Под парусами нового класса

23.10.2015 В мире моделей

Супермодернизация модельного яхтостроения, позванная гонкой за спортивными результатами, вынудила интернациональную судомодельную ассоциацию НАВИГА ввести новый класс, доступный для массового моделиста. Это Ф5-Е («экономичный»), что благодаря последовательности требований и ограничений к модели оставляет шансы на успех в соревнованиях не только для техники, созданной из «космических» материалов и с привлечением недоступных для большинства разработок.

Такие материалы, как кевлар и углепластик, само собой разумеется, разрешили сделать очередной ход в совершенствовании спортивной техники, но одновременно и увеличили разрыв между спортивной элитой и массой «моделистов». Как следствие, появилась гроза понижения интереса к яхтостроению. Реакцией и стало введение нового класса, в котором при длине корпуса 1 м яхту нельзя делать легче 1,7 кг, причем это без балласта и киля.

У яхт Ф5-Е запрещены поворотные мачты, управляемые кили и другие особые способы управления; разрешен «доступ» лишь к парусам и рулю.

Дабы дать более полное представление о технике нового перспективного класса, мы сейчас публикуем чертежи модели, созданной спортсменами из Чехо-Словакии.

Радиоуправляемая модель яхты была спроектирована три года назад, сразу же по окончании первых информаций о требованиях и правилах к технике класса Ф5-Е.

на данный момент создано уже около десятка однотипных конструкций, среди них и с монококовыми корпусами. На чертежах приведен вариант, учитывающий все постепенные доработки.

Под парусами нового класса
Рис. 1. Радиоуправляемая модель класса Ф5-Е (положение центра: а — водоизмещения, б — парусности, в — площади ватерлинии, г — бокового сопротивления).

Корпус. Сразу же напомним, что при закладке серии более чем из двух моделей появляется прямой суть в изготовлении форм для выклейки оболочек из стеклопластика. Но не меньше успешным получается и корпус из облегченных шпангоутов из обшивки и миллиметровой фанеры, образованной бальзовыми рейками толщиной 2 мм. По окончании шлифовки он обтягивается стеклотканью относительной плотности 30 г/м2.

Рис. 2. Проекция «Корпус».

Продемонстрировано положение центра водоизмещения при крене 20°.

Руль с прорезью под баллер выпилен из фанеры толщиной 2 мм. По окончании обработки кромок и заклейки проволоки он кроме этого оклеен стеклотканью.

Киль вырезается из листового дюралюминия, или употребляется облегченный сборный, какой продемонстрирован на картинках. В гипсовой форме прямо на нижнюю часть киля «наливается» балласт из расплавленного олова. Кстати, в классе Ф5-Е использование для балласта металлов, по удельному весу превышающих свинец (к примеру, вольфрам), не разрещаеться.

Люк для доступа к элементам радиоаппаратуры имеет габариты 120X140 мм и размещается между шпангоутами 4 и 5. Герметизироваться он может или задвижной крышкой, или несложной заклейкой липкой пленкой.

Корпус, руль и киль зашпаклевываются смесью эпоксидной смолы с пудрой либо детской присыпкой с маленьким добавлением спирта. По окончании шлифовки подробности покрываются нитроэмалями.

Такелаж.

Мачта изготовлена из дюралюминиевой трубы O 14X1 мм, гик из трубы O 8X1 мм. Вероятна замена деревом при отсутствии нужных труб. Диаметр заготовки мачты при таких условиях около 20 мм. Мачта имеет возможность регулировки в пределах 80 мм по положению шпора. Ванты сделаны из нейлоновой лески для бадминтоновыхракеток; их натяжка фиксируется посредством пластинок с рядом отверстий.

Парусное оружие.

самый доступным материалом для парусов есть узкая ткань типа «болонья». При ее раскраивании нужно учитывать, что нити базы должны совпадать по направлению с задними шкаторинами. Усиления углов образованы такой же тканью, а верхние углы — двусторонними накладками из узкой фанеры.

Модель оборудуется двухканальной аппаратурой радиоуправления с единой лебедкой. Но и при неуправляемых парусах яхта легко проходит расстояние.

В таком варианте обязана четко трудиться совокупность управления рулем, а паруса ставятся в полуоткрытом положении.

Рис. 3. Конструкция модели:

1—6 — места установки элементов поперечного комплекта, образованного бимсами (фанера 2 мм) и стойками (сосна 5Х10 мм), 7 — накладки (фанера 2 мм), 8 — руль (фанера 2 мм, металлическая проволока O 2,5 мм), 9 — киль, 10, 11 — элементы крепления оснастки на рангоуте (капрон), 12 — хомут (дюралюминий толщиной 1,5 мм), 13 — поворотный узел (дюралюминий), 14 — кронштейн (дюралюминий, монтировать ось O 3 мм из проволоки OBC), 15 — соединительное звено (дюралюминий).
Указаны лишь главные размеры.

Малыми цифрами продемонстрированы сечения, соответствующие проекции «Корпус».

Рис. 4. Схема управления дискретной парусной лебедкой:
1 — лебедка, 2 — рулевая машинка, 3 — катушка для регулировки длины троса между ограничителями, 4 — тумблер полярности питания лебедки, 5 — концевые выключатели, 6 — ограничители, 7 — рычаг (проволока O 1 мм), 8 — бобышка руля, 9 — трубка выхода троса из-под палубы.

По данным издания «Моделарж» (ЧСФР)


Случайные записи:

Интервью с новым чемпионом мира в классе Sb20!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Дельфиненок» класса фср

    Возможно ли завлекать новичков-судомоделистов, прошедших азы обучения спортивному мастерству, к постройке чемпионатных моделей класса ФСР? Одни…

  • Микрояхты класса п

    Сейчас мы знакомим судомоделистов-школьников с двумя вариантами микрояхт класса П. Изящество внешних обводов, изготовления и простота конструкции — вот…

  • Новый класс:сухопутные ветроходы

    Сознавая, что в современном массовом автомоделизме в силу весьма и не весьма объективных обстоятельств создалось критическое положение, предлагаем…

  • Класс фср, вариант «гидро»

    В отечественном издании № 10 за 1985 год в первый раз было поведано об аппаратах нового класса ФСР-Н и о правилах соревнований. Если судить по…