-
По акватории — в ритме вальса
17.07.2014 В мире моделей
-
Катамаран-ветроход с комбинированным движителем. Не обращая внимания на фактически полное оснащение судов тепловыми двигателями, кораблестроителей не оставляет надежда создать в полной мере работоспособное судно, приводимое в перемещение энергией ветра. Лишь за последние десятилетия показались парусники с автоматизированной постановкой, уборкой и управлением парусов, ветроходы с роторными движителями, парусники с твёрдыми парусами-крыльями и со змейковыми парусами…
Большая часть участия в создании аналогичных конструкций традиционно в собственности моделистам, создающим новые необыкновенные ветроходы. В отечественном сегодняшнем выпуске издания — описание ветрохода уникальной конструкции с комбинированным движителем.
Главным преимуществом комбинированного привода есть меньшая его зависимость от направления ветра относительно курса.
Действительно, это совсем не свидетельствует, что ветроход сможет идти курсом левентик, в то время, когда ветер дует совершенно верно ему в шнобель. В этом случае ветроходу, совершенно верно равно как и любому паруснику, нужно будет идти в лавировку — зигзагами, подставляя ветру то правый, то левый борт. Но на всех остальных направлениях ветроход ведет себя в полной мере прилично, развивая скорость, сопоставимую со скоростью классических парусников.
Движитель предлагаемого ветрохода является комбинациейвингротора и кинематически связанного с ним гребного винта. Ветер раскручивает ротор, от которого вращение передается гребному винту — и суденышко приходит в перемещение.
Конструктивно ветроход является катамараномс корпусами из фанеры; на мостике, объединяющем корпуса, в двух шариковых подшипниках вертикально установлен вингротор, что посредством эластичного вала (троса в боуденовской оболочке) связан с гребным винтом. Последний запланирован на относительно маленькую частоту вращения вингротора, а потому имеет увеличенный диаметр и узкие узкие лопасти.
Катамаран-ветроход с комбинированным движителем:
1 — корпус катамарана; 2 — центральный мостик; 3 — фланец подшипникового узла; 4 — подшипниковый узел ротора; 5 — задний мостик; 6 — кронштейн дейдвуда; 7 — гребной винт; 8 — рулевое перо: 9 — дейдвуд; 10 — вингротор
Чисто геометрически вингротор представляет собой два полуцилиндра, обращенных друг к другу вогнутыми сторонами и смещенных относительно друг друга на величину радиуса.
Вращение его является следствием двух аэродинамических сил — разности давлений на вогнутую и выпуклую реактивной силы и лопасти, приобретаемой при протекании воздуха по каналу между двумя полуцилиндрами.
Оболочка вингротора вырезана из узкого и достаточно твёрдого пластика — астролона. Подойдет и узкий картон — прессшпан а также ватман, но их для улучшения водостойкости и увеличения жёсткости нужно пропитать лаком — лучше паркетным.
Оболочка фиксируется клеем на четырех фигурных шпангоутах, вырезанных из липовых пластин толщиной 4 мм, и все это сооружение улучшается сосновыми рейками, имеющими каплеобразное сечение. Вингротор таковой конструкции получается достаточно твёрдым чтобы выдерживать ветровые и центробежные нагрузки при его вращении.
Вингротор закрепляется на фланце подшипникового узла.
Последний складывается из подшипникового корпуса, выточенного из дюралюминия, пары подшипников с внешним диаметром около 20 мм и крышки. В свободном финише вала подшипникового узла просверлено отверстие по диаметру троса эластичного вала; фиксация троса в отверстии производится пайкой.
Гребной винт ветрохода — четырехлопастный, с узкими лопастями, диаметр его образовывает 168 мм.
Сделан винт из листового дюралюминия толщиной 3 мм; профиль лопасти — выпукло-вогнутый, со скругленной передней и заостренной задней частью. Угол установки лопастей (ход винта) нужно будет подобрать самостоятельно, неспешно увеличивая его в ходе ходовых опробований.
Гребной винт закреплен на дейдвуд-ном валу между коком и гайкой с резьбовым отверстием.
Сам же вал находится в дейдвуде; в передней его части просверлено отверстие под эластичный вал, где трос закрепляется посредством пайки.
Корпуса катамарана — фанерные. транец и Шпангоуты вырезаны из 5-мм фанеры, внешние борта, палубы и днище — из фанеры толщиной 3 мм. кили и Внутренние борта выпилены зацело из 5-мм фанеры.
Собирать корпуса эргономичнее всего в несложном стапеле — ровном древесном бруске с прорезями, в которых возможно посредством маленьких клиньев закрепить шпангоуты. По окончании установки шпангоутов к каркасу подгоняются картонные шаблоны борта, палубы и днища — по окончании определения их правильной конфигурации по ним вырезаются фанерные заготовки, каковые посредством эпоксидного клея фиксируются на шпангоутах.
Мостик, объединяющий корпуса и являющийся основанием подшипникового узла вингротора, выклеивается с применением эпоксидной смолы из нескольких слоев фанеры суммарной толщиной около 10 мм и пары древесных брусков. С корпусами мостик соединяется посредством четырех болтиков с резьбой М5; в корпуса для этого вклеиваются березовые рейки с заделанными в них гайками.
В задней части катамарана находится еще один мостик из сосновой рейки сечением 50×15 мм — на ней закрепляется дюралюминиевый кронштейн дейдвуда.
Запускать ветроход оптимальнеев ветреную погоду, в то время, когда ротор легко раскручивается под действием потока воздуха. Быстрее всего ветроход движется в галфвинд — в то время, когда направление ветра перпендикулярно курсу суденышка.
Но ветроход может идти и в бейдевинд — в то время, когда ветер дует сбоку-спереди — под углом 30 — 45 градусов к направлению перемещения.
И. ТЕРЕХОВ
Случайные записи:
В ритме вальса
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Над акваторией — летающая лодка
В литературе по авиамоделизму не столь уж большое количество внимания уделяется радиоуправляемым моделям гидросамолетов, не смотря на то, что, как…
-
В далеком прошлом миновало время, в то время, когда строительство радиоуправляемых было прерогативой лишь умелых, классных моделистов. Сейчас кроме того…
-
Гоночная судомодель с электродвигателем. Гоночные радиоуправляемые миниатюрные скутеры с электроприводом всегда были популярными у судомоделистов -…
-
Многие авиамоделисты оснащают модели прекрасно зарекомендовавшим себя микродвигателем «Ритм». Но те, кто применяет его на моделях-копиях либо на…
-