На старте «стратос»

22.01.2013 В мире моделей

Имеется у трассового моделизма особенно привлекательная черта: не обращая внимания на сравнительную простоту моделей, они дают простор для творческой работы детской мысли, развития конструкторской фантазии. Иллюстрацией этого положения может служить работа отечественного кружка над моделью автомобиля «Стратос» (рис. 1). Сравнительно не так давно столичный завод «Юный техник» начал производить двигатель ДП-15.

У него имеется два совсем очевидных преимущества: его мощности хватает, дабы двигать модель, и он до тех пор пока в полной мере дешёв. Еще один плюс: при расчете редуктора возможно ориентироваться на цилиндрические шестерни для электробритв, каковые продаются в качестве запасных . частей. Минусы — вес и габариты — при работе начинающих моделистов возможно не учитывать.

редуктор и Двигатель сходу предопределяют выбор прототипа для копирования: автомобиль с закрытыми колесами (класс С — трассовый).

На картинках 2 и 3 представлен чертеж модели, созданный в отечественном кружке, исходя из вышеуказанных предпосылок.

С первого взора модель думается сложной, а число ее подробностей — чересчур громадным.

Задачу возможно было бы решить значительно несложнее, применив панельную раму из листового дюралюминия, с отбортовками, в отверстия которых вставляют паразитной шестерни и оси колёс. Вправду, одна такая рама может заменить сходу около 10 подробностей, но ее изготовление и разметка дли детей далеко не легкое дело.

На отечественный взор, предлагаемая конструкция целесообразна как раз из-за простоты каждой отдельной подробности.

Размеров, требующих при изготовлении абсолютной точности, мало, они подгоняются по месту. В случае если и не оказалась подробность, ее не жалко выкинуть и за 3 60 секунд сделать новую.

Затевать нужно с подмоторной рамы. По чертежу выгибают подробности 33 и 39 и соединяют их между собой, как продемонстрировано на чертеже.

Вырезают из жести опорные площадки 26 и 29 с припуском под загиб, бережно отгибают под прямым малым и углом борта числом олова прихватывают рамку лишь по стороне спиц, лежащих ближе к центру модели. Отрезают ножницами лишний припуск, обжимают отбортовку плоскогубцами и пропаивают совсем. После этого прихватывают припоем распорки 51. Вырезают, изгибают на двигателе и припаивают упор 38.

Пробивают в площадках отверстия под фиксаторы. Из мягкой скрепки выгибают фиксаторы 18 в виде буквы П, вставляют снизу в отверстия, делают на финишах крючки, после этого отрезают лишнюю проволоку.

Рис.

1. Компоновка главных агрегатов и размещение водителя в автомобиле «Стратос».

На старте «стратос»

Рис.

2. сечение кузова и Внешний вид модели машины «Стратос» (масштаб 1:24).

Засунув в шестерню 48 переходную втулку 19, надежно припаивают ее к валу двигателя, стараясь не залить зубья припоем. Двигатель устанавливают на подмоторную раму и стойки фиксаторов стягивают узким эластичным проводком. Под стойки возможно подложить кусочки узкой резины.

Шестеренка 43, играющая роль паразитной, требует некоей доделки.

Сверлом O 6 мм, зажатым в ювелирные тиски, рассверливают (диаметр сверл возможно увеличивать неспешно) осевое отверстие. В углубление вставляют шариковый подшипник с наружным O 8 мм и упорную втулку 47. В качестве оси лучше применять подходящий винт с фиксирующей гайкой. Подшипник контрится пружинным 14 кольцом и штифтом 13 (последнее входит в набор шестеренки).

Стойку паразитной шестерни 21 вырезают из жести, загибают и для жесткости опаивают по контуру проволокой. Затем в отверстие вставляют ось шестерни и затягивают гайкой. Собранный узел ставят на раму, снабжая нужный зазор в зацеплении, по окончании чего стойку припаивают.

В другом варианте шестерню без переделок надевают на ровную ось, которую впаивают или между двумя щеками стойки, или припаивают консольно к одной щеке.

Изготовление заднего моста особенной сложности не воображает.

Контактно-направляющий узел самая ответственная часть модели. Его задача — обеспечить большую надежность токосъема. Выпиленный из оргстекла поводок 10 имеет три отверстия O 1 мм под посадку с натягом балок _ рычага 15, 23 и 50.

Одно из отверстий сверлится «в тело» продольной оси на глубину 2—4 мм, как продемонстрировано на линии же. Выступающие из отверстий финиши необходимо опилить надфилем. Задние финиши балок припаивают к втулке 27, а посередине балку усиливают стяжкой 22.

Рычаги токосъемников 12 выпиливают лобзиком из оргстекла либо гетинакса и сверлят либо прокалывают отверстия. Токосъемники 11 с припаянными проводками надежно прикручивают к рычагам узкой бронзовой проволокой (финиши проволочек по окончании закрутки откусить). регулировочные втулки и Рычаги 7 последовательно насаживают на ось, проходящую через поводок, и закрепляют гайкой. Втулками 7 возможно регулировать положение токосъемника по ширине токонесущей шины.

Рычаги должны вращаться на оси вольно.

Вырезанные из жести серьги 16 собирают на одной оси 49 с контактно-направляющим узлом, стягивают гайкой и припаивают к подмоторной раме. Затем гайку легко отпускают так, дабы поводок вольно вращался на оси.

На переднюю ось 2 надевают осевые втулки 3, ограничительные шайбы 4 и трубку 6. Последняя должна иметь свободную посадку и легко вращаться. Ограничительные шайбы припаивают.

Круглую авиамодельную резнику 9 продевают в проушины рычагов токосъемников, пропускают под трубкой, заводят под стяжку, обогнув втулки, и закрепляют на двигателе. Резинка делает, как видно из рисунка 2, сходу три функции: формирует маленькой вращающий момент на рычаге токосъемника, что ликвидирует зазор между токонесущей шиной и токосъёмником, подрессоривает снизу переднюю ось и, наконец, нагружает моментом поводок, что так остается в направляющем пазу при подскоках передней части модели.

Остается изготовить опору 36 и припаять ее по месту.

Выбор прототипа для копирования кузова, пожалуй, самая приятная операция при постройке. Как мы уже писали, как раз желание самому воспроизвести формы полюбившегося автомобиля довольно часто есть обстоятельством увлечения трассовым моделизмом.

Вот из-за чего лучше пара упростить формы модели при копировании, чем вовсе отвергнуть ее по причине того, что вы мало верите в свойство 13-летнего моделиста с достаточной точностью воспроизвести какой-нибудь изгиб корпуса.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
В этом отношении особенно «не везет» моделям класса С (закрытые колеса, кузов простого типа), копировать эти модели сложно, а особенной популярностью они не пользуются, потому, что в их конструкции отсутствуют те подробности, каковые так украшают внешний вид маленькой автомобили.

В то время, когда встал вопрос о том, что выбрать в качестве прототипа для копирования корпуса под модель с закрытыми колесами, отечественные парни все единодушно назвали экспериментальный автомобиль итальниской компании «Лянча» «Стратос» (рис.

1 и 2).

Клиновидный корпус автомобили поражает строгой логикой линий. «Стратос» сходу завлекает внимание как необычностью, так и элегантностью внешнего вида: думается, формы его скупы, но они владеют большой ясностью. Кроме того на чертеже все проекции корпуса полны динамики, а вид позади формирует чувство, что машина быстро удаляется от вас.

Аэродинамические обводы «Стратоса» так идеальны, что действенный обдув двигатели осуществляется через простые жалюзи, потому, что поток воздуха подходит к ним незавихрениым. У данной автомобили имеется собственная изюминка — она самая низкая в мире, высота ее всего 84 см (это приблизительно высота газовой плиты).

Тяжело представить более успешный прототип для трассовой модели — широкая колея, приемлемая база, широкие задние колеса, достаточное место в кроме того для для того чтобы мотора-мастодонта, как ДП-15. Маленькие боковые стекла у «Стратоса» плоские, а переднее изогнуто только легко. Это сходу снимает вопрос о необходимости изготовлении сложных болванок дли штамповки остекления.

Рис. 3. Шасси модели (кузов снят):

1 — колесо переднее в сборе, 2 — ось передняя (вязальная спицаO2 мм), 3 — осевая втулка (полиэтиленовая трубка от стержня шариковой ручки), 4 — упорная шайба, 5 — винт М2,5 l = 15 мм, 6 — трубка (полиэтиленовая трубка), 7 — втулка регулировочная (полиэтиленовая трубка), 8 — гайка М2,5, 9 — резинка, 10 — поводок (оргстекло толщиной 3 мм), 11 — токосъемник (оплетка провода), 12 — рычаг токосъемника (оргстекло либо гетинакс толщиной 1,5 мм), 13 — пружинное кольцо, 14 — штифт (белая жесть либо расплющенная проволока), 15 — верхняя балка (спица O 1 мм), 16 — серьга (белая жесть), 17 — подкладка (губчатая резина), 18 — фиксаторы (канцелярская скрепка), 19 — втулка переходная (медь, латунь), 20 — электродвигатель ДП-15, 21 — стойка паразитной шестерни (белая жесть), 22 — стяжка (белая жесть), 23 — правая балка (спица O 1 мм), 24 — подшипник передний (белая жесть с усилителями из спиц), 25 — гайка М2,5, 26 — передняя опорная площадка (белая жесть), 27 — втулка-подшипник (трубка с внутренним O 2,5 мм), 28 — стяжка фиксаторов (провод), 29 — задняя опорная площадка (белая жесть), 30 — колесо заднее в сборе, 31 — шайба упорная, 32 — задний подшипник (бронзовая и латунная трубка), 33 — правая полурамка (спица O 1 мм), 34 — кронштейн (белая жесть), 35 — элемент жесткости (скрепка), 36 — задняя опора корпуса (белая жесть), 37 — опора кронштейна (спица O 1,5—2 мм), 38 — упор двигателя (белая жесть), 39 — полурамка левая (спица O 1 мм), 40 — шестерня ведомая Z = 43, 41 — водило (белая жесть), 42 — ось задняя (спица O 2 мм), 43 — шестерня паразитная Z=43, 44 — винт М2,5 l=12, 45 — гайка М2,5 (2 шт.), 46 — шариковый подшипник O 8X2,5 мм, 47 — упорная втулка (возможно изготовить, отрезав финиш колпачка от шариковой ручки), 48 — шестерня ведущая Z = 11, 49 — винт М2,5 1 = 15 мм, 50 — балка левая (спица O 1 мм), 51 — распорка нижняя (спица O 1 мм).

Корпус возможно выполнить полностью из пенопласта. Снизу нужно выбрать полость, достаточную для установки шасси. Полностью прорезают отверстия под лобовое стекло и под боковые углубления. Наклонные плоскости в последних имитируются вклейками из картона. Корпус обмазывают эпоксидной смолой, шпаклюют и красят яркой нитроэмалью.

Но направляться учесть, что при таком методе изготовления корпуса тяжело добиться, дабы он имел свойственную прототипу граненость, при которой сечение корпуса формируется не лекальными кривыми, а отрезками прямых, сопряженных по относительно малым радиусам. Тяжело бережно выполнить кроме этого и сложную выштамповку на крыше автомобиля для рамы лобового стекла. Исходя из этого лучше сделать корпус способом обратной выклейки из стеклоткани и эпоксидной смолы.

Для этого сперва совершенно верно по чертежу делают древесную болванку (конечно, без боковых углублений), плоскость разъема предусматривают по основной диагонали вида сбоку.

На каждую половинку по окончании обмазки поверхности восковой мастикой делают из смолы и стеклорогожки собственную твёрдую матрицу. Внутренняя поверхность матрицы дорабатывается, смазывается мастикой, и по ней уже совсем выклеивают половники корпуса.

После этого вырезают нужные отверстия, половники склеивают, имитируют углубления, жалюзи и т. д. По окончании полировки и окраски в корпус вклеивают бобышки с резьбовыми отверстиями. В эти отверстия ввертывают винты, притягивающие корпус к подмоторной раме. Винт третьей задней опоры ввертывается в подробность, имитирующую коробку скоростей.

Мы до тех пор пока ничего не сообщили о колесах. Умелые моделисты смогут выточить их диски на токарном станке и отполировать. Нужно лишь предусмотреть надежную передачу крутящего момента с оси на колесо. Более несложный метод пребывает в применении кружков губчатой резины, сжатых щеками — кнопками для одежды (см. «М-К» № 1, 1978 г.). Маленькая кнопка прекрасно воспроизводит центральную часть колеса но нужно предусматривать и остальные элементы колпака.

Лучший метод: на проточенной до нужного размера и отполированной горловине тюбика от зубной пасты краской выполнить нужные зачернения, поджать его кнопкой к резине и кнопку припаять к оси.

При соприжеиии корпуса и шасси критическим есть сечение 8. Потому, что толщина корпуса модели довольно значительно больше, чем у настоящей автомобили, при правильном соблюдении масштаба задние колеса будут в обязательном порядке цепляться.

Исходя из этого нужно или пара уменьшить ширину задних колес, или ненамного сузить их колею.

Модель особенно прекрасно «трудится» на автострадах с малым числом скоростных участков и с солидным числом поворотов, поскольку ее центр тяжести вынесен пара вперед против простого, что сокращает возможность сильного заноса.

Сохраняем надежду, что отечественный «Стратос» не подведет вас на соревнованиях!

СХЕМА ОКРАСКИ МОДЕЛИ

Корпус — кирпично-оранжевый, жалюзи — тёмные, задняя решетка — тёмная, остекление тонировано синим цветом, плоскость перед ветровым стеклом — белая с узкими и нередкими тёмными поперечными полосами. Геральдика на прототипе отсутствует. Спереди имеется лишь марка компании «Лянча» светло синий цвета, на шинах простая марка компании.

На колпаках хромированы лишь радиальные спицы.

Выхлопные трубы хромированы. Рисунок протектора близок к вафельному.

И. НИКОЛАЙЧУК


Случайные записи:

На старт, внимание, март! — Уральские пельмени (2011)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ключ на старт!

    — Ключ на старт! — Внимание, пуск! Модель легко приподнялась на направляющих, после этого, набирая скорость, скоро провалились сквозь землю в синеве…

  • На старте — р-12

    На проходившем в 2013 году в подмосковном городе Жуковский Интернациональном космическом салоне (МАКС-2013) с успехом демонстрировали свои работы юные…

  • На старте — р-14

    Ракета 8К65 — одноступенчатая, с жидкостным ракетным двигателем и с несущими топливными баками. В качестве компонентов горючего были в первый раз…

  • На старте — одноступенчатые

    Космос кличет мальчишек. Сейчас чуть не каждый школьник грезит стать астронавтом так же, как в далекие 30-е годы их сверстники мечтали авиацией. И как…