклеиваются березовые бруски размером 60Х20Х15 мм. По диаметральной плоскости корпуса врезается и вклеивается в технологические шпангоуты еловый брус размером 285X25X10 мм.

Он помогает для закрепления шурупами на одной плате степса мачты с вертлюгом вертлюга-и грота гика стаксель-гика.

Мачта эллиптической формы с лик-пазом, в который протягивается передняя шкаторина грота, склеенная из сосновых реек (рис. 5). Она вольно вращается в шарнирах узла и степса крепления вант и стаксель-штага (рис. 1, 2) к мачте.

F5-m — яхта чемпиона

Рис. 1. Схема обмера парусов и стаксель крепления штага и узел-вант на мачте.

Рис. 2. Узел степса мачты.

Рис. 3. Вертлюг стаксель-гика.

Грота-стаксель и гик-гик изготавливают из тонкостенных дюралюминиевых трубок (см. рис. 7) соответственно O 10 мм и 8 мм.

Конструкция вертлюга стаксель-гика, узлов степса мачты, крепления вант и стаксель-штага на мачте продемонстрированы соответственно на картинках 1—3.

Руль поворота возможно выпилить по профилю и контуру из дюралюминиевой пластины толщиной 9 — 10 мм либо склеить из шести слоев авиационной фанеры толщиной 1,5 мм.

При поворотах руль обязан перекладываться в обе стороны на 35—40° с мельчайшим люфтом.

Люверсы для проводки грота-шкота и стаксель-шкота с барабана лебедки с гиком вытачивают из фторопласта либо латуни и закрепляют в палубе.

Канифас-блоки стаксель-шкотов вытачивают из дюралюминия. Шкотовая лебедка самодельная. На ней установлен электродвигатель типа «гном». Редуктор возможно забрать от синхронных часовых электроприводов типа СД-2, СД-2Л и СРД-2 с передаточным отношением 1:120.

Паруса модели изготавливают из нейлоновой парусной ткани DZ (вес 1 м2 — 61 г ). Они также будут быть сшиты из ткани «болонья».

Для управления моделью яхты употребляется двухканальная аппаратура радиоуправления.

Рис.

4. Схема неспециализированного исполнительных элементов механизмов и расположения управления:

1 — грота-шкот, 2 — люверс в палубе, 3 — рулевая машинка, 4 — приемник, 5 — источник питания, 6 — блоки стаксель-шкота, 7 — стаксель-шкот, 8 — шкотовая лебедка.

Рис. 5. Сечение мачты.

Рис. 6. Проекция «корпус»

Рис. 7. теоретический модели чертёж и Корпус яхты.

По окончании сборки и покраски модели посредством штагов и талрепов устанавливают мачту с наклоном в корму на 3—5° по отношению к палубе, после этого трансформацией длины шкотов стакселя и грота нужно добиться, дабы на курсе «бейдевинд» стаксель начал «брать ветер» («заполаскивать») раньше, чем грот. Затем проводится проверка на всех направлениях, не считая «фордевинд» и «бакштаг».

В будущем модель с рулем, установленным в нейтральное положение, обязана медлительно приводиться к ветру (другими словами неспешно поворачивать носом против ветра), наряду с этим стаксель не должен «задувать» в грот и сам «заполаскивать» через чур рано. Отрегулированная так модель будет прекрасно управляться и ходить сильно к ветру.

Как продемонстрировано на рисунке 4, центры вращения оси шкаторин вращения и передних парусов гиков разнесены по длине в диаметральной плоскости.

Это разрешает увеличивать величину прогиба («пуза») парусов при переходе на полные направления.

Предстоящая регулировка (доводка) управляемости модели проводится в совместных гонках моделей яхт.

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ КЛАССА F5-M

Большая протяженность (Lн) — 1270 ± 6 мм. Не включается в неспециализированную длину размер носового кранца, но последний не должен выступать более чем на 12,7 мм.

Ширина, осадка, высота надводного борта, вес и водоизмещение балласта не ограничены.

Переход от корпуса модели к килю на миделе закругляется радиусом не меньше 25,4 мм.

Толщина рангоута неимеетвозможности быть больше 19 мм.

Дощечки фаловых углов у основания не шире 19 мм.

Площадь парусности без спинакера не более 5160,0 см2.

Высота крепления стаксель-штага над палубой не более 80 процентов от высоты размещения дощечки фалового угла грота. Предельное число лат на гроте — четыре, а на стакселе — не более трех. Латы устанавливаются приблизительно на равном расстоянии друг от друга. Протяженность лат грота не более 101,6 мм; стакселя — не более 50,8 мм. Латы не являются необходимым элементом.

Круглые латы не используются.

Не разрешается одновременная постановка двух гротов.

Парус спинакер возможно ставить лишь со спинакер-гиком, протяженность которого не должна быть больше 380 мм, в случае если измерять длину от середины мачты до нока спинакер-гика.

Запрещается применять спинакер-гик в качестве бушприта и закреплять его в таком положении на палубе. Запрещено закреплять спинакер выше стаксель-штага и увеличивать его жесткость. Не разрешается стаксель-спинакер и шкоты-шкоты крепить за грота-гик.

Наконец правила предусматривают, что в момент старта спинакер-гик обязан пребывать на противоположной стороне грота-гика.

Запрещены: подвижные кили, средние, боковые и скуловые шверты, бушприты, выступающие над водой рули, выносные поплавки, двойные либо многосоставные корпуса, незакрепленный либо изменяемый балласт.

Площадь станселя (Sс), см2…………………..1991
Площадь грота (Sг), см2…………………………3112,5
Площадь парусности (Sп), см2…….5103,5

Водоизмещение (G), г……………………………5200

К. ГОЛОВИН, мастер спорта СССР


Случайные записи:

Mercury F5M расход 0.8л/10км


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Яхта из пенопласта

    Для обучения младших школьников в судомодельном кружке города Каспийска ДагАССР под управлением В. Толченникова создана модель яхты из пенопласта. Она…

  • Спортивные снаряды чемпионов

    Перед тем как сказать о первой ракето-модели, пара слов о ее конструкторе — Александре Тарасове. Живет он в маленьком сибирском городе Югорск (Тюменская…

  • Модель-копия чемпиона

    20010,0,3500, (Окончание. Начало в № 5 и 11 ’02) Ракета-носитель «Союз У-2» с КК «Союз ТМ-12». В статье «Союз» — космический долгожитель»…

  • Ротошют чемпиона

    Имя спортсмена-ракетомоделиста Игоря Пономарева, что именуется, «на слуху» и у «ракетчиков» и, надеюсь, у отечественных читателей. Его технические…