Пилотажка: маневренность плюс устойчивость

10.11.2014 В мире моделей

Внимание многих моделистов привлек фоторепортаж («М-К», № 10, 1979 год) о интернациональных соревнованиях команд государств социалистического содружества по авиамодельному спорту. Редакция взяла много писем прося дать более подробную данные о модели победителя этих соревнований мастера спорта интернационального класса Анатолия Колесникова из Фрунзе. Делаем эти пожелания. Л. Колесников говорит о собственной кордовой пилотажной.

При проектировании кордовой пилотажной модели самолета приходится решать целый комплекс задач в отыскивании разумного компромисса между такими параметрами, как управляемость и устойчивость. Дело в том, что главное требование к пилотажке — высокая маневренность при исполнении фигур при громадном запасе устойчивости в горизонтальном полете.

В большинстве случаев, «состыковать» эти противоречивые требования удается только при учете личных качеств спортсмена, присущей ему техники пилотирования.

Несложный пример. Если вы обучились пилотированию моделей, имеющих большее передаточное отношение от ручки управления к рулю высоты, то нет никакого смысла переходить к менее чувствительному управлению, заимствуя успешную, но «чужую» аэродинамическую схему.

Для модели общепринятой схемы (с рулём и закрылками высоты) критерием чувствительности управления можно считать отношение соответствующего ручки руля и отклонений управления. К примеру, в случае если перемещение ручки на определенный угол приводит к повороту рулевой поверхности на удвоенный угол, то говорят, что чувствительность управления равна двум. У соеременных моделей эти размеры находятся в пределах от 1 до 2,5.

Оптимальная чувствительность управления закрылками образовывает 88 процентов от того же параметра управления рулем высоты.

Вопросы аэродинамической компоновки. У каждого спортсмена, в большинстве случаев, складывается целая совокупность знаний о влиянии геометрических параметров модели на ее летные качества.

При разработке очередной модели учитывается чувствительность управления прошлой и, исходя из этого, выбираются мощность, вес модели, удельная нагрузка, подбирается площадь крыла и горизонтального оперения. Затем возможно приступать конкретно к компоновке.

Рис. 1. Кордовая пилотажная модель А. Колесникова.

Компоновка фюзеляжа.

При исполнении комплекса фигур пилотажа фюзеляж модели постоянно находится в поле зрения судей. Это заставляет шепетильно подбирать его обводы, придавая модели не через чур стремительные формы. Принципиально важно кроме этого, дабы кабина, размеры колёс и кок винта шасси были соизмеримы с габаритами макета пилота.

Компоновка крыла и горизонтального оперения.

устойчивость и Манёвренность полета а главном зависят от верного подбора параметров крыла — его удлинения, сужения, стреловидности, относительной толщины профиля, и от размещения стабилизатора довольно аэродинамического фокуса крыла.

Как продемонстрировала практика, имеется пара дорог ответа оптимального подбора этих параметров.

Так, к примеру, для повышения маневренности выбирается крыло с маленькой стреловидностью, значительно уменьшается вынос горизонтального оперения и двигателя (другими словами значительно уменьшается разнос весов), употребляются крылья громадного удлинения.

Громадная маневренность обеспечивается кроме этого смещением центра тяжести назад с одновременным повышением площади стабилизатора. Такая аэродинамическая компоновка свойственна моделям американских спортсменов.

Пилотажка: маневренность плюс устойчивость

Рис. 2. Кинематическая схема совокупности управления

Потому, что устойчивость есть величиной, обратной управляемости, повышению первой содействуют меры, противоположные вышеперечисленным и направленным на повышение маневренности. Оптимальное же управляемости и соотношение устойчивости подбирается спортсменом на протяжении испытательных полётов и проектирования модели.

Выбор удельной нагрузки.

Нагрузка, отнесенная к полной площади крыла и горизонтального оперения, в большинстве случаев колеблется в пределах 27—32 г/дм2. В случае если модель эксплуатируется с кордой длиной 17—18 м, то нагрузка не должна быть больше 28—29 г/дм2, а при длине корды 20—21,5 м — 30—32 г/дм2.

Аэродинамическая и статическая балансировка.

От них в значительной мере зависит уровень качества полета модели. Для балансировки на модели предусматриваются крепежные точки для грузов, располагающиеся на консолях крыльев и в хвостовой части фюзеляжа. Конструктивно они представляют собой втулки с внутренней резьбой М4 либо М5.

С той же целью на внутренней консоли предусматривается узел, разрешающий смещать отверстия вывода корд из крыла.

Конструкция модели. Из всех ранее выстроенных мною модель, чертежи которой на данный момент перед вами, думается мне самая удачной.

Характерная ее особенность — размещение оси двигателя, хорд крыла и горизонтального оперения на строительной горизонтали фюзеляжа. Это снабжает однообразные углы скоса потока, попадающего на стабилизатор как при обычном, так и при обратном пилотаже.

Крыло — однолонжеронное. Лонжерон имеет переменное сечение: 3 X 7 мм У корня и 2,5 X 4 мм на финише.

Нужную прочность крылу снабжают стены, вклеенные между попками лонжерона. Нервюры вырезаны из бальзовых пластин толщиной 2,5 мм, облегчены и усилены по периметру полкой. Передняя кромка крыла обтянута шпоном толщиной 2 мм — это разрешает строго выдерживать профиль и между нервюрами.

На протяжении задней кромки, по всему размаху крыла находятся дифференциально отклоняющиеся на закрылки +30° и +34° углы. Они вырезаны из бальзовых пластин и окантованы сосновой рейкой толщиной 2 мм.

Стабилизатор, киль и рули высоты кроме этого сделаны из бальзы плотностью 0,09 г/см3. Площадь рулей высоты образовывает 65 процентов от площади горизонтального оперения.

Предельные углы отклонения рулей +45°.

Модель имеет двухколесное шасси с хвостовым колесом. Для удобства транспортировки главные стойки шасси сделаны легкосьемными.

При отделке модели употреблялись синтетические и полиуретановые краски.

Силовая установка — самодельный двигатель с трехканальной продувкой. Рабочий количество — 7,5 см3. Топливная совокупность двигателя имеет автомат остановки, срабатывающий от рывка ручкой управления силой 15—17 кгс.

Надеюсь, что моя разработка окажется нужной для моделистов, занимающихся пилотажками, и окажет помощь им при проектировании моделей собственной конструкции.


Случайные записи:

Hummer H2 — может!!! (Hummer H2 — can !!!)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Пилотажка восьмидесятых

    Аппараты ведущих пилотажников, в неспециализированном-то весьма сходные по конструкции и схеме, сильно отличаются по изюминкам управления. Обстоятельство…

  • Тренировочная пилотажка

    Кордовая авиамодель. Анализ редакционной читательской почты говорит о том, что сейчас отмечается увеличение интереса к моделизму. Нам пишут и звонят…

  • «Сириус» — пилотажка класса f2b

    Верховный пилотаж на кордовых моделях одинаково оптимален и как спорт, и как увлекательное хобби. Неудивительно, что интерес к этому виду авиамоделизма…

  • Кордовая пилотажка

    В авиамодельной группе Московского юношества творчества и Дворца детей кружковцы с увлечением строят кордовые пилотажные авиамодели класса F2В. Участвуя…