На трассе — автополукопия

09.11.2016 В мире моделей

Уже десять лет лаборатория технического моделирования станции юных техников в Ростове-на-Дону проводит на сорокаметровой автотрассе муниципальные соревнования. В них участвуют коллективы кружков детских клубов при ДЭЗах. Программа состязаний на переходящий кубок включает спринтерскую гонку на 40 м, марафонский заезд па 120 м и командную эстафету 3×40 м. Борьба идет практически за каждую долю секунды.

Победить же гонку совсем непросто — модели юного спортсмена предстоит преодолеть спуски и крутые подъёмы, иногда сочетающиеся с боковыми наклонами и поворотами, такие участки и эстакаду, где подбрасывает, как на булыжной мостовой.
Для детей подобные соревнования — не только увлекательная и захватывающая игра. Это еще и школа приобретения онструкторских навыков, спортивного мастерства, воспитания характера, первая ступень на пути к «громадному» трассовому моделизму.

И что особенно принципиально важно — путь данный открыт уже для ребят младшего школьного возраста, занимающихся в кружках начального технического моделирования.На трассе - автополукопия Устройство моделей-полукопий несложно — с их постройкой справляются и первоклассники, в конструкции нет никаких дефицитных материалов.

Как продемонстрировало время, спортивно-технические соревнования заметно активизируют работу кружков по месту жительства.

В пользу аналогичных автострад свидетельствует и тот факт, что, не считая монорельсовой «дорожки» СЮТ, подобные автострады действуют сейчас уже в семи районах Ростова-на-Дону.

ОПИСАНИЕ АВТОСТРАДЫ

Основанием автострады может служить строительная фанера толщиной 4—5 мм либо древесно-волокнистая плита.

Последняя предпочтительнее, потому, что ДВП не коробится и не трескается со временем от напряжений на изгибах. Дабы обеспечить лучшее сцепление колес модели с «дорожкой», для рабочей поверхности употребляется фактурная сторона плиты.

Монтаж полотна автострады:

Слева показа« | вариант крепления ;основания на древесной стойке, справа — па железном либо древесном угольнике .

Крутые и пологие горки, эстакады, участки с поперечными наклонами образуют, поднимая полотно на цельные древесные либо собранные из железных уголков опоры. Плита либо фанера фиксируется посредством гвоздей и клея, к уголкам хорошо крепится на винтах с потайными головками.

Жесткость конструкции усилена бортами, предохраняющими сошедшую с шин модель от падения с автострады. Борта делают из того же материала, что и полотно, и прикрепляют их к продельным рейкам либо уголкам.

Монорельс:
1 — картонный элемент направляющей,2 — скобообразный кронштейн шины,3 — токопроводящая шина.

Для направляющей монорельса нарезают из миллиметрового картона полосы шириной 10 мм. оптимальнееделать это остро заточенным ножом по линейке.

Отдельные картонные подробности соединяют на клее ПВА в два слоя, причем стыки полос правой и левой стороны сдвигают относительно друг друга на 30—35 мм, дабы позже финиши «звеньев» возможно было соединить внахлест. Разметив на полотне автострады середину каждой колеи, устанавливают по разметке картонные направляющие монорельса и прикалывают их булавками.

В местах вертикальных изгибов автострады в заготовке ножницами, делают вертикальные надрезы глубиной до 6 мм — на спусках и подъёмах внизу, на вершинах изгибов — сверху.

Электрическая схема автострады

Совсем установленные направляющие два раза покрывают жидким клеем, по окончании его подсыхания булавки вынимают и основание красят под цвет полотна дороги, а белой краской наносят разграничительные линии.

Для фиксации токопроводящих шин, выполненных из из бронзового провода толщиной 1 мм без изоляции, из выпрямленных канцелярских скрепок заготавливают кронштейны-скобки. Проколов узким шилом отверстие в направляющей на стыке двух слоев, вставляют скобку, обжимают плоскогубцами и сверху закрепляют каплей клея. Следующую скобку ставят иначе направляющей. Расстояние между точками крепления шины не должно быть больше 50 мм.

Токонесущие провода припаивают к скобкам на уровне верхнего края направляющей, стыки шин — внахлест, с пропайкой соединения и последующей зачисткой напильником.

Рама шасси, собранная из подробностей конструктора и подготовленная к пайке.

Блок питания двухдорожечной автострады складывается из трансформатора типа Т-100 и двух выпрямителей, собранных на диодах достаточной мощности, к примеру, Д 243.

Обе частипервичной обмотки трансформатора, размешенные на двух катушках, соединяют перемычкой, а вместо удаленных вторичных обмоток наматывают новые — три секции по 11 витков провода ПЭЛ 0 1,0—1,5 мм. выпрямители и Трансформатор, закрытые кожухами, монтируют на опоре основания автострады недалеко от старта-финиша. Выносные пульты управления соединяют с блоком питания витыми проводами.

Выпрямленное напряжение подается к шинам по пропущенным через отверстия в основании и припаянным к скобкам проводам.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛЕЙ

Автомодели, с которыми юные спортсмены принимают участие в соревнованиях, делятся на три класса: А — карт, Б — багги, автомобили , В — экспериментальные автомобили.

Рама карта планирует из подробностей детского конструктора. Две планки с одиннадцатью отверстиями (ход отверстий — 10 мм) и две поперечные скобы с отверстиями по схеме 1—3—1 скрепляются винтами, по окончании пропайки соединения их вынимают. Боковые предохранительные дуги сгибают из проволоки (велосипедные либо вязальные спицы) и кроме этого припаивают к раме.

Модель карта, готовая к заезду

Колеса кружковцы делают из… шашек! Совершенно верно просверлить отверстие в центре каждой шашки оказывает помощь вкладыш-кондуктор, незаменимый при «поточном» изготовлении моделей. Шины — это кольца шириной 10 мм, вырезанные из велокамеры и зафиксированные на ободе резиновым клеем либо «Моментом».

Передние колеса вольно вращаются на винтах — полуосях длиной 15 мм. Ступицами помогают шайбы, приклеенные на эпоксидке либо «Моменте».

В случае если представится возможность, лучше заклеить в колеса маленькие шарикоподшипники. Соединения узла при сборке бережно промажьте маленьким числом клея. Тогда кроме того при долгой эксплуатации модели колеса не разболтаются.

Вид на шасси модели снизу.
Проволочки токосъемника при установке модели на автостраду разводятся в различные стороны.

Задняя ось — ровный пруток d 4 мм и длиной 65 мм.

Такие подробности имеется в детском конструкторе, возможно воспользоваться и вязальной спицей. На одном финише оси нарезается резьба М4 на длину 10 мм, на противоположном — 30 мм. Из оргстекла либо фанеры толщиной 5 мм выпиливается шкив рабочим d 28 мм, совершенно верно в его центре сверлится отверстие и ребром трехгранного напильника пропиливается канавка под пассик, передающий вращение от двигателя на заднюю ось. Пассик, резиновое колечко шириной 2 мм, также отрезается от ветхой велокамеры.

Микродвигатель крепится на раме уголком от конструктора и хомутиком — полосой белой жести длиной 29 и шириной около 100 мм. Финиши полосы загибаются так, дабы корпус моторчика возможно было надежно зафиксировать, стиснув хомутик, а посредине полосы припаивается уголок. По окончании обертывания двигателя хомутиком его финиши стягиваются узкой бронзовой проволокой.

На вал электромотора надевается отрезок снятой с провода изоляционной трубки. После этого двигатель привинчивается к раме.

Стойка с токосъемником, одного полюса питания.

Из текстолита либо гетинакса толщиной 2 мм выпиливается пластика 20X40 мм и тремя винтами притягивается к передней скобе-поперечине рамы. На среднем винте пайкой фиксируется имитация рулевой колонки со штурвалом. Приблизительно посредине рамы устанавливается еще одна перемычка, на которой размещается картонное сиденье «гонщика».

В дополнительные передние отверстия изоляционной пластины вставляются две направляющие стойки длиной по 30 мм. Их отпиливают от резьбовой шпильки, входящей в комплект конструктора, либо нарезают резьбу на спице d 4 мм. Токосъемники сгибают из металлической пружинной проволоки d 0,6—0,8 мм, петли для них — из белой жести. Придерживая петли плоскогубцами, их припаивают к стойкам.

Зазор между плоскостью и стойками, на которой стоит модель, должен быть минимальным. Надежность контакта между токонесущими шинами и токосъёмниками обеспечивается сжатием, проволок обмоткой из резиновых нитей. Их натяжение регулируется намоткой на винты крепления сиденья. К выводам «щеток» на задней крышке электромоторчика припаиваются эластичные провода. Они соединяют двигатель со стойками.

Модель Багги

Рамы «багги» и легкового автоvобиля по схеме и конструкции повторяют модель карта, а их кузова изготавливаются из узкого картона либо ватмана. Тут все зависит от фантазии юного автоконструктора.

Е.

РЯБЧИКОВ, г. Ростов-на-Дону


Случайные записи:

Дмитрий Полторацкий\


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Деревяшка» выходит на трассу

    Множество моделистов, среди них и трассовиков, с эмоцией ностальгии относятся к «ветеранам» автомобилестроения. И вправду, имеется что-то неординарно…

  • И снова трасса!

    Сейчас, в то время, когда в любом магазине игрушек неизменно возможно отыскать не через чур дорогие радиоуправляемые модели машин, их доступность должна…

  • На трассе — «звезда»

    Появление на рынке игрушек множества не через чур дорогих радиоуправляемых моделей машин должно было бы стать последней точкой в истории трассового…

  • Бмв — вариант для трассы

    Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на интернациональном автосалоне в Париже был представлен новый спортивный автомобиль БМВ-М1. Он и на…