В полете — как настоящий…

08.12.2016 В мире моделей

Кордовая модель самолета-высокоплана. Первые несложные кордовые модели. сделанные из пары дощечек, скоро надоедают начинающим моделистам — им, само собой разумеется, хочется поднимать в атмосферу похожие на настоящие самолеты.

Предлагаем вам красивую кордовую модель самолета-высокоплана, которая великолепно смотрится в полете и имеет хорошие пилотажные качества, не обращая внимания на относительно маломощный двигатель — 1,5-кубовый МК-17 «Юниор». Модель изготовлена с минимальным применением бальзы — употреблялись по большей части сосновые рейки и липовый шпон.

КРЫЛО модели наборное, складывается из 12 нервюр, выпиленных из липовых пластин толщиной около 3 мм, соснового двухполочного лонжерона, и задней кромок и передней. Сборка крыла производится на стапеле, складывающемся из ровной доски-основания и двух реек, расположенных на протяжении задней кромок и передней; толщина их выбирается таковой, дабы хорды нервюр, опирающихся на них, и плоскость хорд крыла занимали горизонтальное положение.

Сборка подогнанных подробностей осуществляется пластифицированным (легко разжиженным ацетоном) эпоксидным клеем. По оси симметрии крыла вклеиваются две липовые бобышки, в которых просверлены отверстия диаметром 3 мм — через них при сборке модели пропускаются винты крепления крыла к фюзеляжу. Сама же центральная часть крыла обшивается липовым шпоном толщиной 1 мм.

В полете — как настоящий...

Геометрическая схема кордовой модели самолета-высокоплана с двигателем МК-17

Компоновка кордовой модели (на плановой проекции крыло, двигатель и капот условно не продемонстрированы):

1 — моторама (бук, пластина s8, облицованная 1-мм фанерой); 2 — капот (выклейка из стеклоткани на эпоксидном связующем); 3 — клин (бук); 4 — передняя стена (липа, пластина s3); 5,9 — винты крепления крыла; 6 — топливный бак емкостью 50 мл; 7 — крыло; 8 — основание ложемента крыла (фанера s4); 10 — верхний стрингер (сосна, рейка 5×5, 2 шт.); 11 — лонжерон (сосна, рейка 10×3, 2 шт.); 12 — киль (бальза s4); 13 — стабилизатор (бальза s4); 14 — руль высоты (бальза s4); 15 — тяга управления (дюралюминий, проволока O2); 16 — шпангоут № 4 (липа, пластина s3); 17 — нижний стрингер (сосна, рейка 4×4, 2 шт.); 18 — шпангоут № 3 (липа, пластина s3); 19 — шпангоут № 2 (липа, пластина s3); 20 — шпангоут № 1 (липа, пластина s3); 21 — колесо шасси; 22 — нижняя перегородка (липа, пластина s3); 23 — двигатель МК-17 «Юниор»; 24 — воздушный винт O180; 25 — рессора шасси (дюралюминий Д16Т, s2); 26 — опора шасси (бук); 27 — обшивка фюзеляжа (шпон липы s1)

Собранное крыло малкуется (выравнивается) посредством шкурки, наклеенной на ровную рейку.

Затем между полками лонжерона эпоксидным клеем фиксируется узел качалки управления, складывающийся из корпуса, склеенного из липовых реек, стальной оси, пары фторопластовых дистанционных втулок и фактически качалки, вырезанной из дюралюминия Д16Т.

Потом на качалке закрепляются тросики управления, каковые выводятся через отверстия облегчения в нервюрах и отверстия в пенопластовой законцовке крыла.

Готовое крыло обтягивается лавсановой пленкой толщиной 25 мкм посредством клея «Момент» и простого утюга либо фена (по стандартной разработке, неоднократно обрисованной в издании «Моделист-конструктор»).

ФЮЗЕЛЯЖ. Главными силовыми элементами фюзеляжа являются четыре липовых шпангоута, четыре сосновых стрингера и два сосновых лонжерона.

Моторама, вырезанная из буковой пластины толщиной 8 мм и облицованная с двух сторон 1-мм фанерой, завязана на лонжероны фюзеляжа, переднюю шпангоут и стенку фюзеляжа № 1.

Сборка фюзеляжа производится на стапеле в перевернутом положении. Сам же стапель — это затянутая полиэтиленовой пленкой ровная доска сечением примерно 150×30 мм, на которой размечены оси симметрии шпангоутов и плоскость фюзеляжа.

Для крепления на стапеле шпангоутов употребляются отрезки реек сечением 20×20 мм и длиной около 40 мм, прибитые гвоздиками к стапелю так, дабы между каждой парой хорошо входил соответствующий шпангоут.

Потом к зафиксированным так шпангоутам прикрепляются зажимами и булавками моторама, стрингеры и лонжероны. По окончании симметричности каркаса правильности и тщательной проверки сборки все стыки проклеиваются пластифицированным эпоксидным клеем.

Хвостовое оперение модели:

1 — киль (бальза, пластина s4); 2 — заклепка (мягкая алюминиевая проволока O1); 3 — кабанчик руля высоты (дюралюминий, лист s2); 4 — руль высоты (бальза, пластина s4); 5 — стабилизатор (бальза, пластина s4); 6 — петля навески руля высоты (капроновая тесьма)

Топливный бак:

1 — заправочная трубка (медь, трубка 4×0,5); 2 — дренажная трубка (медь, трубка 4×0,5), 3 — обечайка (белая жесть s0,3); 4 — трубка питания двигателя (медь, трубка 4×0,5); 5 — верхняя и нижняя крышки (белая жесть s0,3)

Крыло:

1 — законцовка крыла (пенопласт); 2 — косынка (липа); 3 — корпус узла качалки управления (липа, рейка 15×3); 4 — зашивка центроплана (липа, шпон s1,5); 5 — основание зашивки центроплана (липа, пластина s3); 6 — бобышка (липа, 2 шт.); 7 — лонжероны (сосна, рейка 10×3); 8 — задняя кромка крыла (сосна, рейка 12×6); 9 — нервюра (липа, пластина s3, 2 шт.); 10 — передняя кромка (сосна, рейка 6×6); 11 — ось качалки управления (сталь, проволока O3); 12 — распорная втулка (фторопласт, 2 шт.); 13 — качалка управления (дюралюминий, лист s2,5)

Готовый каркас выравнивается, к нему приклеиваются липовые передняя нижняя перегородка и стенка, фанерное основание ложемента крыла с заклеенными в него гайками с резьбой М3 для крепления крыла, и еще буковая опора рессоры шасси, кроме этого с заклеенными в нее 3-мм гайками.

Потом фюзеляж оклеивается 1-мм липовым шпоном, но перед данной операцией нужно закрепить в переднем отсеке топливный бак, спаянный из белой жести толщиной 0,3 мм. Наряду с этим заправочная трубка выводится через переднюю стенку фюзеляжа, а дренажная — через левую боковину. Эластичная трубка питания двигателя выводится в моторный отсек через нижнюю перегородку.

Таблица контрольных сечений крыла (профиль P-II-14 процентов)

Готовый фюзеляж вышкуривается, верхние стрингеры в зоне крепления крыла подрезаются по его профилю, по окончании чего поверхность фюзеляжа подшпаклевывается и окрашивается автоэмалью. Завершающим этапом отделки есть покрытие двухкомпонентным паркетным лаком, защищающим краску на поверхности от растворения ее горючим.

ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ складывается из цельнобальзовых стабилизатора и киля, вырезанных из пластин толщиной 4 мм. Руль высоты крепится к стабилизатору на петлях, воображающих собой отрезки плотной капроновой тесьмы, вклеенной в пазы руля и стабилизатора.

ШАССИ модели рессорное, с пластиковыми колесами диаметром 40 мм, позаимствованными от детской игрушки. Рессора вырезана из дюралюминиевой полосы толщиной 2 мм; к фюзеляжу она крепится парой винтов с резьбой М3.

Хвостовой костыль — из 2-мм металлической проволоки.

КАПОТ стеклопластиковый, выклеивается по мастер-модели из трех слоев стеклоткани на эпоксидном связующем. Мастер-модель вырезана из пенопласта, прошпаклевана пластилином и покрыта разделителем — супертонкой пищевой пленкой, применяемой для упаковки продуктов.

По окончании полимеризации смолы капот вышкуривается и покрывается автоэмалью. Для крепления употребляется упругость стеклопластиковой оболочки — подробность надежно «защелкивается» на фюзеляже, в то время, когда отверстия на капоте совпадают с полукруглыми выступами (головками винтов-саморезов) на фюзеляже.

ОТДЕЛКА модели осуществляется с применением самоклеющихся цветных пленок.

В частности, хорошо смотрятся вырезанные из чёрной пленки и наклеенные на двери «и» фюзеляж «окна», и цветные продольные полосы на боковинах модели.

И. СОРОКИН


Случайные записи:

Настоящий полет на Robinson R44 — мечты сбываются!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В полете — «гуппи»

    Тренировочная кордовая авиамодель. В судьбе каждого авиамоделиста-кордовика имеется собственная первая модель. В большинстве случаев, потом она у него…

  • В полете — «клен-7»

    Несложная радиоуправляемая модель самолета. Сразу же напомним, что статья эта запланирована на тех, кто предпочитает создавать радиоуправляемые модели не…

  • В полете низкоплан

    Воображаем радиоуправляемую модель самолета для тренировочных полетов. Прототипом послужила популярная среди моделистов различных государств авиамодель…

  • Миг-25: настоящий и полукопия

    Модели-копии, в случае если их принимать как в большей либо меньшей степени что-то напоминающее конкретные настоящие самолеты, были и будут самый…