Убрать шасси!

12.11.2014 В мире моделей

Спросите любого мальчишку, строящего первую схематическую модель, о чем он грезит Наверняка он ответит — о копии. Да это и ясно. Так как не напрасно считается, что модель-копия есть одним из самых увлекательных и сложных классов авиационного моделизма. Строя копии, авиамоделисты знакомятся с техническими достижениями авиации, овладевают идеальными приемами пользования инструментом.

В редакцию приходит большое количество писем прося поведать о самоё простом и дешёвом варианте выпуска и уборки шасси на моделях-копиях. Мы предлагаем схему, созданную в авиамодельном кружке КЮТа завода тяжелого станкостроения города Коломны. Она выполнена на модели-копии самолета Ан-24. Ее конструктор Юрий Шабалин стал чемпионом Столичной области и серебряным призером Общероссийских соревнований школьников 1974 года.

К механизму выпуска и уборки шасси на модели-копии предъявляются следующие требования: конструкция должна быть несложна и надежна в эксплуатации, она обязана содержать в себе как возможно меньше подробностей, быть легкой по весу, разрешать скоро заменить подробности, вышедшие из строя, на протяжении эксплуатации, и проверить их на протяжении профилактических осмотров. С учетом этих требований мы и строили модель.

Работа выпуска и механизма уборки шасси осуществляется следующим образом: микроэлектродвигатепь ДП-10 через редуктор передает вращение на барабан. Трос прикреплен одним финишем к нижней части верхнего подкоса, в вторым финишем — к барабану. Наматываясь на барабан, он тянет за собой нижнюю часть верхнего подкоса, что соединен шарнирно с нижним и исходя из этого увлекает за собой главную стойку.

Главное шасси в убранном положении удерживается натянутым тросом. Промежуточный качающийся блок направляет трос и сокращает трение при перемещении. Верхний подкос, обрисовывая дугу, изменяет тем самым угол троса уборки в промежутке от точки крепления его в верхнем подкосе до подвижного блока.

А так как промежуточным блок находится в подшипниках, он перемещается за тросом, удерживая его в канавке и направляя в соединительную трубку, ведущую к рабочему барабану.

Убрать шасси!

Рис.

1. Главная стойка:

1 — колесо; 2 — стойка шасси; 3 — нижнее ушко; 4 — нижний подкос; 5 — верхний подкос; 6 — стопорная пружина; 7 — ось стопорной пружины; 8 — кронштейн навески заднего подкоса; 9 — кронштейн навески стойки; 10 — болты крепления кронштейна; 11 — ось поворота стойки; 12— шплинт; 13 — шайба; 14 — ролик блока; 15— подшипник скольжения; 16 — корпус блока; 17 — трос уборки стоики, 18 — блок.

Рис. 2. Передняя стойка:

1 — колесо; 2 — стоика; 3 — кронштейн навески стойки; 4 — стопорная защелка; 5 — промежуточный блок; 6 — тросик уборки 7. — ось подвески стойки; 8 шплинт; 9 — возвратная пружина; 10 — стопорная пружина защелки; 11 —ось навески стопорной пружины.

Выпуск главных стоек шасси (рис. 1) осуществляется в обратном направлении. Ослабляя натяжение троса, стейка посредством возвратной пружины выходит из мотогондолы и ставится на упор.

Уборка передней стейки (рис. 2) шасси происходит следующим образом.

Трос одним финишем жестко закрепляется ка барабане главной стойки. Натягиваясь барабаном редуктора, он выводит из паза (упора стойки) стопорную защелку и через промежуточный блок убирает стойку.

Выпуск передней стойки происходит в обратном направлении. Под действием возвратной пружины она выходит, ослабляя натяжение троса. Пружина вводит защелку барабана в его прорезь.

Все подробности стоек шасси, не считая пружин и осей, выполнены из дюралюминия Д-16Т.

При регулировке и сборке стоек шасси необходимо добиться свободного движения и соосности всех шарнирных соединений.

Оси главных подробностей стоек шасси возможно скоро разобрать и устранить неполадки.

Рис. 3. Главный узел выпуска и механизма уборки шасси.

Рис.

4. Схема управления.

Механизм управления (рис. 3) расположен на центроплане в месте соединения крыла с фюзеляжем.

Его лучше сделать съемным, дабы возможно было создавать доработку либо ремонт.

Управление механизмом электрическое, оно осуществляется тумблером. Питание электромеханизма подается от двух батареек 3336Л, соединенных последовательно. Они находятся около пилота в центре круга.

Передача тока идет по кабелю, выполненному из двух проводов ПЭЛШО-0,25 и подвешенному к кордам.

Электросхема управления выпуском и механизмом уборки шасси модели-копии самолета Ан-24 дана на рисунке 4.

В.

КЛИМЧЕНКО, Ю. ШАБАЛИН


Случайные записи:

[Prepar3D] A320 Можно ли забыть убрать шасси?


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Убирающееся шасси гоночной

    Около 190 км/ч! Такова техническая средняя скорость современной гоночной модели с замечательным двигателем. Притом большая эксплуатационная скорость…

  • Крылатый тренер

    В редакцию издания приходит все больше писем от авиамоделистов, делающих первые шаги в классе радиоуправляемых. И, в большинстве случаев, просьба одна —…

  • По схеме «парасоль»

    Не обращая внимания на популярность радиоуправляемых авиамоделей-среднепланов, внимание конструкторов-авиамоделистов часто обращается и к устаревшей…

  • Для крутых виражей

    На соревнованиях, прошедших в Праге в первой половине 80-ых годов XX века, общее бросились в глаза две необыкновенные автомодели. Не обращая внимания на…