Ротошют чемпиона

09.11.2009 В мире моделей

Имя спортсмена-ракетомоделиста Игоря Пономарева, что именуется, «на слуху» и у «ракетчиков» и, надеюсь, у отечественных читателей. Его технические модельные разработки приводят к неподдельному интересу. Для самого же конструктора поиск нового — это путь спортивного совершенства, что особенно принципиально важно для будущего авиационного инженера (сейчас Игорь — студент МАИ). Полагаю, это хороший пример для отечественных молодых читателей.

Отечественный издание много раз говорил о конструкциях его моделей (см. «М-К» № 8.2003 г.; № 6.2004). На отечественный взор, будет занимательна моделистам и предлагаемая сейчас разработка ротошюта класса S9B.

Отличительная изюминка модели ротошюта И.Пономарева — доступность и простота. Это особенно принципиально важно сейчас, в то время, когда изменились технические требования к ракетным моделям — минимальный диаметр корпуса — 40 мм.

Это относится моделей как взрослых спортсменов, так и юношей. При изготовление новых спортивных снарядов возрастет расход дорогостоящего материала— стеклоткани. Полагаю, что пример И.Пономарева, а правильнее предложенная им разработка, окажет хорошую работу многим «ракетчикам».

Носитель ротошюта — контейнер из бумаги (плотность 80 г/м2) изготовлен из трех элементов: одного конического и двух цилиндрических.

Главный цилиндр длиной 275 мм склеен на оправке 40 мм, хвостовой — длиной 59 мм — на оправке диаметром 10,2 мм. Между собой оба цилиндра соединены конусом длиной 125 мм. Его узкая часть на длине 40 мм выполнена из двух слоев. Склейка элементов — внахлест, ширина пояска — около 4 мм. Готовый корпус покрыт снаружи четырьмя слоями нитролака. Его масса — 6,5 г.

Перья стабилизаторов (их три) вырезаны из бальзовой пластинки толщиной 0,9 мм. Их боковые поверхности армированы бумагой и покрыты нитролаком. К корпусу двигательного отсека стабилизаторы приклеены встык.

На протяжении одного из них укреплен на эпоксидке фиксатор МРД длиной 72 мм, выгнутый из металлической проволоки диаметром 0,5 мм. К нему же приклеена и нить подвески ротора, выполненная из кевлара.

Ротошют чемпиона

Модель ротошюта класса S9B чемпиона России 2004 г. И. Пономарева:

1 — головной обтекатель (полистирол); 2 — корпус; 3 — хвостовой конус; 4 — нить подвески (кевлар); 5 — двигательный отсек; 6 — стабилизатор (бальза s0,9 бумага, 3 шт.); 7 — МРД; 8 — фиксатор МРД (металлическая проволока O0,5); 9 — консоль лопасти (бальза s2, 3 шт.); 10 — крючок; 11 — шарнир (нейлон); 12 — резинка возврата (3 шт.); 13 — усиление (накладка, 12 шт.); 14 — корневая часть лопасти (бальза s2,5, 3 шт.); 15 — шпангоут соединительной втулки (бальза); 16— резинка раскрытия (3 шт.); 17 — штырек для резинки; 18 — соединительная втулка (полистирол); 19 — призма (бальза); 20 — узел-ограничитель; 21 — «сухарик» (бальза); 22 — штанга (стеклопластик, трубка O5); 23 — подшипник (вертлюшок, 2 шт.); 24 — бобышка (липа); материал дет.2, 3, 5 — бумага плотностью 80 г/м2

Несущий элемент модели — трехлопастный ротор.

Лопасть шириной 30 мм — складывающаяся, из двух частей: корневой — длиной 180 мм и толщиной 2,5 и консольной — длиной 175 мм и толщиной 2 мм. Профиль — плоско-выпуклый. По окончании обработки лопасти покрыты двумя слоями лака и окрашены в броский цвет. Установочный угол корневой части — отрицательный (4°), консольной — 0°.

Кстати, это одно из отличий данной модели от всех известных конструкций категории S9.

Шарнирное соединение консольной частей и корневой лопасти выполнено полосой нейлоновой ткани шириной 10 мм, наклеенной на нижних плоскостях. Для выравнивания плоскости ее приклейки (из-за отличия установочных углов) на консольной части снизу приклеен «сухарик» — бальзовый клин шириной 15 мм.

На верхней плоскости консоли закреплен крючок для резинки возврата. Второй ее финиш продевается через отверстие в корневой части и фиксируется снизу обычным узелком.

Ступица ротора складывается из штанги и закрепленной на ней призмы.

Штанга изготовлена из стеклопластиковой трубки диаметром 5 мм и длиной 195 мм. На верхнем ее финише, на расстоянии 20 мм от края укреплена призма, а на краю — шпангоут соединительной втулки.

Призма — равносторонний бальзовый треугольник толщиной 4 мм.

В его вершинах сделаны фигурные вырезы, в середине которых вклеены штырьки для резинок раскрытия. Грани призмы сопрягаются с торцами лопастей. При помощи нейлоновых шарниров, наклеенных снизу, они соединяются с призмой. На расстояние 15 мм от края лопасти (ее корневой части)просверлено отверстие диаметром 1,2 мм, через которое продевается резинка раскрытия.

На шпангоут клеится соединительная втулка, а сверху надевается головной обтекатель. И втулка, и обтекатели отформованы из полистирола — упаковочного материала продуктов питания.

В нижний финиш штанги вклеена бобышка из липы, в которой закреплен подшипник (рыбацкий вертлюшок). К свободному финишу вертлюшка привязывают нить подвески.

Подготовку модели к запуску выполняют в такой последовательности.

В первую очередь ставят двигатель, контролируя наряду с этим надежность его фиксирования. После этого отгибают консольные элементы к корневым и укладывают сложенные лопасти на протяжении штанги. В носитель (контейнер) ставят пыж (бумажный цилиндр длиной 35 мм с заглушкой), между сложенными лопастями размещают нить подвески, предварительно завернутую в чехол из фторопластиковой пленки и укладывают вовнутрь ротор.

Масса ротошюта И. Пономарева без МРД — 23 г.


Случайные записи:

ЧЕМПИОН !!! ВCЕ СЕРИЙ.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ротошют чемпиона s9a

    Модель ротошюта класса S9А — спортивное «оружие» В.Трохина, чемпиона России 1999 года среди школьников из г. Электростали (Столичная обл). Прототипом для…

  • Соосный «ротор» чемпиона

    участники и Всеобщий интерес, и эксперты прошедшего чемпионата России по ракетомодельному спорту показали к модели победителя в классе ротошютов (S9A)…

  • Спортивные снаряды чемпионов

    Перед тем как сказать о первой ракето-модели, пара слов о ее конструкторе — Александре Тарасове. Живет он в маленьком сибирском городе Югорск (Тюменская…

  • «Высотка» чемпиона

    Вся сознательная судьба Владимира Меньшикова связана с небом. В юные годы он строил летающие модели самолетов. Из этого и выбор профессии. И, как само…