На корде — «вятка-2,5»

10.12.2010 В мире моделей

У автомоделистов-гонщиков как-то не принято давать моделям имена. Возможно, исходя из этого первое, о чем мы задали вопрос автора данной ни на что не похожей модели, о происхождении ее заглавия — «Вятка». Вместо ответа конструктор снял с модели легкий стекло-пластиковый обтекатель.

В плане она была весьма похожей по компоновке на выпускавшийся много лет отечественный мотороллер ВП-150 «Вятка»: консольно закрепленный на двигателе блок задних колес, двигатель — сбоку от продольной оси.

Как нам представляется, такал схема заинтересует все категории автомоделистов — от начинающих до маститых.

Первым она сулит достижение и относительную простоту изготовления хороших результатов кроме того без форсировки двигателя, а умелым спортсменам — самые высокие скорости при применении форсированных моторов.

Необходимость таковой автомодели появилась у нас, в то время, когда шепетильно сберегаемые для новичков комплекты «Темп» в итоге были использованы и отработали собственный.

Хотелось сконструировать столь же несложную, доступную для начинающих и одновременно с этим более современную гоночную автомодель, нежели всем узнаваемый «Темп».

Сначала договорились, что модель будет без зубчатой передачи. И дело кроме того не в том, что в автомодельном кружке ее не изготовить. В итоге возможно подобрать и готовые шестерни от ветхих механизмов либо устройств. Дело в солидных утратах при передаче мощности через зубчатую пару и кардан.

ответ наряду с этим — консольно закрепить колеса на коленвале двигателя. Поразмыслили, посчитали. И с сожалением осознали, что нагрузки на подшипники коленчатого вала микродвигателя значительно превысят допустимые.

А вдруг надеть на вал двигателя стакан-маховик? И уж на него — колеса.

Вправду, при таком размещении колес компоновка начала принимать в полной мере закономерный вид.

На корде - «вятка-2,5»

ГОНОЧНАЯ АВТОМОДЕЛЬ «ВЯТКА-2,5».

Первые же прорисовки и расчеты продемонстрировали, что нагрузки на подшипники стали в полной мере допустимыми для микродвигателя КМД-2,5. Мидель «фюзеляжа» уменьшился если сравнивать с «Темпом» и был соизмеримым с как громадным поперечным сечением чемпионатных гоночных автомоделей.

К тому же такая компоновка «породила» маховик — его функцию делает массивная металлическая ступица, на которой закрепляются оба ведущих колеса.

Громаднейшие трудности при реализации схемы позвала прорисовка моторамы. Дебаты около нее продолжались бы, возможно, целую вечность, но в один прекрасный день на моем столе был вырезанный из фанеры и склеенный на скорую руку макет. Практически таковой, что изображен на чертеже. Создатель же конструкции захотел остаться малоизвестным.

Мы с признательностью воспользовались «неизвестной» схемой. Моторама, сделанная в соответствии с нею, оказалась несложной, компактной и прочной. К тому же она допускала бессчётные модернизации «Вятки».

Так, силовой блок, включающий в себя ступицу-маховик, два обрезиненных ведущих колеса, хорошо посаженных на ступицу и закрепленных винтами, мотораму и двигатель КМД-2,5, вышел технологичным и, в случае если возможно так выразиться, функциональным. И вправду — всего четыре подробности: три точеных и одна фрезерованная.

Компоновка гоночной автомодели:

1 — качалка передней подвески (Д16Т), 2 — ось передней подвески, 3 — амортизатор, 4 — гайки и винты крепления обоймы амортизатора, 5 — рама, 6 — винты крепления моторамы, 7 — двигатель КМД-2,5, 8 — винты М3 крепления двигателя, 9 — трубка питания двигателя, 10 — дренажная трубка, 11 — топливный бак, 12 — гайка крепления ступицы, 13 — ступица-маховик, И — задние колеса с наварной резиной, 15 — моторама (Д16Т), 16 — винт М3 крепления бака, 17 — штифт фиксации бака, 18 — кронштейн, 19 — заслонка, 20 — «антенна», 21 — передняя ось (30ХГСА), 22 — «покрышка» переднего колеса (наварная), 23 — диск переднего колеса, 24 — подшипник, 25 — гайка крепления переднего колеса.

Решить вопрос об устройстве переднего «моста» выяснилось совсем не просто.

Одни предлагали насадить передние колеса на два проволочных уса, другие — сделать пружинную амортизацию с гидравлическим успокоителем… В итоге остановились на варианте «резиновой» подвески. Ответ примирило многих. Дело в том, что резина владеет более высокими демпфирующими особенностями, нежели пружинная сталь, а подбором упругости и формы амортизаторов возможно добиться желаемых черт.

Сейчас нужно соединить передний мост с ведущим — и модель скомпонована.

самый рациональный метод — посредством металлического либо дюралюминиевого швеллера. На него легко монтируются и передний мост, и задний. С таким узлом не нужно капотировать модель снизу и сбоку.

Важной была и надежная конструкция автомата остановки. Решили выключать микродвигатель, перекрывая подачу воздуха в карбюратор. Для «Вятки» данный метод был самым реализуемым: скошенную футорку надежно захлопывала несложная подпружиненная заслонка.

И последнее, о чем следовало поразмыслить, — топливный бак. Для автомодели таковой компоновки больше всего подошла однокамерная «доилка» — так как она полностью избавлена от влияния центробежных сил на подачу горючего в карбюратор.

Начали с моторамы.

Для нее потребовался дюралюминиевый брусок размером 40X57X142 мм. Фрезерование окон под двигатель и ступицу велось с разметкой «по месту», другими словами сперва в обеих стенках просверливались отверстия диаметром пара громадным, чем у носка двигателя, а после этого по установленному на раме КМД-2,5 совершенно верно размечались контуры отверстии.

Ступица-маховик — из стали 30ХГСА, закаленной до ?в = 120 кгс/мм2.

Громаднейшее внимание »уделили разделке отверстия под конус вала двигателя. Дабы посадка была плотнее, рекомендуем воспользоваться отечественным опытом: подгонять конус в ступице «по краске» с применением в качестве калибра посадочного конуса вала двигателя. Колеса на ступице не должны иметь люфтов.

Силе вой блок планирует в следующем, порядке: вовнутрь рамы вкладываются диски колес, а после этого в мотораму через боковое окно вводится ступица, и колеса винтами закрепляются на ней; потом на раме устанавливается двигатель, и в последнюю очередь затягивается гайка, фиксирующая ступицу на валу микродвигателя.

Раму «Вятки» согнули из страницы дюралюминия толщиной 2,5 мм, обстучали по оправке и обрезали так, как продемонстрировано на чертеже.

Устройство автомата остановки двигателя КМД-2,5:

1 — двигатель, 2 — футорка карбюратора, 3 — резиновая прокладка, 4 — заслонка, 5 — крючок фиксатора, б — кронштейн, 7 — «антенна», 8 — прижимная пружина 9 — ось заслонки.

Передний мост модели — двуплечая качалка, с одной стороны которой находится передняя ось, а с другой — рычаг. Сама качалка выпилена из дюралюминиевого страницы толщиной 10 мм.

Обойма для двух резиновых амортизаторов — из металлической полосы толщиной 2,5 мм. степень и Форму упругости резиновых амортизирующих шайб подбирали умелым методом. Она зависит от качества и массы модели беговой дорожки.

Топливный бак — жестяной, паяный. Предварительно по месту была сделана древесная болванка, и уже по ней вырезаны, согнуты и спаяны отдельные подробности.

Дренажная трубка проложена по верху бака (изнутри), припаяла по всей ее длине. Перед окончательной сборкой бака в его стены, примыкающие к мотораме, впаиваются два винта — одним из них бак крепится к уху на мотораме, а второй есть необычным штифтом.

На «Вятке-2,5» испытывалось два обтекателя — один стеклоэпоксидный, второй — долбленный из липы.

Справедливости для направляться подчернуть, что трудоемкость изготовления того и другого приблизительно однообразна, иное дело, в случае если таких моделей делается пара.

Кордовая планка -— стандартная. Закрепляется она совершенно верно по центру тяжести модели. Учтите, что сконструирована «Вятка» с учетом ее перемещения по кордодрому против часовой стрелки.

И. СЕРГЕЕВ


Случайные записи:

Как лошадь гонять на корде


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Волчок на корде

    Вы ни при каких обстоятельствах не вспоминали над тем, что на вашей гоночной автомодели установлен хороший гироскоп, да и несколько? А ведь они…

  • На корде-скоростная «утка»

    Необыкновенная «юниорская; модель класса r2А. чертежи и описание которой были размещены в «М-К» № 10 за 1993 год, сообщила неожиданное влияние на базы…

  • На корде — скоростная а-1

    Скоростные кордовые модели пользуются особенной популярностью среди судомоделистов СССР. В соответствии с судов моделей и классификации кораблей они…

  • Автожир на корде

    Модель автожира спроектирована и выстроена в лаборатории авиамоделизма клуба юных техников Сибирского отделения АН СССР. Ее создатель — выпускник…