От прототипа к копии

03.06.2011 В мире моделей

В первую очередь разрешите задать вам вопрос: может ли школьник-судомоделист вправду собственными руками, без помощи начальника кружка, создать хорошую копию армейского корабля? Точно ответ будет отрицательный.
Но мальчишкам, наглядевшимся на изумительные, сложнейшие модели собственных старших товарищей-спортсменов, само собой разумеется, хочется сходу взяться за постройку таких же.

И вопреки всем рекомендациям начальников кружков парни, не имея фактически никакого опыта, принимаются за работу. Причем за базу, будьте уверены, выберут самый сложный корабль!

О том, к чему приводят такие начинания, сказать не приходится. Принципиально важно второе.

По всем законам мальчишечьей психологии по окончании того, как будет закинута столь сложная копия (практически во всех случаях паренек скоро сам осознаёт бессмысленность затеянного дела, в особенности по окончании окончания одного-двух узлов, каковые выходят из-под его рук «не весьма хорошими»), взяться за простые модели оказывается очень непросто. Так как утрата необычного «престижа» для мальчишки — чувство очень болезненное.

А тут получается, что по окончании того, как он поведал всем, какую «классную» модель он не так долго осталось ждать выстроит, ему приходится садиться за несложную учебную…

Но выход из аналогичного положения имеется. Отговорить новичка от выдумки с моделью армейского корабля значительно чаще немыслимо.

А это и не требуется делать! Несложнее подобрать корабль-прототип, изготовление которого будет реально для юного копииста кроме того при большом масштабе копирования.

Жаль лишь, что выбор несложных копий очень ограничен. Торпедные катера?

Но и они при кажущейся внешней простоте имеют множество тяжело воспроизводимых элементов. Достаточно отыскать в памяти те же торпедные аппараты либо механизмы постановки якорей!

Но существует еще более несложный прототип.

Это — известные полуглиссерные катера днепровской флотилии, прославившиеся на протяжении боевых действий последних дней второй мировой. Посредством таких десантных микросудов отечественными армиями было решено множество задач по переброске техники и людей на Шпрее и в самом Берлине.

Достаточно отыскать в памяти только пара цифр: на полуглиссерах и буксируемых ими понтонах за пара дней переправлено 16 тысяч бойцов, 600 миномётов и орудий, 27 танков, много повозок с другими грузами и боеприпасами! (Детально действия полукатеров обрисованы в одном из выпусков «Морской коллекции» — «М-К» № 4 за 1987 год. В этом же номере вы сможете отыскать две цветных проекции катера ПГ-117, требуемые в качестве документации по окраске модели-копии).

От прототипа к копии

Легкий полуглиссирующий катер.

проекция и Деталировка катера «корпус» выполнены в масштабе 2 : 1 довольно неспециализированного вида.

Итак, в отыскивании прототипа мы останавливаемся на военных полуглиссерах, созданных на базе популярных в свое время прогулочно-туристских катеров НКЛ-27.

В первую очередь необходимо верно выбрать масштаб копирования.

Из перечня которых рекомендуют правилами соревнований по судомодельному спорту СССР выбираем 1:10 или 1:15. Последний разрешит выстроить модель самый распространенного среди спортсменов-школьников класса ЕК-500. В таком варианте микрокатер должен иметь длину 480 мм, водоизмещение — 1450 кг : 153 = 0,43 кг и масштабную скорость хода — 50 м : 20 с = 2,5 м/с. Уложиться в эти границы не образовывает особенного труда.

В качестве силовой установки употребляется набор «двигатель-дейдвуд-винт», серийно производимый отечественной индустрией для судомоделистов. Источник тока — 4—5 батарей № 343 (R14).

Модель класса ЕК (1 : 10).
Для получения чертежа модели в натуральную величину расширить его в шесть раз довольно журнальной публикации.

Для постройки модели в масштабе 1 : 15 от ватуры чертежи расширить в четыре раза. Доступ к заднему блоку питання — через съемный диван, к переднему блоку питания — через люк в палубе. Штриховкой продемонстрировано недопустимое повышение площади руля, искажающее обмерную длину модели.

Конструкция типового шпангоута:

1 — обшивка корпуса (по всему периметру — липовые рейки 2X5 мм, последовательно подгоняемые друг к другу и устанавливаемые на собранном каркасе на эпоксидном клее), 2 — шпангоут (фанера толщиной 1,5 мм), 3 — силовые стрингеры (липа сечением 4X4 мм, по окончании окончания сборки каркаса малковать), 4 — поддерживающий стрингер (липа сечением 3X3 мм), 5 — киль (фанера 2 мм, начиная от шп. № 4 и дальше — липовая рейка 10X12 мм — по окончании увязки двигательной дейдвуда и установки по возможности уменьшить), 6 — мидельвейс (липа 3X6 мм).

Схема двухпозиционного регулятора оборотов двигателя для мощности не более 50 Вт.

Установка искрогасящего элемента.
Используется для уменьшения искрения в щеточном механизме (требованиям подавления уровня помех не удовлетворяет).

Преимущество для того чтобы блока в достаточной для нескольких заездов с постоянной скоростью емкости и малом внутреннем сопротивлении.

Масса блока питания не превышает 210 г, двигательной установки — 70—80 г. Личная масса катера должна быть в пределах 150 г. Это в полной мере настоящая величина для маленькой несложной модели, основное — не переборщить с толщиной слоя окраски и отделки. В случае если катер получается более тяжелым, он не будет соответствовать прототипу по осадке (правила оговаривают необходимость в параллельном положении ватерлинии уровню воды на неподвижной копии, осадка по миделю не должна быть больше масштабное значение более чем на 10 процентов).

В крайнем случае возможно расширить водоизмещение до 490 г (сама модель — 210 г). В этом случае катер останется еще в пределах правил по копийности осадки. Но требуемая скорость будет достигаться на пределе мощности двигателя.

Но имеется два вторых способа, разрешающих добиться стабильности скорости при некоем резерве мощности. Нет, это не повышение числа батарей либо переход на аккумуляторная батареи.

Достаточно прикрепить к пластиковому корпусу двигателя два магнита от малых мебельных защелок, как не только возрастет мощность — улучшится и КПД электромоторчика! Фиксировать магнитики возможно любым методом. Принципиально важно только верно их разместить.

Дело в том, что их задача — усилить и стабилизировать магнитное поле статора (в серийном двигателе поставлен металлический магнит, что заметно теряет собственные свойства при маленькой перегрузке, не восстанавливая их), исходя из этого магнитное поле добавочных магнитов должно складываться с полем главного. Положение добавочных — перпендикулярно местам ламелей питания, ориентировка магнитиков — долгой стороной на протяжении оси вала.

Второй метод достижения резерва по мощности с одновременным понижением массы суденышка — применение пальчиковых батарей. Масса каждой около 14 г, на борту легкой модели их размещается до 10 штук. Лучший вариант — два запараллеленных блока по 4 батареи в каждом.

Но емкость пальчиковых батарей намного меньше, чем у 343, исходя из этого нужно будет следить за тем, дабы они были свежими, и достаточно довольно часто заменять их для стабильности скорости хода.

Громаднейший интерес предлагаемый прототип катера воображает для более больших копий. Масштаб 1:10 разрешит расширить копию по длине до 720 мм и по водоизмещению — до 1,45 кг (верхняя граница в соответствии с допущениями правил — 1,59 кг).

Масштабная скорость микрокорабля окажется равной 50 м : 16 с = 3,1 м/с. Наряду с этим нужно подчернуть, что большая модель и смотрится значительно эффектнее, и в изготовлении пара несложнее — не пригодится «ювелирных» навыков.

Однако здесь появятся неприятности другого рода.

Более чем втрое громадная масса и повышенная масштабная скорость предъявят значительно более важные требования к двигательной установке. В случае если базироваться на отсутствии аккумуляторная батарей, остается единственная возможность:применение круглых батарей № 373 (R20). Масса каждой не превышает 105 г (в зависимости от выполнения возможно и 95 г), но емкость свежеизготовленного источника — более чем 3,2 А*ч!

Наряду с этим эти элементы имеют низкое внутреннее сопротивление. Ток замыкания таковой батарейки доходит до значений 18 А! Это указывает, что емкость блока питания будет по большей части израсходована не на преодоление источника и внутреннего сопротивления цепи, а на работу ходового двигателя. Требуемую скорость увеличенной модели возможно взять при установке восьми батарей 373, что при массе блока около 800 г покинет достаточный резерв массы для всего остального.

Что особенно весьма интересно: правила допускают не только повышение водоизмещения в маленьких пределах, но и такое же (до 10 процентов от масштабного) понижение. А легкому судну будет несложнее выйти на расчетный режим. Но этот путь возможно советовать только для радиоуправляемых моделей при их крайнем облегчении.

Для соревнований в классе ЕК лучше использовать катера с большой осадкой. С учетом практически плоского дна копии она хватит устойчива по курсу лишь при перемещении в переходном от водоизмещающего к глиссирующему режиму. Тогда на стабильность курса окажут нужное влияние килеватые обводы носа. Мощность для для того чтобы режима нужна побольше, но эта неприятность не так уж сложна.

Достаточно установить «спарку» уже известных двигателей с дополнительными магнитами. Блок питания из элементов № 373 запланирован на работу как раз таковой замечательной силовой «автомобили».

Пара слов о достаточно распространенной среди начинающих моделистов неточности. Обращение — об применении в качестве источника питания ходового двигателя плоских батареек.

Этот вариант допустим только для тихоходных моделей! Да и на них переход на батареи с малым внутренним сопротивлением таит довольно широкие возможности по повышению полезно применяемой емкости либо облегчению блока питания.

Объединение двух двигателей в один осуществляется разными дорогами.

Несложный вариант — удлинение единого вала (это все равно нужно для данной копии) и посадка на него за главным якорем совершенно верно для того чтобы же второго. Останется, действительно, два щеточных узла и добавится необходимость в фиксации второй магнитной совокупности, но последнее не представит неприятности кроме того для новичков.

Более опытный подход потребует установки двойного модифицированного мотора, сделанного на базе ДИ-1-3, или других аналогичных микродвигателей.

С методикой проведения аналогичных работ вы имеете возможность познакомиться в статьях, размещённых в «М-К» № 5 за 1979 год и № 11 за 1980 год.

Нужно остановиться и на еще одном вероятном варианте копии для масштаба 1:10. Это радиоуправляемый катер для выступлений в классе F2A (копии судов длиной от 700 до 1000 мм).

Тут трудностей встретится побольше. Это и подавление помех от электродвигателя, и более твёрдые границы по массе — так как нужно будет искать резерв для аппаратуры (облегченный набор «Супронара» с двумя сервоусилителями и рулевыми машинками, с уменьшенным и облегченным питанием и корпусом приёмника от пальчиковых батарей имеет неспециализированную массу около 450 г).

А отыскать его возможно только за счет облегчения повышения и самого катера КПД двигателя с соответствующим подбором черт блока питания. Добавится еще и неприятность регулировки оборотов винта, хотя бы для положений «полный движение» — «средний движение» — «стоп». Но эта работа — для моделистов, уже купивших некий опыт в судомоделизме.

А до тех пор пока остается захотеть успешных стертое с предлагаемой копией в классе ЕК. Не забудьте лишь в горячке подготовки к первым в собственной жизни соревнованиям, что открытый катер без человека за рулем будет смотреться на ходу по крайней мере смешно! Израсходуйте пара часов времени, дабы «укомплектовать» копию и «капитаном».

А. ДМИТРОВ, инженер-конструктор


Случайные записи:

Soviet cars like foreign (Made in USSR)


Похожие статьи, которые вам понравятся: