Крыло… на взлет

18.08.2010 В мире моделей

В первый раз мысль поворотного крыла на модели ракетоплана была реализована практически сорок лет назад. Её создатель -Анатолий Захарович Гаврилов — начальник авиакружка из города Краснозаводска в Подмосковье. Как раз у него я в собственные далёкие школьные годы обучался строить летающие модели самолётов. Как и многие авиамоделисты, мы с интересом перешли в «ракетчики» по окончании первых космических стартов.

К тому же это было совсем новое направление в детском техническом творчестве, где возможно показать собственные фантазии в конструировании летающих моделей. Сейчас подобная схема более идеальная, со поворотом и складыванием крыла, названную «Столичная», обширно эксплуатируется ракетомоделистами.

Бытует вывод, что новое -это прекрасно забытое старое.

Именно это и пробуют реализовать Электростальские «ракетчики» нового поколения, забрав за базу ту первую модель с поворотным крылом, исходят из сегодняшних технологий конструирования и технических требований.

Фюзеляж длиной около 500 мм — склеен из двух липовых реек сечением 6×3 мм и 4×3 мм. Сечение Т-образное (тавровое), что снабжает нужную жёсткость на изгиб и на кручение.

В носовой части, снизу (к узкой рейке) крепят пилон — бальзовую пластину толщиной 3 мм и размерами 40×12 мм, а после этого и контейнер МРД. Его формуют из трёх слоёв стеклоткани толщиной 0,03 мм на оправке диаметром 10,3 мм. По окончании подсыхания связующего заготовку обрабатывают небольшой наждачной бумагой и обрезают по длине 50 мм.

В носовую часть крепят обтекатель из липы и сверлят по окружности шесть демпфирующих отверстий диаметром 1,5-2 мм. Спереди к пилону клеят зализ, что как бы облагораживает носовую часть модели.

Хвостовая часть фюзеляжа легко заужена по толщине и ширине (на 1 мм). На её финише закрепляют хвостовое оперение — киль и стабилизатор. Их вырезают из бальзовой пластины толщиной 2 мм, обрабатывают по контуру и покрывают нитролаком.

Крыло... на взлет

Модель ракетоплана (S4А) с новоротным крылом:

1 — обтекатель; 2 — демпфирующие отверстия; 3 — зализ; 4 — упор крыла; 5 — крючок; 6 — контейнер МРД; 7 — пилон; 8 — резинка возврата крыла; 9 — скоба резинки возврата; 10 — гайка; 11 — пружинка; 12 — ось поворота крыла; 13 — фюзеляж; 14 — киль; 15 — стабилизатор; 16 — консоль

Крыло — эллипсовидной формы в плане, изготавливают из бальзового шпона толщиной 2,5 мм, обрабатывают по контуру, профилируют (профиль — плосковыпуклый) и покрывают слоем нитролака.

Потом его разрезают на две части (консоли) и соединяют (для угла «V») между собой дюралюминиевой пластинкой толщиной 0,3 мм. Её вклеивают на эпоксидной смоле в торцевые стороны консолей. Снизу, в месте соединения приклеивают полосу шёлка шириной 20 -25 мм.

В середине соединения сверяют отверстие диаметром 2,5 мм, при помощи которого крыло сажают на ось поворота, закреплённую сверху в фюзеляже на расстояние 215 мм от обтекателя. И в этом же месте к фюзеляжу клеят опорную пластинку из фанеры толщиной 1 мм, склеенной из двух частей под углом и создающей необходимый угол «V» (около 7°). По окончании установки крыла на ось фюзеляжа сверху ставят пружинку и фиксируют её гайкой. Назначение пружинки — обеспечить плотное прилегание крыла к опорной пластинке.

Снизу к левой консоли приклеивают отрезок стеклотекстолита, являющийся упором поворота крыла при его раскрытии для планирования. Для фиксирования крыла на взлётном режиме на финише левой консоли сверлят два маленьких отверстия, в каковые продевают нить для его удержания.

ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ

Крыло укладывают на протяжении фюзеляжа.

Для этого его поворачивают на 90° против часовой стрелки. Наряду с этим левой консолью оно входит в вырез киля, а правой — в упор носовой части фюзеляжа. На крючки в левой консоли и фюзеляже навешивают резинку возврата.

От непроизвольного поворота крыла через отверстия на правой консоли и демпфирующие отверстия контейнера продевают нитку и завязывают её. Устанавливают МРД и монтируют модель на направляющую штангу. Направляющие кольца крепят к фюзеляжу по месту.

Стартовая масса модели — около 23 граммов. Потом направляться команда — «Пуск».


Случайные записи:

Боинг 737 Взлёт и посадка, вид крыла.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Взлет без… спирали

    Правила соревнований по моделям ракетопланов запрещают использовать для взлета поверхности, создающие аэродинамическую подъемную силу. Полет модели…

  • Крыло вдоль фюзеляжа

    Отличительной изюминкой данной модели ракетоплана есть поворотное крыло. Его устанавливают на протяжении фюзеляжа, что исключает всякую возможность…

  • «Летающее крыло» в контейнере

    Во второй половине 60-ых годов двадцатого века рабочая группа по ракетно-космическим моделям Интернациональной авиационной федерации (ФАИ) создала…

  • «Летающее крыло»: планер, таймерная

    Удачно выступила в Ижевске на Общероссийских соревнованиях (1978 г.) по экспериментальным моделям типа «летающее крыло» команда Ленинграда. Все ее…