Крылатый тренер

14.06.2011 В мире моделей

В редакцию издания приходит все больше писем от авиамоделистов, делающих первые шаги в классе радиоуправляемых. И, в большинстве случаев, просьба одна — опубликуйте описание планера либо самолета для начального обучения.

Повышенное внимание к аппаратам этого сложнейшего авиамодельного класса ясно — отечественная индустрия наладила выпуск совокупностей пропорционального радиоуправления, а успехи современной радиоэлектроники, в частности появление новых микросхем, позволяют выстроить и хорошую самодельную аппаратуру. Публикуем описание и чертежи «крылатого тренера», увлекательного рядом конструкторских ответов, разрешивших создать универсальную многовариантную учебную модель. Выполнена она всецело из отечественных материалов.

Сравнение множества разных аэродинамических профилей продемонстрировало, что лучше всех других для учебной модели подходит Кlаrk-Y. Один из «ветшайших» профилей, зарекомендовавший себя на сотнях аппаратов, на низких числах Re снабжает хорошие срывные характеристики; при хордах и небольших скоростях крыла его максимальный коэффициент и максимальное качество подъемной силы удовлетворяют самым высоким требованиям.

Да и «стойкость» против неточностей повторения очертаний у него выше всяких похвал. Чего лишь не делали с ним моделисты! Мягкие обшивки лобиков крыла и редко поставленные нервюры превращали профиль в что-то совсем «антиаэродинамическое», и все равно эти модели прекрасно летали.

Форму крыла в плане сперва выбрали прямоугольной, без сужения — это сулило сборки каркаса и упрощение изготовления. Но прорисовка скоса по финишу задней кромки дала увлекательный эффект, не говоря уже о большом улучшении внешнего вида. Выясняется, сохранив постоянными верхние очертания профиля на всем размахе, возможно модифицировать их по низу на последних трех нервюрах за лонжероном.

Итог — несложная сборка непростого по форме в плане крыла и хорошие противоштопорные характеристики. Последнее обусловлено появившимися так называемыми аэродинамической и геометрической крутками, при которых благодаря уменьшения углов и изменения профиля атаки концевых сечений крыла срыв потока при утрата скорости происходит на корневых участках. В критических обстановках такая модель только опустит шнобель и снова соберёт скорость, а не упадёт в штопор.

Высокие же противоштопорные характеристики — наиболее значимое требование к аппарату, что пилотируют руки, еще не привыкшие к тумблерам передатчика.

Небезынтересны и закрылки-элероны. Воображающие собою несложные пластины, они, хоть и не проходят по всему размаху, все же достаточно действенны благодаря развитой площади. Высвобожденные от элеронов финиши крыла помогают улучшению противоштопорных особенностей.

Рекомендуется закрылки-элероны устанавливать, даже в том случае, если в аппаратуре машинка для их управления не предусмотрена. Сделав устройство, регулирующее угол установки этих пластин (им может стать резьбовая тяга, проходящая через заклеенные на фюзеляже либо крыле гайки), вы избавитесь от многих хлопот при отладке.

Крылатый тренер

Рис. 1. Неспециализированный вид тренировочной радиоуправляемой модели:

1 — двигатель. 2 — фюзеляж, 3 — крыло, 4 — киль, 5 — руль поворота, 6 — задняя точка опоры, 7 — колесо главной стойки шасси, 8 — колесо носовой стойки шасси, 9 — руль высоты, 10 — стабилизатор, 11 — закрылок-элерон.

Рис.

2. Конструкция фюзеляжа:

1 — моторама (бук 10X15 мм), 2 — носовая бобышка (липа), 3 — накладка (фанера 1 мм), 4 — точки крепления носовой стойки шасси, 5 — усиление стыка (липа 8X8 мм), 6 — стрингер (липовая треугольная рейка 6×6 мм), 7 — второй шпангоут (фанера 3 мм), 8 — приемник, 9, 10 — рулевые машинки управления закрылками и карбюратором двигателя-элеронами, 11 — накладка узла крепления стоек шасси (бук 5X20 мм), 12 — косынка узла (бук 6X40 мм), 13, 14 — рулевые машинки управления рулём поворота и рулём высоты, 15, 16 — тяги рулей, 17 — нижняя обшивка фюзеляжа фанера 1 мм), 18 — боковая обшивка фюзеляжа (фанера 1 мм), 19, 33, 35, 39 — шпангоуты (фанера 2 мм), 20 — окоицовка тяги руля поворота (проволока ОВС O 2 мм), 21 — оси поворота руля, 22 — точки крепления кабанчика, 23 — заполнитель руля поворота (упаковочный пенопласт), 24 — окантовка (липа), 25 — трос управлення рулем высоты в боуденовой оболочке (тросик от фотоаппарата), 26 — коробчатый лонжерон киля (фанера 1 мм), 27 — точка крепления стабилизатора (резьбовое гнездо М4), 28 — ложе стабилизатора (фанера 1,5 мм), 29 — кромка киля (липа 10 X 10 мм), 30 — заполнитель киля (упаковочным пенопласт), 31 — уголок (фанера 1 мм), 32 — форкиль (липа), 34 — верхняя обшивка фюзеляжа (фанера 1 мм), 36 — бобышка крепления задней кромки крьпа (бук 8X20 мм), 37 — ложе крыла (липа 4X30 мм), 38 — дополнительная обшивка борта (фанера 1 мм), 40 — накладка второго шпангоута (фанера 3 мм), 41 — съемная крышка носового отсека, 42 — носовой шпангоут (переклей толщиной 4 мм), 43 — точка крепления главных стоек шасси, 44 — точка крепления задней кромки крыла, 45 — зализ-усиленне (липа), 46 — отверстие под штифт стабилизатора, 47 — винт крепления крышки отсека, 48 — отверстие под носовую стойку шасси.

Рис. 3. Вариант конструкции фюзеляжа облегченного типа под двигатель рабочим количеством 2,5 см3 с управлением лишь рулём высоты и рулём поворота.

Р и с. 4. Крепление главных стоек шасси:

1 — третий шпангоут, 2 — косынка узла, 3 — задняя часть нижней обшивки фюзеляжа, 4 — стойки шасси (проволока ОВС O3,5 мм), 5 — пластина (сталь толщиной 1,5 мм), 6 — шурупы, 7 — передняя часть нижней обшивки фюзеляжа, 8 — накладка узла.

Да и площадь крыла сохранится прошлой. А на отлаженном аппарате регулируемые закрылки окажут помощь превращать его по желанию то в небесного «тихохода», то в скоростную, устойчивую кроме того в сильный ветер модель.

Тем, кто почувствует себя с учебной всецело на «ты», возможно порекомендовать, увеличив относительную площадь руля высоты, объединить его управление с работой закрылков приблизительно так, как на кордовом «акробате». Этим вы значительно повысите пилотажные особенности в неспециализированном-то непилотажной модели. Проводя подобный опыт, отладьте управление, дабы углы отклонения закрылков-элеронов составляли примерно одну треть углов отклонения руля высоты.

В будущем попытайтесь поменять это соотношение, сближая значения углов.

По К0нструкции крыло радиоуправляемой — несложной, максимально облегченной схемы. Работу над ним лучше начать с изготовления нервюр. Собрав выпиленные с припуском заготовки и стянув их винтами между железными шаблонами профиля, обработайте пачки и пропилите пазы под кромки и полки лонжерона.

После этого разберите пачки, пронумеруйте подробности в той последовательности, как они были уложены при обработке. Облегчите нервюры, доработайте концевые и выполните дополнительные пазы под лонжерона и усиления кромок. Воспользуйтесь еще раз шаблонами и выпилите с их помощью носовые полунервюры.

Срастив в шаблоне под нужным углом кромки и полки лонжерона, поконсольно соберите крыло на ровной доске-стапеле (все рейки продольного комплекта стыкуются лишь «на ус», самое же лучшее — распарить середину каждой из проходящих по всему размаху реек и высушить их в шаблоне). Нужно подметить, что разъемное крыло с двумя консолями тяжелее практически на 100 гс, а это очень нежелательно для учебной модели.

Готовый каркас вышкуривается, монтируются недостающие узлы, законцовки.

Затем возможно обшить с обеих сторон лобик страницей двухслойного ватмана, склеенного эпоксидной смолой. Само собой разумеется, таковой материал не из самых легких. Он вдвое тяжелее хорошей обшивки из двухмиллиметровой бальзы, но одновременно с этим в два раза легче фанеры толщиной 1 мм. В случае если остальные элементы конструкции модели получаются массивными, лучше все крыло покинуть с мягкой обшивкой лавсановой пленкой с прилакированной сверху на эмалите микалентной бумагой.

Последняя не только придаст поверхности консолей требуемую шероховатость, но и увеличит их жесткость на кручение.

Обратите внимание на совокупность привода закрылков-элеронов. Как продемонстрировала практика, такие легкоразъемные узлы всецело предохраняют елементы каркаса и рулевые машинки при аварийном сбросе крыла, в то время, когда срезаются капроновые винты М4 крепления задней кромки.

Фюзеляж прямоугольного сечения с трудящейся фанерной обшивкой.

При прорисовке особенное внимание было уделено не только понижению его массы, но и технологичности изготовления, разрешающей собрать хороший фюзеляж кроме того в неприспособленных домашних условиях. Обратите внимание — фактически все обводы образованы полностью прямыми линиями, исключение образовывает маленький участок низа носовой части, да да и то тут борта параллельны друг другу. Такое ответ разрешает повысить точность изготовления выкроек обшивок.

Так как прорезка фанеры ножам по линейке существенно правильнее выпиливания лобзиком, требующего последующей опиловки кромок. Улучшенная стыкуемость отдельных подробностей повысит прочность всего каркаса, следовательно, на фюзеляже возможно будет сэкономить много массы на клеевых швах. Нижняя обшивка принята плоской не только из-за эстетики.

В первую очередь это база, довольно которой элементарно выставляются подробности’ комплекта. Да и на готовой модели эта же база разрешит самым правильным образом выставить крыло и стабилизатор без применения каких-либо дополнительных измерительных устройств помощей, кронштейнов.

Конструкция фюзеляжа особенных пояснений не требует, нужно только подчернуть, что толщина боковин начиная от задней кромки крыла должна быть неспешно уменьшена.

К хвосту остается два слоя трехслойной миллиметровой фанеры.

Хвостовое оперение выполнено по Т-образной схеме. Не смотря на то, что она приводит к увеличению массы киля, несущего стабилизатор, все же для учебной модели ее можно считать более предпочтительной.

Дело в том, что аварийные посадки — бывает при пилотировании новичками, а Т-образное оперение предохраняет стабилизатор при условии, что модель видится с почвой, по крайней мере, не вверх колесами. Наряду с этим подобная схема сокращает возможность попадания стабилизатора в вихревой след крыла. Крепление горизонтального оперения капроновым винтом, срезаемым при превышении нагрузок, в значительной степени предохраняет стабилизатор от поломок.

Главный вариант учебной радиоуправляемой модели запланирован на применение отечественной аппаратуры радиоуправления «Супронар-82» с четырьмя рулевыми машинками и двигателя «Радуга» в калильном варианте рабочим количеством 7 см3. Емкость топливного бачка для этого мотора должна быть не меньше 150 см8, по схеме он подобен установленному на пилотажной модели (см. «М-К» № 1 за 1983 год).

При отладке действия рулевых машинок добейтесь, дабы при всецело выведенных в крайнее положение штоках соответствующие рули отклонялись на углы: руль поворота ±25°, руль высоты ±15 ‘, элероны ±20°, рычаг привода управляемого карбюратора не должен становиться па упор в крайних положениях. В варианте с «Радугой» масса модели предположительно составит 1900 г, тогда ее взлетно-посадочные характеристики разрешают стартовать кроме того с руки.

Рис.

5. Конструкция стабилизатора:

1 — заполнитель стабилизатора (упаковочный пенопласт), 2 — передняя кромка (липа 3X5 мм). 3 — центральная нервюра (липа толщиной 5 мм), 4 — законцовка (липа), 5 — задняя кромка (липа 3X5 мм), 6 — передняя кромка руля (липа 3X5 мм), 7 — задняя кромка (липа 3X5 мм), 8 — бобышка крепления кабанчика (липа), 9 — заполнитель руля (упаковочный пенопласт), 10 — штифт (бук O 3 мм, заклеить).

Р и с. 6. Крепление чосовой стойки шасси:

1 — шпильки (проволока ОВС O 3 мм), 2 — стойка (проволока ОВС O 4 мм), 3 — носовой шпангоут.

Р и с. 7. Конструкция крыла:

1 — передняя кромка (сосна 6X6 мм), 2 — полка лонжерона (сосна 6X6 мм), 3 — полунервюра (фанера 2 мм), 4 — нервюра (фанера 2 мм), 5 — обшивка лобика (двойной слой ватмана), 6 — усиление лонжерона (сосна 6 X Х6 мм).

7 — передняя стена лонжерона (фанера 1 мм между нервюрами), 8 — усиление передней кромки (типа, 3Х10 мм), 9 — задняя стена лонжерона (фанера 1 мм между нервюрами), 10 — усиление задней кромки (сосна 3Х 12 мм), 11 — задняя кромка (сосна 3X12 мм), 12 — закрылок-элерон (липа 4X30 мм), 13 — штырь управления (проволока ОВС O 1,5 мм), 14 — навеска закрылка-элерона (капроновые нитки), 15 — отверстия под винты крепления задней кромки крьла на фюзеляже, 16 — законцовка (фанера 3 мм), 17 — концевая полунервюра, 18 — обшивка центра чьной части (фанера 1 мм), 19 — штырь (бук O 7 мм), 20 — трубка установки штыря (Д16Т O 10X1,5 мм), 21 — бобышка(липа толщиной 20 мм), 22 — уголок стыка лонжеронов (липа толщиной 12 мм), 23 — корневая нервюра (фанера 2 мм без облегчений).

Р и с. 8. Промежуточный узел управления закрылками-элеронами:

1 — трубка-шарнир (медь, обмотать нитками с клеем и установить под обшивкой фюзеляжа прикасаясь к подробности 36, рис. 2), 2 — кабаичик (проволока ОВС O 2 мм), 3 — обмотка бронзовой проволокой (паять), 4 — оконцовка кабанчика (бронзовая трубка, паять, финиш расплющить).

На чертежах приведена и вторая модификация, существенно облегченная если сравнивать с первой. Модель уменьшенной массы прекрасно летает с компрессионным микродвигателем КМД-2,5.

Количество топливного бачка возможно уменьшен до 80 см3, с целью предстоящего облегчения аппарата на нем установлены лишь две рулевые машинки: руля руля поворота и привода высоты (последние возможно объединить с задействованными элеронами либо же всецело перейти на управление ими, заклинив руль поворота в нейтральном положении). Главные конструктивные трансформации облегченного варианта заключаются в следующем.

Сечения стрингеров фюзеляжа сделаны прямоугольными в отличие от треугольных на главном варианте. За счет этого возможно, с учетом меньшей мощности двигателя, более чем вдвое сократить площадь фанерной обшивки фюзеляжа, избавиться от дополнительного усиливающего страницы фанеры, покинув одинарную обшивку впредь до носовой части, применять в полтора раза более узкую фанеру на шпангоутах.

Переход на схему шасси без носовой стойки, понижение сечений реек ложа крыла и моторамы кроме этого дадут большой выигрыш в весе. Оставшиеся необшитыми секции каркаса фюзеляжа обтягиваются равно как и крыло (оно, само собой разумеется, не имеет в этом варианте твёрдой обшивки лобика) лавсановой пленкой с прилакировкой сверху микалентной бумаги. Киль, ставший наборным, спроектирован подобно новому варианту стабилизатора.

Облегченная хвостовая часть модели скомпенсирует уменьшение массы носовой, несущей легкий двигатель, — дополнительной центровки аппарата практически не потребуется.

Как выяснилось, полеты на таковой модели, имеющей малого удельную нагрузку, разрешают делать кроме того резкие восходящие маневры без утраты скорости. Единственный недочёт данной модификации — повышенная чувствительность к сильному ветру, обусловленная меньшими скоростью и нагрузкой полета.

В хорошую же погоду превосходно летает мотопланерная модификация с маломощным двигателем рабочим количеством 1,5 см 3. Тут стойки шасси лучше совсем упразднить, заменив легкой проволочной «лыжей».

Д. АЛЕКСЕЕВ, мастер спорта СССР


Случайные записи:

КРЫЛАТЫЙ ФИНАЛ | Прогноз: Португалия — Франция


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Крылатый радио-универсал

    Для тех, кто прошел первую стадию обучения мастерству радиопилотажа на несложных планерах и задумался над проектом первой моторной автомобили, возможно,…

  • Радиоуправляемый «тренер»

    Несложная, легко ремонтируемая, летучая, недорогая… Вот только часть требований к учебно-тренировочной радиоуправляемой модели самолета. Этим…

  • Летающий «тренер»

    Учебная кордовая модель самолета. Эта кордовая модель — тренировочная, равно как для авиамоделиста-конструктора, так и для авиамоделиста-пилота….

  • R/c тренер

    В первую очередь — об аппаратуре управления моделью. Использование прекрасно зарекомендовавшей себя совокупности типа «Пилот», «Старт» либо «РУМ» — это…