Маленький самолет — большие возможности

23.01.2012 В мире моделей

Летательные аппараты, каковые мы проектируем и строим, не имеют кабин, а в них — пилотских кресел. Да и не необходимы они самолету с пятиметровым размахом крыльев и трехкилограммовой нужной нагрузкой. «Но тогда это не самолет, а всего лишь модель», — сообщите вы. Не согласны. Выходящие из стенку отечественного СКВ теле-пилотируемые вертолёты и самолёты — самые настоящие, да и задачи перед ними стоят очень важные.

Телепилотируемый аппарат (ТПЛА), о котором мы желаем поведать, рекомендован для расселения нужных насекомых — трихограмм. Основное, к чему мы стремились при проектировании ТПЛА, — обеспечение высокой производительности. Для этого мы конструировали механизм, разбрасывающий за полет 2 тыс. капсул в один момент в трех направлениях: вправо, влево и вниз. Так обеспечивался достаточно широкий захват.

Конкретно за винтом установили воздухозаборник, что улавливал часть отбрасываемого винтом потока. Струя воздуха раскручивала маленькую турбинку, а та приводила в перемещение автомат. Он захватывал из бункера капсулы, накалывал их и направлял смертоносные для насекомых-вредителей «бомбы» в трубчатые крыльевые лонжероны. В том же направлении попадала и часть потока из воздухозаборника.

В следствии добились того, что получается, скажем, у мальчишек при стрельбе рябиной из трубки: «бомбы» быстро вылетали из лонжеронов и в заданном программой механизма порядке ложились на обрабатываемое поле.

Компоновка фюзеляжа определялась размещением в нем контейнера под разбрасывателя и капсулы. Сам же самолет представляет собой подкосный низкоплан с крылом громадного удлинения.

Фюзеляж ТПЛА — типа «монокок», с трудящейся стеклопластиковой оболочкой переменной толщины — 0,5 мм на хвостовой балке и около 2 мм в носовой и центральной его частях. Шпангоут в фюзеляже всего один, он выпилен из материала Д16Т и вклеен в центральную часть гондолы. На шпангоуте крепятся фактически все механизмы ТПЛА — двигатель, разбрасыватель, главные стойки шасси и подкосы крыла.

Контейнер для капсул образован передней верхней частью фюзеляжа. Это необычный капот; откидываясь вперед, он снабжает доступ ко всей

«начинке» самолета. Контейнер загружается через люк в верхней части фюзеляжа.

Конкретно за шпангоутом находится воздушный канал, в котором установлена турбина привода разбрасывателя. Из этого же канала производится отбор воздуха, нужного для выбрасывания капсул через каналы в крыле.

Маленький самолет — большие возможности

компоновка и Схема телепилотируемого аппарата.

1 — блоки радиоуправления, 2 — контейнер 3 — крышка контейнера, 4 — капсулы с трихограммой, 5 — двигатель, 6 — регулируемый воздухозаборник, 7 — выходные отверстия контейнера.

Моторама с двигателем рабочим количеством 10,0 см3 закреплена на шпангоуте посредством амортизаторов. Топливный бак находится под двигателем. Потому, что уровень горючего в нем ниже отверстия в жиклере, на двигатель установлена топливная помпа.

За двухлопастным воздушным винтом O 320 мм и с шагом 120 мм находится воздухозаборник воздушного канала.

Шасси ТПЛА — трехточечное, главные стойки — рессорного типа, передняя —- поворотная, управляемая синхронно с рулем направления, Колеей шасси O 90 мм при ширине 30 мм; они являются заполненные поролоном резиновые покрышки. Рессора главного шасси сделана из металлического прутка толщиной 5 мм.

Крыло, киль и стабилизатор пенопластовые, по окончании обработки их поверхности обтянуты лавсановой пленкой. Профиль крыла плосковыпуклый, относительная толщине 15 процентов, профиль стабилизатора симметричный, относи» тельная толщина 12 процентов.

Крыло вырезается по двум железным шаблонам-профилям, после этого облегчается, и в передней его части устанавливается трубчатый титановый лонжерон (Т18X0,5 мм).

Кроме собственной главной функции — являться крыльевой балкой, — лонжерон есть каналом, через что выбрасываются капсулы.

Стабилизатор самолета — цельноповоротный, пенопластовый, недалеко от узла усилен накладками.

Управление ТПЛА осуществляется пропорциональной радиоаппаратурой. Рулевые машинки (за исключением элеронных) закреплены на неспециализированной плате в передней части фюзеляжа. Элеронные же машинки установлены в крыле.

Управляется аппарат по курсу, крену, тангажу; возможно кроме этого дистанционно поменять режим работы двигателя, разбрасывателя и включать автопилот тангажа и крена.

Тщательнейшие опробования отечественного аппарата — около сотни полетов неспециализированной длительностью 25 ч — всецело подтвердили расчеты конструкторов СКБ-АМ.

ГЛАВНЫЕ ХАРАНТЕРИСТИНИ МАЛОГАБАРИТНОГО НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Масса планера, кг…….4,5
Нужная нагрузка, кг…..5
Мощность двигателя, л. с. . . 1,2
Диапазон сноростей, км/ч . 12—140
Время в полете, мин . . . . 30
Удаление от оператора, км . . 1,5

В. МАКЕЕВ, сотрудник СКБ-АМ МАИ


Случайные записи:

маленький самодельный авто с большими возможностями


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Самолёт для жертв цейтнота или… совсем ленивых

    Думаю, многим знакома обстановка: приходишь с работы — выжатый как лимон и снова взором цепляешься за аппаратуру на полке и «дрова», висящие на стене с…

  • «Ударный» — планёр и самолет

    История создания данной модели достаточно протяженна по времени. Первый вариант «планеролета», взявшего наименование «Ударный», показался на свет чуть ли…

  • Большие скорости маленького корабля

    Предлагаемая модель торпедного катера была выстроена обучающимися 5—6-х классов в судомодельном кружке Московского клуба юных моряков, полярников и…

  • «Маленький толстяк»

    Современный авиамоделизм отличается от прошлого, чисто спортивного — с этим уже не поспоришь. Большинство приверженцев упомянутого хобби сейчас сооружает…