Тримаран: скорость и маневр

09.06.2011 В мире моделей

Гоночная судомодель с электродвигателем. Гоночные радиоуправляемые миниатюрные скутеры с электроприводом всегда были популярными у судомоделистов — особенно среди тех, кто только начинает осваивать эти увлекательнейшие гоночные болиды. Этому в большой степени содействуют: относительная простота обводов современных глиссеров, разрешающая изготавливать корпуса из самых разных материалов и применять наиболее доступные для моделиста разработки; надежность электрической силовой установки, исключающей неприятности с запуском, свойственные двигателям внутреннего сгорания; и, наконец, не через чур дорогая — всего лишь двухканальная — аппаратура дистанционного управления.

В отечественной сегодняшней публикациинесложная и очень эффектная гоночная судомодель-тримаран. Предлагаем вниманию читателей один из самых несложных вариантов глиссера смешанной конструкции.

Центральный корпус модели представляет собой твёрдый короб с обводами типа морские сани; шпангоутыфанерные, а обшивка и стрингеры из сосновых реек. Корпус имеет съемную крышку, складывающуюся из продольных ребер с поперечинами и обшивки. Фиксация крышки на корпусес помощью винтов с круглыми рифлеными головками.

Шпангоуты разделяют корпус на три отсека: носовой (двигательный), центральный (аккумуляторный) и кормовой (управления). В носовом на усиленном шпангоуте из 5-мм фанеры закреплен двигатель Speed-600 компании Graupner, приводящий во вращение трехлопастный гребной винт диаметром 35 мм и шагом 47 мм. Изменение частоты вращения вала ходового электродвигателя производится регулятором хода аппаратуры дистанционного управления.

В центральном отсеке находится аккумуляторная батарея, складывающаяся из семи никель-кадмиевых элементов суммарной емкостью 1,2 А.ч и напряжением 8,4 В. В кормовом отсеке закреплены приемник двухканальной пропорциональной аппаратуры и рулевая машинка совокупности дистанционного управления. Последняя смещена влево от плоскости симметрии модели на 20 мм.

Тримаран: скорость и маневр

Геометрическая схема радиоуправляемой гоночной судомодели

Самый распространенный вариант гоночной автострады (цифрами продемонстрирована последовательность прохождения автострады)

Поплавки глиссера кроме этого собраны из фанерных шпангоутов, приклеенных к ним стрингеров из сосновых реек 4×4 мм и обшивки. Наряду с этим для обшивки употребляется 1-мм фанера, для шпангоутов3-мм фанера. Сборкана эпоксидной смоле.

Стыковка поплавков с корпусом осуществляется посредством двухбалочного мостика, складывающегося из пары буковых брусочков. По окончании сборки пространство между поплавками и центральным корпусом заполняется липой либо, что лучше, бальзой.

Готовые поплавки и корпус посредством эпоксидной смолы оклеиваются слоем узкой стеклоткани. Далеевышкуривание поверхностей и окраска автоэмалями.

Двигатель соединяется с гребным валом посредством шарнирной муфты, складывающейся из двух дюралюминиевых полумуфт и шарнирно закрепленного в них двумя металлическими штифтами эластичного резинового сухаря. Дейдвуд представляет собой дюралюминиевую трубку с внешним диаметром 10 мм, в торцы которой засунуты фторопластовые (возможно и текстолитовые) втулки. При монтаже этого узла в корпус модели дейдвуд заполняется консистентной смазкой.

Гребной винт выполнен из латунилопасти винта закрепляются в точеной втулке посредством пайки, на гребном валу винт закреплен цилиндрическим штифтом.

Компоновка судомодели:

1 — носовая бобышка (липа); 2палуба (фанера s1); 3крышка кокпита (фанера s2); 4,26балки мостика (бук); 5шарнирная муфта; 6оболочка фонаря (выклейка из стеклоткани и эпоксидного связующего; 7 никель-кадмиевые аккумуляторная батареи; 8 шпангоут № 2 (фанера s3); 9приемник аппаратуры дистанционного управления; 10рулевая машинка; 11 — крепление рулевого кронштейна (болт М4 с шайбой и гайкой); 12 рулевая тяга (проволока ОВС d2); 13рулевой кронштейн; 14оттяжка (резиновая нить); 15баллер; 16 рулевое перо (фанера s4); 17 гребной винт d35, h = 47); 18дейдвуд; 19транец (фанера s5); 20дейдвудный вал; 21обшивка дна (фанера s1); 22стрингер (сосна, рейка 4×4); 23 шпангоут № 1 (фанера s5); 24 ходовой электродвигатель (Speed-600 компании Graupner); 25боковой поплавок; 27днище отсека управления (фанера s4); 28днище аккумуляторного отсека (фанера s4)

Устройство привода гребного винта:

1стопоры (винты М3); 2оси шарнира (цилиндрические штифты d2); 3,11полумуфты (дюралюминий); 4дейдвудный вал (сталь, d5); 5 втулки дейдвуда (фторопласт либо текстолит); 6 гребной винт (d35, h=47); 7крепление винта (цилиндрический штифт d2); 8шайба; 9дейдвуд (дюралюминий, труба d10x1); 10крестовина шарнира (резина); 12вал электродвигателя

Рулевое устройство глиссера:

1рулевой кронштейн (дюралюминий, лист s2,5); 2оттяжка (резиновая нить сечением 2×2); 3рулевое перо (фанера s4); 4 ось рулевого пера (винт М4 с гайкой); 5баллер (дюралюминий, лист s2,5): 6ось поворота баллера (болт М4 с гайкой); 7рулевая тяга (сталь, проволока ОВС d2)

Рулевое устройство является кронштейном , согнутый из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм. Из того же материала сделан и баллерна кронштейне он навешивается посредством гайки и болтика с резьбой М4. Для предупреждения отворачивания гайка контрится нитрокраской. Рулевое перо выпилено из 4-мм фанеры и имеет симметричный крыльевой профиль.

В баллере оно закрепляется шарнирно посредством болтика М4, гайки и двух фторопластовых втулок. В вертикальном положении рулевое перо удерживается резиновой нитью.

Регулировка глиссера сводится к загрузке корпуса балластом для подбора оптимального положения центра тяжести. Верно сбалансированная модель легко выходит на глиссирование, красиво и четко обрисовывает циркуляции.

И.ТЕРЕХОВ


Случайные записи:

Hydroptere — world sailing record — 51 knots


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Технология старая -скорости новые

    Выклеивание корпуса по болванке либо в обратной матрице стало сейчас общепринятой разработкой изготовления скоростных радиоуправляемых судомоделей….

  • Большие скорости маленького корабля

    Предлагаемая модель торпедного катера была выстроена обучающимися 5—6-х классов в судомодельном кружке Московского клуба юных моряков, полярников и…

  • Радиоуправляемый «сейнер»

    Эта радиоуправляемая модель фигурного курса представляет собой полукопию малого рыбацкого сейнера (MPC) «Мурена» водоизмещением около 20 т, длиной 13 м и…

  • И зимой высокие скорости

    Прошло 10 лет с того момента, в то время, когда на ледовых кордодромах государства начали систематично разыгрываться первенства Альянса и РСФСР. В…