Миг-25: настоящий и полукопия

07.12.2011 В мире моделей

Модели-копии, в случае если их принимать как в большей либо меньшей степени что-то напоминающее конкретные настоящие самолеты, были и будут самый популярны среди «цивильных» моделистов. Спортивные же автомобили, рассчитанные на «боевые» условия твёрдых соревнований, при всей их привлекательности стали сейчас так переусложненными, что браться за их постройку отваживаются считанные единицы.

Особняком стоят полукопии (к ним возможно отнести и солиднейшую часть продукции зарубежных компаний!). Для самодеятельных же энтузиастов создано много очень популярных дешёвых подклассов. У нас же, к сожалению, на данный момент более-менее культивируется только подкласс кордовых полукопий. Днем ранее интерес к нему сохранялся на достаточно большом уровне.

Не прошел он среди моделистов — сохраняем надежду на это — и по сей день. И как раз исходя из этого предлагаем вниманию читателей новое, еще не изведанное направление, укладывающееся в рамки существующих правил. Обращение — о создании нетрадиционных полукопий (а их возможно целый спектр!). Благодаря привлекательности характера аналогичных полукопий и необычности схем либо конструкций они, сохраняем надежду, смогут оказать помощь возродить активное внимание к занятному подклассу.

Какой же быть полукопии нового типа? Точно хочется чего-то нетрадиционного. Пожалуйста — к примеру, направление: копирование реактивных самолетов. Быть может, вы возразите, что уже встречали такие модели, и в варианте полукопии они смотрелись не через чур привлекательно, да и летные особенности у них заведомо ограничены. Но мы не имеем в виду классические дороги конструирования!

И о том, к чему может привести новый подход, вы и определите из предлагаемого вашему вниманию материала.

Итак, все начинается с выбора прототипа. В любом случае это ответственнейший этап.

В нашем случае поиск стал причиной тяжелому отечественному сверхзвуковому истребителю-перехватчику МиГ-25. Обстоятельств тому — много. Одна из важных — эта машина нравится всем, среди них и конструкторам полукопий.

Вторая — МиГ-25 в отличие от множества вторых прототипов разрешает действенно показать смекалку и избавиться от главных недочётов мотоустановок в долгом носу модели либо в ее «корме» (каждая из перечисленных компоновок очень ущербна как с позиций управляемости, в силу быстро увеличенной инерционности модели, так и общей ее массы и удельной нагрузки). Продемонстрированный же на чертежах полукопии спортивный вариант имеет потенциальные летные возможности на уровне хорошей пилотажки.

Так, если вы решитесь на воспроизведение предлагаемой конструкции, вы станете вознаграждены не только хорошим, фактически ничем не сломанным внешним видом автомобили, но и летными особенностями, ставящими ее намного выше всех известных кордовых полукопий.

Сразу же нужно подчернуть, что постройка таковой модели запланирована на юных спортсменов, уже купивших некотррый опыт создания миниатюрных летательных аппаратов.

Нужно, дабы вы умели не только с достаточной точностью обрабатывать древесину, но и знали тонкости применения эпоксидных клеев. Одно из крайне важных требований — стаж работы с лавсановыми пленками. Дело в том, что именно этот бесценный обтяжечный материал разрешит не только сэкономить большую часть массы модели, но и быстро сократит время ее изготовления благодаря фактически полной ликвидации классической операции шпаклевания и шлифовки внешних поверхностей.

Еще раз повторяем — этого удастся достигнуть лишь при грамотном обращении с лавсановой пленкой! Быть может, вам пригодится потренироваться. Данный опыт в любом случае окупится сторицей.

А на полукопии МиГ-25 он не только даст лёгкости и удивительное сочетание прочности готовой конструкции, но и, быть может, кроме того разрешит избежать большинства окрасочных операций при подборе требуемого оттенка металлизированного лавсана.

Миг-25: настоящий и полукопия

Рис. 1. Принцип прорисовки вида в плаие проектируемой полукопии реактивного само-лета-прототипа:

А — исходный чертеж самолета (выполняется с большой точностью или употребляется калька с уменьшенной ксерокопии; неспециализированный размер желателен небольшой для лучшего восприятия целостного характера формы самолета), Б — вариант полукопии с плоским фюзеляжем при сохранении масштабного положения концевых сечений крыла и стабилизатора, В — промежуточный вариант (употребляется в будущем как основной), Г — вариант с сохранением масштабных пропорций консольных участков крыла и стабилизатора, Д — окончательный вариант (помогает для определения главных выбора масштаба и пропорций модели копирования).

hполкр — маrсимальная высота подкрыльевой части фюзеляжа в зоне основных стоек шасси,

М прот.— масштаб создаваемой нопии относительно настоящего самолета (справочная неrритичная величина).

МИГ-25 Тяжелый реактивный истребитель.

Рис.

2. Центральная часть фюзеляжа:
1 — накладка усиления (фанера 2,5 мм), 2 — щека бортовой обшивки (фанера 1,5 мм), 3 — глухой шпангоут (фанера 1 мм; как и остальные шпангоуты, имеет ширину, скорректированную или на толщину фанерных бортовых обшивок, или на условие некасаемости мягкой пленочной обшивки — см. сечение А—А), 4 — бобышка (липа), 5 — накладка (фанера 2,5 мм), 6 — передний нижний стрингер (липа, сечение треугольное 7×7 мм), 7 — раскос (сосна, сечение 3×3 мм; ставить изнутри комплекта, как продемонстрировано на сечении А—А либо В—В), 8 — промежуточный облегченный шпангоут (фанера 1,5 мм), 9 — нижняя передняя обшивка (фанера 1 мм), 10 — бортовая обшивка силовой части (фанера 1—1,5 мм; как и другие элементы бортовой обшивки, врезается в стрингеры на толщину фанеры со сгонкой финишей на ус), 11 — силовой подкос (сосна, сечение 4×4 мм; ставить прикасаясь к бортовой обшивке), 12 — усилительный стрингер (сосна, сечение 4×4 мм; ставить прикасаясь к бортовой обшивке), 13 — имитационное ребро гаргрота (липа), 14 — узел прохода силового соединительного штыря крыла, 15 — территория бортовой обшивки 10, делающая функции создания твёрдого кессона-балки, 16 — верхний стрингер (сосна, сечение 5×5 мм), 17 — верхняя обшивка (фанера 1 мм), 18 —узел фиксаторного штырька крыла, 19 — передняя кромка клиновой части (липа, сечение 12×8 мм), 20 — задняя бортовая обшивка (фанера 1— 1,5 мм), 21 — глухая стенка-шпангоут (фанера 1 мм), 22 — накладка прохода подшипника руля, 23 — задний нижний стрингер (липа, сечение треугольное 7×7 мм), 24 — задняя нижняя обшивка, 25 — воздушный винт, 26 — размер и масштабное место копийного колеса основных стоек шасси (сами стойки крепятся вместе с лапками двигателя на мотораме), 27 — узел крепления накладки крыла, 28 — глухая стена отсека бака (фанера 1 мм), 29 — полушпангоут кессонной части, 30 — нижняя стена кессонной части (фанера 1 мм), 31 — нижняя обшивка в зоне мотоустановки (фанера 1 мм с поперечным направлением волокон древесины «рубахи»), 32 — трубка-подшипник сквозной оси руля, 33 — моторама (бук).

Предмоторный шпангоут выполняется из фанеры 2,5 мм. Доступ к свече двигателя — через вертикальный канал в фюзеляже или, что эргономичнее,— через отводные контакты на борту фюзеляжа в любом эргономичном для работы (при запуске) месте.

Рис.

3. Носовая часть фюзеляжа:
1 — бобышка (липа, толщина 12 мм), 2 — стрингеры (склейка из двух липовых реек сечением 3×12 мм любая), 3—раскос (сосна, сечение 4×4 мм), 4 — шпангоутная планка (липа, сечение 2×12 мм), 5 — дополнительная чисть стрингера (липа, сечение 8×12 мм), 6 — имитация фонаря (вытяжка из листового оргстекла), 7 — гнездо для проводки винта стяж— ного фиксатора обеих половин фюзеляжа, 8 — врезная косынка (фанера 1,5 мм), 9 имитационная часть гаргрота (липа), 10 — торцевая нервюра (липа 4×9 мм).

11 — бобышка (липа, толщина 9 мм), 12 — штифты (бамбук, 0 3—4 мм), 13 —передняя стойка шасси (качественная проволока ОВС 0 3 мм с точеной пластиковой насадкой имитации копийной стойки; клеить с обмоткой и зачисткой х/б нитью на эпоксидном клее в бобышке 11), 14 —колесо.

Рис. 4. Киль:

1 — передняя кромка (липа), 2 — сборная Т-образная корневая нервюра, 3 — элементы плоского каркаса киля (сосна, сечение 2,5×2,5 мм), 4 — накладная полка лонжерона (сосна, сечение 3×3 мм; ставить с обеих сторон киля), 5 — законцовка (липа, толщина около 6 мм). 6 — вспомогательный лонжерон (сосна, сечение 2,5×7 мм), 7 — нижняя законцовка (липа). Вырез под руль направления окантовать миллиметровой фанерой.

На фюзеляже монтировать по окончании окончания внешней отделки подробностей модели посредством бамбуковых шпилек на эпоксидной смоле.

Рис. 5. Консоль крыла:

1 — накладка (липа, толщина 4 мм; клеить к собранной и обтянутой консоли, в переднем финише предусмотреть гнездо под винт крепления на фюзеляже), 2 — передняя кромка (липа, сечение заготовки 8×12 мм), 3 — обшивка передней кромки (липа, толщина заготовок 3 мм), 4 — полка главного лонжерона (плотная сосна, сечение 5×5 мм). 5 — задняя накладная стена лонжерона (фанера 1 мм; ставить во всех участках между элементами поперечного комплекта), 6 — оси размещения пилонов подвески и аэродинамических гребней, 7 — элементы поперечної о комплекта (сосна, сечение 4×6 мм; планирует в виде плоской фермы из реек, поставленных на ребро), 8 — Т-образная законцовка (липа), 9 неподвижная часть задней кромки крыла, 10 — Т-образная задняя кромка-лонжерон (сборка из сосновых реек сечением 2×12 мм — горизонтальная полка и 3×10 мм — вертикальная лонжеронная часіь; предусмотреть очередность сборки крыла, при которой обеспечивается врезка гори территорий іальной полки во все хвостовики поперечного комплекта), 11 — задний лонжерон (полка из сосны сечением 3×5 мм с обеих сторон комплекта; ставить на ребро), 12 — гнездо под штифі, 13 —плоские панели корневой нервюры (липа, сечение 2×12 мм; ставит ь заподлицо с уровнем пленоч ной обшивки), 14 —гнездо штыря монтажа крыла на фюзеляже (железная трубка 6×0,5 мм под штырь из проволоки ОВС 5 мм), 15 — закрылки (произвольной конструкции) приводные либо неподвижные.

Предусмотреть надежную фиксацию консолей, исключающую их сползание со смонтированных штырей.

Рис. 6. Целыюповлрлтный стабилизатор-руль высоты:
1 — корневая нервюра (липа, толщина 5 мм), 2 — срединная косынка (фанера 2 мм), 3 передняя кромка (липа), 4 —накладная полка лонжерона (сосна, сечение 3×4 мм; ставить с обеих сторон), 5 — элементы плоского поперечного комплекта (сосна, сечение 2,5×2,5 мм).

6 — законцовка (липа), 7 — косынка, 8 — задняя кромка (сосна, сечение 3×5 мм), 9 — скос корневой нервюры, 10 — ось-штырь (проволока ОВС 2,5—3 мм), 11 -стенка лонжерона (фанера 1 мм), 12 —узел фиксации консолей стабилизатора на штыре (фиксация обязана снабжать гарантированную надежность не только против сползания, но и от проворота).

К выбору прототипа хочется дополнить пара замечаний.

Не считая всего другого, весомый «плюс» в пользу МиГ-25 был взят находкой чертежей требуемого (упрощенного!) уровня в румынском издании «Моделизм». Мы их приводим всецело (в оригинале они занимали целый разворот издания громадного формата). И желаем подметить, что именно такие упрощенные чертежи, ставшие на данный момент уникальностью, и лишь они подходят для юниорских автомобилей.

Применяя же доскональные, детальные материалы, вы так или иначе станете вынуждены воспроизводить множество небольших подробностей, что не так уж и необходимо для полукопии по сути, или… мириться с утратой очков на стендовой оценке (этого фактора многие не оценивают, пользуясь подробной информацией). Еще МиГ-25 оптимален тем, что при необходимости вы без особенных сложностей

сможете отыскать и избыточное количество фотографий этого самолета в периодике, и имеется возможность подобрать и схему окраски в зависимости от пожеланий и собственного вкуса к внешнему виду вашего изделия.

Мы приводим несложный вариант стандартной окраски, при которой целый истребитель имел глубочайший железный оттенок, близкий к цвету ь«2-которых сортов лавсановой пленки (алюминиевых сплавов на элементах обшивки МиГ-25 было мало). Отдельные фрагменты схемы окраски приведены на картинках прототипа. Технические данные и историю создания данной неповторимой отечественной автомобили, не имеющей аналогов за границей, мы на данный момент не приводим, поскольку это по большому счету тема отдельной публикации.

Техническая сторона разработки модели-полукопии по приведенным подписям и рисункам к ним в целом не требует подробного описания, поскольку разработка, повторяем, направлена на имеющих некий опыт спортсменов-школьников. Исходя из этого мы можем остановиться только на некоторых малознакомых моментах.

На чертежах вы не отыщете привязки совокупности управления» Дело в том, что изначально полукопия имела переусложненную схему управления, связанную с приводом газа двигателя и действием закрылков в режиме модельных пилотажных. Если вы решите применять подобную, значит, вам по плечу и ее разработка. В любой другой ситуации рекомендуем привод лишь цельноповоротного стабилизатора посредством несложной стандартной схемы.

Качалка возможно смонтирована или на борту фюзеляжа, или «запрятана» в корневой части правой консоли крыла, а корды совершены через левую и выведены через кронштейны ниже концевых ракетных пилонов (на полукопии МиГ-25 ответственна высота вывода корд из модели; она обязана совершенно верно соответствовать центровке по высоте!). В упрощенном виде стабилизатор приводится в воздействие внеш-непроведенной тягой, которая связана с качалкой и стабилизатор-ным кабанчиком.

Рекомендуемые углы отклонения стабилизатора при облетах — 15° в обе стороны, причем по окончании доводки и знакомства автомобили они смогут быть увеличены до 25° без ущерба устойчивости горизонтального полета. Центровка находится в пределах 85—120 мм от передней кромки прифюзеляжного сечения крыла.

Сразу же отметьте для себя, что при вероятных перебалансировках, которые связаны с приведением управляемости модели в соответствие с вашими темпераментом и пилотскими возможностями, нужно предусмотреть и необходимую перестановку вывода корд из модели по ее длине. Дело в том, что совершенной для моделей для того чтобы типа есть обстановка, в то время, когда она летит совершенно верно по касательной к кругу или имеет самый незначительный выкос наружу.

В любом варианте натяжка при столь развитой боковой поверхности фюзеляжа столь громадна, что никаких мер по ее повышению принимать не нужно (кили ставятся совершенно верно на протяжении оси полукопии!). Поведение модели кроме того в верхних территориях пилотажной полусферы весьма надежное. Единственное, чего она «не обожает», так это «крутого» пилотажа в быстро порывистый сильный ветер. Действительно, речь заходит о таковой погоде, в то время, когда шанс разбить простую модель класса 2,5 смэ и без того более чем велик.

Двигатель в предложенном варианте конструкции — хорошая «калилка» рабочим количеством 2,5 см3 с воздушным винтом обратного вращения диаметром 160—165 мм и шагом около 100 мм. В прин-ципе, нет ничего, что мешает применить и хороший «дизель». Но в любом случае вам нужно мало потренироваться с запуском мотора шнуром, петля которого надевается на шип щеки особой опорной втулки винта, по окончании чего шнуо накручивается на втулку витка).

По окончании резкого плавного (в случае если вас смутит такое понятие, остановитесь на «сильном стремительном и плавном») рывка отлаженный двигатель, в большинстве случаев, заводится. Потренироваться и досконально отладить мотор возможно на стенде.

Напоследок хотелось бы захотеть удач как в постройке, так и в облетах столь необыкновенной полукопии. В то время, когда же вы всецело познакомитесь с ее пилотажными возможностями, уверены — бу-дете поражены не только вы, но и судьи.

Да, кстати: в предложенном выполнении полная масса модели находится в пределах 800 г. Оптимальная скорость полета по кругу в пределах 100—110 км/ч. На летныв характеристики по большому счету никакого влияния не оказывает вращающий момент винта, поскольку закрученный воздушный поток действенно спрямляется задней частью фюзеляжа.

В полете же кроме того на фигурах прорвзь в под-крыльевой территории фюзеляжа фактически ни при каких обстоятельствах не видна, поскольку в произвольных ракурсах закрыта ракетной подвеской и пилонами (не забудьте сымитировать все это!),—еще одно преимущество верного выбора самолета-прототипа.

Для «затравки»: на очереди юбилейная разработка еще одной неповторимой полукопии. Это «Вояджер» Берта Рутана, совер-шившй во второй половине 80-ых годов двадцатого века кругосветный беспосадочный перелет.

Модель с двумя моторами обещает быть весьма летучей, эффектной и… до забавного несложный. Но об этом — через годик.

В.

ТИХОМИРОГ


Случайные записи:

Посадка самолетов МиГ-29 и Су-25 на АУД. Взлет на боевое применение


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В полете — как настоящий…

    Кордовая модель самолета-высокоплана. Первые несложные кордовые модели. сделанные из пары дощечек, скоро надоедают начинающим моделистам — им, само собой…

  • Су-26 — кордовая полукопия

    Кордовый электролет с внешним едой. Сейчас у костромских авиамоделистов электролеты самый популярны. Одна из последних разработок лаборатории…

  • Учебная на радиоволне

    Какой быть модели для освоения радиопилотажа? Таковой вопрос ежегодно поднимается перед большим числом моделистов, решивших и, наконец, взявших…

  • Полукопия рекордного катера

    Желание создать эффектную, но довольно несложную модель-полукопию катера привело по окончании продолжительных поисков чертежей судов-прототипов к…