«Стайеры» голубых аквадромов

20.12.2010 В мире моделей

Предлагаемая вниманию судомоделистов конструкция создана и удачно испытана чехословацкими спортсменами. Базой для ее проектирования послужила модель класса F1E, с которой создатель инженер Вл. Валента стал в недавнем прошлом чемпионом ЧССР. Новый электроглиссер, взявший имя «Мамба» (африканское наименование маленькой очень подвижной ядовитой змеи), помог чехословацкому спортсмену стать золотым призером чемпионата страны и в классе FSR. Наряду с этим Вл.

Валента уверен в том, что не обращая внимания на специализацию новой модели для условий долгих гонок, она сохранила «наследственные эти» и с успехом может употребляться и в классе радиоуправляемых электроходов F1E. Для этого достаточно только расширить количество аккумуляторная батарей и установить более замечательный электродвигатель. По большей части же варианте (FSR) применен набор из двадцати никель-кадмиевых аккумуляторная батарей японской компании «Тамийя» и двигатель «Мабучи 540».

Цельнобальзовый корпус «электрички» планирует из подготовленных элементов на ровной доске-стапеле килем вверх. Центральная часть обшивки дна снаружи по окончании вышкуриваиия оклеивается на жидкой эпоксидной смоле узкой стеклотканью удельной массой 110 r/м2, причем количество связующего должно быть минимальным. Поверхность дна не должна быть излишне ровной; по окончании отверждения смолы, пропитывающей внешнюю обшивку бальзовых пластин, структура ткани очевидно проступает.

Так получают турбулентного обтекания низа корпуса глиссера, что принципиально важно с целью достижения высоких скоростей. Остальные поверхности обтягиваются длинноволокнистой бумагой, усиливающей мягкую поверхность бальзы и предохраняющей древесину от набухания.

На уникальных продольных реданах монтируются рейки — брызгоотбойннки из жёстких пород дерева треугольного сечения, а на бортовых скулах — бальзовые рейки сечением 10 х 10 мм.

Последние делают функции надежной защиты очень облегченного корпуса при его ударах о стеклопластиковые твёрдые корпуса моделей-соперников и дополнительно увеличивают действенную ширину глиссирующей поверхности на низких скоростях.

Размеры дейдвудной трубы не критичны. Возможно применять заготовки внешним O 4—5 мм, и внутренним — от 3 до 3,5 мм.

Гребной вал изготавливается из отличной металлической проволоки O 2 мм, при необходимости заготовка тщательнейшим образом выравнивается. Со стороны гребного винта финиш вала песет напаянный переходник с внешней резьбой М4. Не обращая внимания на то, что ось гребного вала сходится с осью якоря электродвигателя, между ними в обязательном порядке вводится маленькой карданный шарнир. В дейдвудной трубке вал устанавливается на двух фторопластовых втулках-подшипниках.

Полость дейдвуда заполняется трансмисионным маслом чтобы не было проникновения воды вовнутрь корпуса.

Блок силовых аккумуляторная батарей разделен на две полусекции, каковые размещаются на днище корпуса и от смещений предохранены легкими пенопластовыми блоками. Для соединений силовых цепей (аккумуляторная батареи — выключатель — двигатель) употребляется эластичный кабель с сечением проводника не меньше 2,5 мм2 в надежной изоляции.

Для управления моделью может подойти каждая аппаратура с двумя рулевыми машинками. Антенна приемника сокращается до 100 мм, и ее финиш оборудуется микроштеккером. Гнездо ответной части заделывается на корпусе, являясь в один момент держателем металлической штыревой антенны из проволоки O 0,5 мм.

Гребной винт подбирается в зависимости от черт ходового электродвигателя. Для мотора «Мабучи 540», запитываемого от 10—15 никель-кадмиевых аккумуляторная батарей, и условий долгих гонок прекрасно подходит винт компании «Грауп-нер» типа R35, или второй (и самодельные винты) O 35 мм и шагом около 30 мм.

«Стайеры» голубых аквадромов

Радиоуправляемая судомодель с электродвигателем:

1 — плата рулевых машинок (фанера 2 мм), 2 — кронштейн таблички стартового номера (дюралюминий 1 мм), 3 — палуба (бальза 2 мм), 4 — продольная переборка (бальза 2 мм, прерывистой штриховкой продемонстрирован контур подробности), 5 — крышка отсека (пластик 0,3—0,5 мм), 6 — носовая косынка (бальза 3 мм). 7 — ложементы (фанера 5 мм), 8 — карданный шарнир, 9 — боковая часть обшивки дна (бальза 2 мм), 10 — средняя часть обшивки дна (бальза 2 мм и стеклоткань), 4 — центральная переборка (бальза 2 мм), 12 — дейдвудная труба (латунь, стальO5 X 0,75), 13 — зализ дейдвуда (фанера 2 мм), 14 — переходник (латунь), 15 — пеpо руля (латунь1 мм), 16 — основание трубки баллера (фанера 5 мм), 17 — вставка (бальза 2 мм), 18 — борт (бальза 2 мм), 19 — трубка сброса воды охладжения (медьO4 X 0,5), 20 — трубка забора воды охлаждения (медьO4 X 0,5), 21 — косынка помощи трубки баллера руля (фанера 5 мм), 22 — скуловые накладки (бальза), 23 — штеккер антенны, 24 — продольный редан (береза, рейка 3 x 3 мм), 25 — трубка баллера руля (дюралюминий), 26 — кабанчик баллера (дюралюминий).

Шпангоуты 1—5 выполняются из бальзы 2 мм, прерывистой линией со звездочками продемонстрированы удаляемые по окончании сборки корпуса участки.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Модель чемпиона ЧССР Вл. Валенты воображает интерес простотой конструкции и уникально решенными и легко воспроизводимыми обводами глиссирующей поверхности дна корпуса.

Советовать чертежи данной модели возможно в первую очередь моделистам среднего класса, для которых повторение вторых экстра-аппаратов непосильно или по соображениям недоступности материалов, или из-за уникальности использованных при их постройке разработок.

Разглядываемый вариант — далеко не единственный. В случае если поиск бальзы для корпуса в итоге был бесплодным, рекомендуем пойти на некое повышение массы корпуса.

Это, действительно, приведёт к необходимости понижения числа силовых аккумуляторная батарей и, как следствие, падение скорости либо времени хода без смены набора питания электродвигателя. Но в таком варианте удастся все бальзовые подробности заменить… картонными).

Надежность склейки аналогичных пластиковых подробностей минимальна, масса же их выходит за все мыслимые рамки. Нужно кроме этого четко направляться и рекомендациям по отделке корпуса лаками.

По окончании неточного перевода на зарубежные языки двухкомпонентный паркетный лак, подобный по особенностям эпоксидным смолам, практически полностью пропитывающий изнутри картон готового корпуса, стал… двумя слоями простого лака, накладываемыми снаружи! Возвращаясь к заглавию «электрокартон», напомним, что единственно допустимый синоним — «прессшпан».

Если не брать в расчет гонку за суперрезультатами, возможно пойти и на замену блока никель-кадмиевых аккумуляторная батарей.

Тут нужны опыты. Можем только посоветовать направление поиска: применение для питания громадных круглых батарей-элементов типа Р20. Из всех других распространенных батарей эти, сделанные сначала только для «китайских» фонариков, сейчас стали лучшими по удельной энергоемкости.

Так, свежие батареи в железном корпусе имеют по окончании изготовления емкость 3,2— 3,5 А·ч при массе немногим более 100 г и токе замыкания более чем 10 А (последнее число говорит о низком внутреннем сопротивлении элемента).

В. АРТАШЕВ,инженер


Случайные записи:

ШОК. ТАКОГО НИКТО НЕ ОЖИДАЛ . КАК ТАК?


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Тяжеловесы голубых дорожек

    Сейчас мы в первый раз знакомим вас с самыми тяжелыми и замечательными представителями судомодельного класса F1-V. Это скоростные радиоуправляемые суда с…

  • На дистанции — электроход

    Модель, о которой отправится обращение, относится и классу скоростных радиоуправляемых моделей с электродвигателем неспециализированной массой более чем…

  • Глиссер-компромисс, или резервы традиционной схемы

    Какой быть новой модели? Таковой вопрос с неумолимым постоянством появляется перед каждым спортсменом, маститым и совсем юным, сразу же по окончании…

  • Парта скоростника

    «Ух, прекрасная…» — таково было единодушное вывод участников соревнований о отечественной скоростной кордовой модели. По окончании маленького дискуссии…