Как работать с бальзой

25.05.2012 В мире моделей

Многие авиамоделисты в конструкциях моделей применяют бальзу. Это весьма легкая, пористая и рыхлая древесина, уступающая по плотности сосне приблизительно вдвое. Хранить ее следует в сухом помещении, потому, что бальза весьма скоро впитывает влагу.

Бальзовый кругляк возможно распилить на однообразные по размерам бруски, но прочность и масса их будут различными.

В случае если разглядывать ствол по длине, то ближе к комлю древесина темно-коричневого цвета, она прочнее и, следовательно, тяжелее, у вершины — более легкая и мягкая, светло-кремового оттенка. Так, кроме того по цвету возможно выяснить степень пригодности бальзы для изготовления тех либо иных подробностей модели.

На поперечном распиле у бальзы, как и у других деревьев, видны годичные кольца.

Их размещение на бальзовых подробностях модели значительно влияет на прочность конструкции. Так, крыло из бальзы может оказаться значительно не сильный, в случае если при изготовлении кромок и лонжеронов неправильно ориентировать годичные кольца. (Это относится и к древесине вторых пород, к примеру, сосны и липы.)

Рис. 1. Сечение ствола бальзового дерева

Рис.Как работать с бальзой

2. Схема распиловки ствола (справа — вид на бруски сверху)

Рис. 3. Определение упругости бальзовой рейки

Рис. 4. Гибкость бальзовых пластин в зависимости от ориентации годовых колец

Рис. 5. Использование бальзы в конструкции крыла

Ствол бальзы распиливают на бруски, имеющие в поперечнике прямоугольное сечение.

Учитывая круговое размещение годичных колец, бальзовые бруски возможно поделить на три группы: первая — бруски с продольным размещением дуг колец в сечении,вторая — с диагональным, третья — с поперечным. В первом случае брусок имеет желтоватую поверхность с долгими и редкими коричневыми прожилками; во втором — поверхность для того чтобы же цвета, но с более нередкими и менее широкими коричневыми прожилками; и в третьем случае, не считая простых коричневых прожилок, на бруске виден оттенок, напоминающий цвет мрамора.

Изучив рисунок поверхности бальзы, возможно точно определять размещение годичных слоев кроме того на самых рейках и тонких пластинах.

При изготовлении подробностей модели необходимо учитывать главное СВОЙСТВО бальзы — гибкость и упругость в зависимости от размещения годичных колец.

К примеру, в случае если две бальзовые рейки длины и одинакового сечения закрепить одним финишем, а к второму у каждой подвесить однообразные грузы, то рейка с вертикальным рисунком ГОДИЧНЫХ колец останется практически прямой, а рейка с горизонтальным рисунком прогнется. Это показывает, что вертикально ориентированные годичные кольца играют роль ребер жесткости, причем они повышают сопротивление рейки изгибу практически вдвое.

Заберём две узкие широкие пластины с различным размещением годичных колец (рис. 4). В то время, когда кольца идут на протяжении пластины (в случае если наблюдать с торца), то она будет прекрасно гнуться и в зависимости от толщины и ширины ее возможно кроме того свернуть в трубку. В случае если же годичные кольца направлены поперек, согнуть такую пластину нереально, она обязательно сломается.

При изготовлении крыла модели годичные кольца лучше располагать, как указано на рисунке 5, в противном случае по окончании обтяжки задняя кромка обязательно покоробится и форма профиля будет нарушена.

Главный инструмент, без которого немыслима верная обработка бальзы, — циркулярная выпивала с комплектом дисков (фрез). Распиливать бальзу на протяжении лучше на громадных оборотах диска (3000—10 000 об/мин).

Большие бруски обрабатывают на громадной стационарной циркулярной пиле. Узкие диски толщиной 0,8—1 мм используют для пластин малых и распиловки реек размеров.

Рис. 6. Диск для обработки бальзовых пластин

Рис. 7. Приспособления с наждачной бумагой

Рис. 8. Инструмент для ручной резки бальзы

Рис. 9. Универсальный нож авиамоделиста:

1 — сменное лезвие; 2 — пружинящий зажим; 3 — муфта; 4 — держатель; 5 — рукоятка

Рис.10. Использование шаблона при вырезании бальзовых нервюр

Рис. 11. Технологии обработки задней кромки крыла

Более чистые поверхности получаются при обработке материала строгающим диском. Его легко сделать самому из фрезы по металлу толщиной не более 1 мм.

Для этого в диске узким наждачным камнем необходимо проточить пара углублений.

Бальза прекрасно обрабатывается шкуркой (наждачной бумагой). На рисунке 7 продемонстрировано пара приспособлений, каковые несложно изготовить. Для ручного резания бальзы пригодится нож с острым финишем, что изготавливают из заточенного на наждаке ветхого ножовочного полотна.

Рукоятка для того чтобы ножа — две древесные пластины, обмотанные изоляционной лентой. Используется кроме этого хирургический скальпель, а для резки небольших подробностей — лезвие надёжной бритвы.

Но самый эргономичен универсальный нож. Им прекрасно обрабатывать воздушные винты, вырезать нервюры, прорезать углубления в шпангоутах, стыковать «на ус» стрингеры и делать различные работы.

Универсальным данный нож делает комплект сменных лезвий. Таковой нож складывается из рукоятки, пружинящего зажима, зажимной муфты, лезвия и держателя.

Рукоятка — это металлическая либо алюминиевая трубка диаметром 10—12 мм (А) с внутренним диаметром С, равным ширине лезвия.

Из такой же трубки делается муфта, внешняя поверхность которой имеет накатку. В рукоятку прочно загоняется держатель с внутренней резьбой М6. Диаметр В пружинящего зажима больше диаметра С муфты, что разрешает прочно зафиксировать лезвие ножа.

Дабы исключить люфт лезвия на протяжении работы, его ширина обязана соответствовать диаметру С на всей протяженности нерабочей части.

Для поперечной распиловки бальзы возможно пользоваться простыми пилами маленьких размеров с небольшими зубьями, а толстые бруски прекрасно режутся ножовкой либо хирургической пилой. Для небольших пропилов пригодна шлицевая пилка, которую легко изготовить самому из ножовочного полотна. Ножом в большинстве случаев вырезают нервюры крыла и другие небольшие подробности модели.

Нервюры лучше вырезать по шаблону, сделанному из узкой фанеры.

На рисунке 11 продемонстрирован прием обработки шкуркой задней кромки крыла. Меняя сечение рейки, прибитой к доске, возможно обрабатывать кромки любых размеров.

Бальзовые подробности соединяются разными клеями.

Б. КИСЕЛЕВ, мастер спорта интернационального класса


Случайные записи:

Faster Wind — Обшивка бальзой, основы технологии.


Похожие статьи, которые вам понравятся: