Вопреки традициям

15.06.2015 В мире моделей

«Сделана без бальзы? Тогда нехорошая!» — такое, не допускающее возражений вывод о пилотажных традиционно бытует среди большинства спортсменов. Особенно категорично оценивают модель с позиций ее материала новички, — умелые пилотажники сперва уточнят, не употреблялся ли стеклопластик.Быть может, не следует быть столь категоричным в суждениях
только «по одежке»?

Так как в конечном итоге все летные особенности модели зависят не от применяемых материалов, основное — успешные, с конструкторской точки зрения, грамотно спроектированные силовая и аэродинамическая схемы.
Пример тому — предлагаемая пилотажная, которую возможно собрать хоть на кухонном столе из легкодоступных материалов.
Снизить силы, мешающие стремительному развороту на «углах» квадратных фигур комплекса, — такую задачу мы старались решить при проектировании данной модели.

Вот как мы наряду с этим рассуждали. В случае если аэродинамические эффекты оказывают неоднозначное влияние на точность исполнения резкого разворота, то большой разнос весов лишь вреден. Аэродинамическое демпфирование затрудняет вращение модели, но оно же оказывает помощь быстро остановить стремительное вращение по окончании перевода рулей в нейтраль. Представить себе влияние разноса весов возможно, пробуя раскручивать и скоро останавливать долгую рейку. До тех пор пока на ней ничего не навешено, сделать это будет нетрудно.

Но когда на финишах покажутся маленькие дополнительные грузы (пускай кроме того намного более легкие, чем вес самой рейки), рука сходу почувствует отличие. То же происходит и на модели. Маленькое пере удлинение носовой части, несущей двигатель, либо дюжина лишних граммов на хвостовом оперении совсем меняют темперамент управления.

Пилотажка не только станет «вялой» при резкой даче рулей — ей существенно сложнее и остановить начатое вращение, она не сходу перейдет в прямолинейный полет по окончании перевода рулей в нейтраль. В какой-то мере возможно, казалось бы, спасти положение, сместив центровку назад, другими словами уменьшив запас устойчивости по углу атаки.

Но смотрите, к чему это приведет: дополнительная загрузка хвостовой части усугубит влияние разноса весов, причем и увесистый двигатель окажется на большем удалении от центра тяжести модели. В следствии управляемость не улучшится, а устойчивость аппарата при замедленном выходе из фигуры в прямой полет уменьшится, управление станет сложнее.

Рис. 1. Пилотажная кордовая авиамодель.

Мы заключили: нужно существенно укоротить носовую часть фюзеляжа и в один момент снизить до предела вес хвостовой. Учитывалось кроме этого, что влияние разноса весов прежде всего определяется расстоянием от центра тяжести, входящим в формулу момента инерции во второй степени.

Вопреки традициям
Рис. 2. Несущие плоскости:
1 — косынка (фанера 1 мм), 2 — ваконцовка (сосна 9X9 мм), 3 — направляющая для тросов управления (пружина из проволоки ОВС d 0,2 мм).

4 — передняя кромка (сосна 18X25 мм), 5 — трос управления d 0,5 мм, 6 — нервюра (липа толщиной 2 мм). 7 — отверстие для установки стойки шасси в двухстоечном варианте, 8 — качалка управления (Д16Т толщиной 2 мм, во всех отверстиях установлены металлические трубчатые пистоны), 9 — центральная нервюра (липа толщиной 6 мм). 10 — топливный бак, 11 — кронштейн качалки (П-образная проволока ОВС d 2,5 мм, паять изнутри к стенкам бака).

12 — полуиервюра (липа толщиной 5 мм), 13 — усиление стейкн задней .ромки (липа), 14 — кронштейн управления закрылками (проволока ОВС d 2.5 мм), 15 — бобышка крепления кронштейна (липа), 16 — закрылок (пенопласт ПХВ толщиной 2 мм), 17 — задняя кромка (сосна 2„5Х12 мм). 18 — стена кромки (сосна 1X12 мм), 19 — зашивка центральной части стабилизатора (лнпа толщиной 0,5 мм), 20 — стабилизатор в сборе, 21 — руль высоты в сборе, 22 — бобышка крепления кабанчика, 23 — обшивка центроплана (липа толщиной 1.5 cc, слой древесины параллельны размаху, на анде сверху верхняя обшивка не продемонстрирована).

Оказывается, к примеру, что двигатель весом 200 г, расположенный в 100 мм от центра тяжести и сбалансированный грузом 20 г на плече 1000 мм, оказывает вдесятеро меньшее влияние на управляемость, чем грузик-балансир!

Расчеты говорят о том, что для пилотажек распределение весов по длине фюзеляжа — основной фактор пилотажных свойств и управляемости. Вспомните опыт с рейкой.

И попытайтесь повторить его за время, которое нужно микроакробату для прохождения «угла» квадратной либо треугольной фигуры, другими словами за десятую долю секунды!

Рис. 3. Главные размеры модели.

Проектирование новой модели начали с выбора главных параметров аэродинамической схемы. Ее мы приняли полупланерного типа с крылом громадного удлинения и с развитым плечом стабилизатора. Подобная компоновка снабжает хорошую управляемость при высокой устойчивости модели, долгое крыло снижает утраты скорости на отдельных участках фигур.

Фюзеляж оказался непривычной для современного «пилотажестроения» конструкции — с очень маленькой носовой частью. Его базой помогают две плоские липовые боковины, пристыковываемые при сборке к смонтированным на крыле брускам моторамы. Носовая часть фюзеляжа дооформляется верхней и нижней половинами «капота», выдолбленными из липы и приклеенными к мотораме, шпангоутам и боковинам.

После этого устанавливаются рейки хвостовой балки, брусок крепления шасси, хвостовые зашивка и реечные шпангоуты под стабилизатор. Вклеивать «полик» кабины эргономичнее по окончании отладки совокупности управления, установка же нижней обшивки фюзеляжа не воздействует ка очередность операций.

Рис.

4. Фюзеляж:
1 — кок воздушного винта, 2 — несущий ложемент моторамы (береза 7×13 мм), 3 — «капот (липа), 4 — передний шпангоут (фанера 2.5 мм), 5, 7 — шпангоут (фанера 1,5 мм). 6 — фонарь (оргстекло толщиной 0,5 мм).

8 —крышка отверстия в «полнке». 9 — верхний стрингер (сосна 4…8 мм). 10 — фальшкиль, 11 — косынка крепления стабилизатора.12 — хвостовая бобышка (липа).13 — нижняя обшивка хвостовой балки (лнпа толщиной 0,8 мм, слои поперек фюзеляжа), 14 — нижний стрингер (сосиа 4X4 мм). 15 — хвостовой треугольный шпангоут (рейки 2X4 мм, обшивки не касаются), 16 — боковина (липа толщиной 2 мм). 17 — бобышка Крепления стойки шасси (липа).

18 — обтекатель, 19 — стойка шасси в сборе, 20 — колесо, 21 — гайка крепления стойки шасси (клеить в бобышке), 22 — контур отверстия в «полике» под кронштейн привода закрылков.На виде сверху подробности поз. 3 в 6 условно не продемонстрированы.

Крыло по конструктивной схеме напоминает плоскости бойцовой.

Передняя кромка-лонжерон сосновая, в корне сечение заготовки 18 х 25 мм, к концу консоли оно значительно уменьшается соответственно хорде вдвое. Масса таковой кромки по окончании доводки профиля велика — около 150 г. Но в случае если учесть, что фюзеляж весьма легок, а хвостовое оперение практически пуховое, то из-за чего бы не положить излишки массы в технологичную, прочную, расположенную близко от центра тяжести кромку-лонжерон! Таковой элемент кроме того нужен — он содействует повышению момента инерции по крену.

Необыкновенный профиль! Через чур узкий! Как продемонстрировали первые же опробования, возможно смело отвергнуть эти сомнения! Переход на упрощенную профилировку не дал сколь-либо заметных ухудшений летных особенностей, узкий же профиль обеспечил возможность создания эластичного (лишь вверх-вниз, на крутку консоли были на удивление твёрдыми) крыла, дополнительно улучшающего характеристики модели при резких эволюциях.

Рис. 5. обработки разметки кромки и Схема нервюр-лонжерона

Задняя кромка… Как и при прорисовке всех других элементов, в первую очередь принималось во внимание удаление от центра тяжести. Исходя из этого кромка сделана облегченной, в виде буквы Т. Она разрешает без прогибов выдержать натяжение обшивки между редко поставленными нервюрами.

Каркас крыла замыкается прочными сосновыми законцовками, которые связаны с передней кромкой фанерными врезными косынками, с задней — кромкой, подкрепленной легкими косынками.

Рис. 6. Схема управления моделью:
1 — трос управления, 2 — качалка, 3 — тяга привода закрылков. 4 — кабанчик закрылкоа, 5 — кронштейн привода закрылков. 6 — рейка-тяга. 7 — кабанчик руля высоты.

Маленький изгиб кромки-лонжерона образован при сборке — за счет стягивания хвостовиков законцовок задней кромкой. Таковой прием снабжает компенсацию малых неточностей установки подробностей по углу атаки. Нервюры, вырезанные с минимальными припусками, вклеиваются в собранный силовой контур по окончании отверждения соединяющего его клея, стыки подробностей усилены треугольными рейками.

Р и с. 7. Топливный бак (жесть луженая толщиной 0,2 мм).

Порядок сборки центроплана крыла: усиление задней кромки, топливный бак с тягой качалки закрылков и узлом управления, центральная нервюра из двух половин (верхней и нижней) и полунервюра, обшивка центроплана.

По окончании окончания сборки каркаса вклеиваются узлы вывода тросов управления, в правой консоли заделывается груз массой 15 г, по окончании чего особенно шепетильно устанавливаются бруски моторамы и в них заклеиваются винты М3 для крепления двигателя.

Закрылки предельно облегченной конструкции. Благодаря большому сужению и соответственно большой толщине и ширине в корне они получаются достаточно твёрдыми на кручение.

Лучшим материалом для окантовки закрылков нужно признать бальзу, не смотря на то, что удовлетворительные результаты возможно взять и с узкими липовыми рейками. Задача окантовки — предохранить пенопласт от действия температуры при обтяжке лавсановой пленкой и как бы «раздвинуть» по передней кромке закрылка обшивку. От завала последней на сторону предохраняют легчайшие полунервюры, не касающиеся обшивки.

Горизонтальное оперение по конструкции всецело повторяет закрылкилевые шайбы.

Увидим, что главная их функция — не улучшение внешнего вида пилотажной, о увеличение эффективности оперения: устраняются концевые перетекания при больших углах отклонения руля.

Шасси велосипедной схемы. Конструкция стойки ясна из рисунка, перо вилки несет маленькое колесо, похожее на «гоночное». Хвостовая часть обтекателя с «пяткой» надежно удерживает хвост модели от опускания на посадке и взлёте, а крен предотвращают легкие палки на комках консолей.

Мы отказались от простого двухстоечного шасси, поскольку оно дает увеличенное сопротивление и снижает симметричность управления на обратных фигурах и прямых. Заодно удалось обойтись без долгого и относительно тяжелого хвостового палки с узлом крепления на фюзеляже.

Рис.

8. Стоика шасси:
1 — кронштейн (Д16Т, профиль «швеллер» доработанный), 2 — щека (Д16Т толщиной 1,2 мм), 3 — прокладка (фанера 3 мм).
По окончании сборки стойки на эпоксидном клее и на потайных заклепках обработать вертикальную часть до эллиптического сечения и обмотать капроновыми нитками с эпоксидной смолой виток к витку.

Консольные «усы» обмотать нитками, клеить изнутри к стенкам обтекателя.

Совокупность управления простого типа, нужно упомянуть только различные длины поводков при нейтральном положении рулей. Эта отличие равна 103 мм и помогает для предохранения карабинов корд от сцепления.

Обшивка всей модели — из металлизированной лавсановой пленки на клее БФ-2. Исключение образовывает лишь фюзеляж. Для увеличения жесткости на кручение он обшивается кабельной бумагой средней толщины.

Фальшкиль монтируется по окончании пробных запусков и является своеобразным грузом, разрешающим совершенно верно подобрать положение центра тяжести.

Центровка указана на чертеже. Быть может, вам потребуется пара поменять ее положение, дабы добиться
управляемости и максимальной устойчивости.

Но нужно подчернуть, что и приведенное значение снабжает хорошее сочетание этих черт при достаточно переднем значении около 24 процентов по САХ {критическая центровка аналогичной полупланерной схемы соответствует приблизительно 35процентов!).

Мотоустановка — серийный микродвигатель КМД-2,5 с древесным воздушным винтом 230 X 130 мм и с баком количеством около 80—100 см3, трудящимся под давлением.

Мы вычисляем эту совокупность питания самая надёжной, тем более что добиться от «дизеля» хотя бы мало-мальски удовлетворительной перегазовки на фигурам нереально. Но режим на всех фигурах при подачо топлива из бака под давлением надежнее, он не изменяется по мере выработки горючего, да и ка четких «углах» понижение оборотов не так заметно.

В.

КИБЕЦ


Случайные записи:

Вопреки традициям


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • От схематички — к чемпионской

    Развитие становящегося все более популярным класса авиамоделей-планеров уменьшенных размерений уже традиционно связывается с ростом их сложности и…

  • Доступная и новичкам, или гоночная с плоским фюзеляжем

    Уже год как вступили в воздействие новые положения правил по авиамодельному спорту, узаконившие «школьные» подклассы кордовых авиамоделей. Один из них —…

  • Для высшего пилотажа

    В поисках и размышлениях техники для нового спортивного сезона мы решили остановиться на испытанных, оправдавших себя в течении многих лет ответах….

  • Таймерная : чем проще, тем надежней

    Уже не первый год парни отечественного кружка занимаются свободнопетающими. Юные спортсмены успепи накопить большой опыт постройки легкокрылых парителей…