-
Мини-вертолет свободного полета
29.05.2015 В мире моделей
-
Двухмоторная модель вертолета. Создание радиоуправляемых моделей вертолетов считается одним из самых сложных видов авиамоделизма. Так сложным, что на данный момент практически никто не делает такие модели самостоятельно — профильные компании взяли на себя изготовление точных узлов и деталей моделей вертолетов, и спортсмену остается только собрать из комплекта подробностей полноценную модель и обучиться ею руководить.
Но так было далеко не всегда. Первые модели геликоптеров представляли собой неизмеримо более простые конструкции, каковые имел возможность сделать любой моделист среднего уровня. Об одной таковой винтокрылой модели — кордовом автожире — совсем сравнительно не так давно рассказывалось в отечественном издании (см. «М-К» №11 за 2003 год).
В этом номере мы знакомим читателей еще с одним несложным летательным аппаратом — свободнолетающей моделью вертолета, у которой несущий ротор приводится во вращение установленными на лопастях компрессионными двигателями с воздушными винтами.
Полноразмерные вертолеты таковой схемы разрабатывались еще на заре авиации — конструкторов завлекало в ней то, что при вращении несущего ротора не появлялось реактивного момента — это разрешало обходиться без рулевого винта либо второго ротора, вращающегося в противоположную сторону.
Но все преимущества таковой схемы сводились на нет из-за огромных массово-инерционных черт несущего винта. В действительности — представьте себе несколько 100-сильных моторов с пропеллерами, установленных на вращающихся лопастях несущего винта! Но в модельных размерах такая схема была в полной мере работоспособной (влияние масштабного результата!), и с 1950-х годов соревнования моделистов-вертолетчиков заняли собственный законное место в календарях авиамодельных соревнований всех уровней.
Позднее, с возникновением маневренных радиоуправляемых мини-вертолетов, свободнолетающие винтокрылые аппараты были исключены из официально узаконенных — только издание «Моделист-конструктор» поддерживал энтузиастов этого вида моделизма в рамках ежегодных соревнований «Опыт», организатором которых был член редакционной коллегии «М-К» того времени кандидат технических наук И.К.Костенко.
Геометрическая схема двухмоторной свободнолетающей модели вертолета(на плановой проекции фюзеляж условно повернут)
Лопасть с двигателем:
1 — законцовка (липа); 2 полка лонжерона (сосна, рейка 3×8); 3 — нервюра (липа, пластина s2); 4 передняя кромка (сосна, рейка 6×6 мм); 5 топливопровод (полиуретановая трубка); 6 — полунервюра (липа, пластина s2); 7 втулка осевого шарнира лопасти (выклей-ка из стеклоткани); 8 — полка дополнительного лонжерона (сосна, рейка 3×8); 9— корневая нервюра (липа, пластина s10); 10 — раскос (липа, пластина s2); 11 стабилизатор лопасти (бальза, пластина s4); 12 — расходный топливный бак (белая жесть s0,3); 13 балка стабилизатора (дюралюминий, вязальная спица O3); 14 задняя кромка лопасти (сосна, рейка 5×15); 15 — двигатель КМД-2,5; 16 моторама (липа, 13x50x125)
Фюзеляж в сборе:
1 — центральная втулка несущего винта; 2 — хомут крепления подшипникового учла; 3 — подшипниковый узел центральной втулки несущего винта; 4 — основание фюзеляжа (фанера s4); 3 — бобышка крепления рессоры шасси (береза); 6 — поперечина (бальза); 7 — килевая шайба (бальза, пластина s3); 8 — лыжа шасси (дюралюминий, труба 6×1); 9 — рессора шасси (дюралюминий, труба 6х1); 10 — соединительный элемент (полиуретановая трубка); 11 — болт М3 с гайкой (4 компл.)
Свободнолетающая модель вертолета представляет собой летательный аппарат с двухлопастным несущим винтом, на каждой из лопастей которого установлен компрессионный двигатель типа КМД-2,5.
Ротор вольно вращается в подшипниковом узле, закрепленном в несложном фюзеляже.
Несущий винт модели напоминает несколько кордовых «бойцовок», сцепленных твёрдыми кордами, причем любая из лопастей по конструкции ничем не отличается от крыла авиамодели. Лопасти закреплены в центральной втулке винта шарнирно — посредством осевого и горизонтального шарниров.
Балансировка каждой из лопастей производится посредством горизонтального оперения— стабилизатора, установленного на двух балках из дюралюминиевых спиц диаметром 3 мм.
Питание двигателей осуществляется из расходных топливных баков, установленных конкретно за двигателями. Подпитка их производится из центрального бака, закрепленного на оси центральной втулки несущего винта.
Лопасти винта выполнены по хорошим модельным канонам — с нервюрами, лобиками, двухполочным лонжероном, и с задней и передней кромками. Обшивка — металлизированная лавсановая пленка.
Сборка лопастей производится в стапеле, что представляет собой ровную доску подходящих размеров, на которую наклеен плаз — чертеж лопасти в натуральную величину.
Дабы в ходе сборки подробности каркаса не прилипли к бумаге, последняя закрывается узкой полиэтиленовой пленкой. На протяжении задней кромок и передней закрепляются рейки, ограничивающие габарит лопасти по ширине.
Нервюры вырезаются из пластин легкой липы толщиной 2 мм. Дабы все эти подробности оказались однообразными, рекомендуем воспользоваться приспособлением, складывающимся из пары шаблонов профиля, сделанных из листового дюралюминия толщиной 3 мм, и двух долгих болтиков М5 с гайками.
С их помощью заготовки нервюр стягиваются в пакет и совместно обрабатываются — оптимальнееделать это посредством заточенного до бритвенной остроты ножа с ровным лезвием.
кромки и Полки лонжеронов сделаны из сосновых реек. 3 корневой части каркас лопасти усилен дополнительным лонжероном, увеличенным раскосами и количеством нервюр.
Между лонжеронами вклеивается долгая втулка с заложенной в нее осью — осевой шарнир лопасти. Втулку оптимальнеесделать из отрезка дюралюминиевой трубки либо выклеить из стеклоткани и эпоксидного связующего на подходящей цилиндрической оправке, ось — из дюралюминиевого прутка диаметром 4 мм.
В центре лопасти закреплена моторама из липы, на которой закрепляются двигатель КМД-2,5 и спаянный из белой жести толщиной 0,3 мм расходный топливный бак.
Полиуретановая трубка топливопровода, соединяющая расходный топливный бак с центральным, прокладывается через отверстия, просверленные в нервюрах лопасти. Монтажные площадки на мотораме, расположенные под полками крепления двигателя, направляться усилить буковыми пластинами толщиной 3 мм.
Обшивка лопастей — лавсановая пленка (оптимальнеесмотрятся лопасти, обтянутые пленкой с зеркальным покрытием); обтяжка этим материалом каркасов производится по классической модельной разработке посредством клея БФ-2 и простого утюга.
Стабилизатор — цельнобальзовый, из пластины толщиной 4 мм.
Как уже упоминалось, с крылом стабилизатор соединяется посредством двух дюралюминиевых вязальных спиц диаметром 3 мм — подгибая их. возможно поменять установочный угол стабилизатора, что, со своей стороны, разрешает регулировать угол атаки лопасти несущего винта. Оптимальный угол атаки — около 10 градусов.
Основанием фюзеляжа есть фанерная пластина, на которой смонтированы подшипниковый узел несущего винта, шасси и стабилизатор.
Подшипниковый узел представляет собой отрезок дюралюминиевой трубы, в которой сделаны проточки под шариковые подшипники № 26. На фюзеляже данный узел закреплен посредством пары дюралюминиевых хомутов, болтиков с резьбой М3 и гаек.
Центральная втулка:
1 — ось лопасти несущего винта (дюралюминий, стержень O5); 2 — крепление оси на вилке (гайка М4); 3 — вилка (дюралюминий. лист s2,5); 4 — центральный топливный бак (полиэтиленовый флакон емкостью около 50 мл): 5 — корпус втулки (дюралюминий, лист s2.5); 6 — вал несущего винта (дюралюминий); 7 — крепежные элементы (гайка М4 и шайба); 8 — ось горизонтального шарнира лопасти (болт М3 с гайкой)
Подшипниковый узел несущего винта:
1 — вал несущею винта (дюралюминий); 2 — подшипниковый корпус (дюралюминий, неотёсанна 22×2.5); 3 — шариковый подшипник № 26; 4 — крепежные элементы (гайка М4 и шайба)
килевые шайбы и Поперечина — цельнобальзовые. Рессоры шасси, согнутые из дюралюминиевых трубок диаметром 6×1 мм, закрепляются в бобышках, приклеенных к основанию фюзеляжа.
лыжи и Рессоры шасси соединяются посредством полиуретановых трубок. По окончании сборки к каркасу приклеиваются пенопластовые боковины. Подготовленный так фюзеляж вышкуривается, грунтуется эпоксидным клеем, выравнивается двухкомпонентной автомобильной шпаклевкой, еще раз вышкуривается и окрашивается автоэмалью.
Центральная втулка складывается из корпуса, согнутого из дюралюминия толщиной 2,5 мм, двух вилок из того же материала, шарнирно соединенных с корпусом, и центрального топливного бака, сделанного из пластикового цилиндрического флакона из-под лекарств либо косметики. Кстати, перед сборкой необходимо в обязательном порядке проверить, не растворяется ли материал флакона компонентами горючего.
направляться упомянуть, что условиями соревнований «Опыт» свободнолетающие модели вертолетов должны были иметь таймер, ограничивающий время полета модели. Но для демонстрационных полетов устанавливать это устройство совсем не обязательно — достаточно при запуске заправлять центральный бак порцией горючего на определенное время полета — от трех до пяти мин..
По окончании прекращения работы двигателей модель в полной мере устойчиво авторотирует, наряду с этим самоориентирующиеся лопасти машинально уменьшают собственный угол атаки.
И. СЕРЕБРЯНЫЙ
Случайные записи:
Гомельчанин собрал мини-вертолёт и снимает красоты области с высот птичьего полёта
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Несложную конструкцию планера внесли предложение германские авиамоделисты Г. Юнг и К. Розе (рис. 1). Модель владеет хорошими летными качествами и…
-
Учебная кордовая модель самолета. Эта кордовая модель — тренировочная, равно как для авиамоделиста-конструктора, так и для авиамоделиста-пилота….
-
Дорогие парни! Собственную модель предлагает вам Николай Куранов, ракетомоделист из Иваново. Модель совершила около 100 полетов. Она несложна в…
-
Кордовая модель автожира с двигателем МК-17. Читателям издания «Моделист-конструктор» нет необходимости растолковывать, что такое автожир. Но нынешние…
-