-
Ракетоплан из бийска
05.08.2014 В мире моделей
-
Ракетопланы таковой схемы, взявшей у спортсменов наименование «столичной», строят сейчас везде, что говорит о ее высоких надёжности и аэродинамических качествах. Но любой ракетомоделист старается привнести в конструкцию и что-то собственный, приобретая подчас наряду с этим интересные результаты. Как раз так разрабатывал собственную модель спортсмен из алтайского города Бийска Александр Пузиков.
Забрав за базу «столичную» схему, он увеличил размах крыла ракетоплана и длину его фюзеляжа. И, как продемонстрировали старты на Чемпионате России 1996 года по моделям ракет, новшество в полной мере оправдало себя.
Напомню кратко о технологии изготовления для того чтобы ракетоплана.Действительно, она достаточно прекрасно известна маститым спортсменам, но юным «ракетчикам» рассказ об этом не повредит.
Фюзеляж модели — конусная балка, выклеенная из композитных материалов на оправке, являющейся усеченный конус длиной 527 мм с диаметрами 5 и 8 мм. Сперва на оправку наматывают слой углеткани толщиной 0,07 мм по смоле К-153, а после этого — два слоя стеклоткани толщиной 0,025 мм по смоле ЭД-20.
По окончании отверждения связующего готовую балку вышкуривают (оптимальнееделать это на токарном станке) и торцуют в соответствии с заданными в чертеже размерами.
Вовнутрь балки, на расстоянии 171 мм от ее переднего (более толстого) финиша, вклеивают бальзовую бобышку и устанавливают в этом месте узел поворота и крепления крыла, складывающийся из дюралюминиевых винта и стаканчика МЗ с головкой диаметром 6 мм.
К передней части балки (снизу) приклеивают пилон — профилированную бальзовую пластину сечением 5,5×13 мм и длиной 47 мм. В передней части пилона сверлят отверстие диаметром 3 мм — оно предназначено для крепления нити автомата принудительной посадки. Левую (боковую) сторону пилона, где находится фитиль автомата, оклеивают фольгой, дающей предупреждение прогорание бальзы.
Контейнер модельного ракетного двигателя (МРД) представляет собой стеклопластиковую трубку с внутренним диаметром 11 мм и длиной 57 мм. В передней его части вклеена дюралюминиевая тонкостенная втулка с восемью радиальными отверстиями для выхода газов при срабатывании вышибного заряда, и головной обтекатель из липы.
Ракетоплан чемпиона России 1996 года А.Пузикова:
1 головной обтекатель контейнера МРД, 2 — соединительная втулка, 3 — контейнер МРД, 4 — пилон контейнера, 5, 14, 19 — крючки резиновых нитей, 6 — обтекатель фюзеляжа, 7 — резиновая нить детермализатора, 8 — груз детермализатора, 9 — резиновая нить для возврата крыла в планирующее положение, 10 — нить детермализатора, 11 — фюзеляж, 12 — пилон, 13 — упор крыла (планирующее положение), 15 — центроплан крыла, 16 — целлулоидная накладка, 17 — винт МЗ, 18 — консоль крыла, 20 — резиновая нить раскрытия консоли, 21 — фитиль, 22 — киль, 23 — стабилизатор, 24 — крючок крепления нити детермализатора.Крыло ракетоплана — цельнобальзовое, складывающееся из консолей и центроплана. Угол V консолей равен 16°. Профиль крыла — выпукло-вогнутый с громаднейшей толщиной 3,5 мм. Центроплан (его габариты — 388×75 мм) выклеен из четырех бальзовых пластин разной твердости: задней кромок и передней шириной соответственно 5 и 6 мм (из более жёсткой бальзы) и двух центральных, менее жёстких, пластин. Приблизительно так же изготавливаются и консоли («уши») крыла.
Консоли к центроплану подвешивают посредством нейлоновой ткани, наклеенной снизу стыка. Сверху же, на расстоянии 25 мм от линии стыковки на консолях и центроплане устанавливают крючки для резиновых нитей, предназначенных для раскрытия консолей.
По оси центроплана, на расстоянии 34 мм от его передней кромки, предусмотрено усиленное целлулоидной накладкой отверстие диаметром 3 мм под винт крепления крыла к фюзеляжу.
Снизу к центроплану приклеен пилон — бальзовая пластина переменной толщины шириной 9 мм и длиной 75 мм. Отличие в ее толщине спереди и позади образовывает около 2,5 мм — это снабжает оптимальный установочный угол крыла. На боковой поверхности пилона (слева) закреплен упор из дюралюминия толщиной 1 мм.
киль и Стабилизатор ракетоплана — из бальзовых пластин толщиной 1,5 мм. На фюзеляже их крепят смолой К-153, предварительно покрыв нитролаком.
Стартовая масса модели образовывает около 30 г.
Автомат принудительной посадки действует по принципу трансформации центра тяжести модели. направляться подчернуть, что подобные автоматы были очень популярны у зарубежных ракетомоделистов еще недавно, но потом интерес к ним по непонятной обстоятельству уменьшился. Однако на ракетоплане Пузикова это устройство действует полностью надежно.
Конструкция для того чтобы автомата достаточно несложна.
В хвостовую часть фюзеляжной балки вклеивают крючок, к которому привязывают нить детермализатора. На втором финише нити закрепляют грузик и резиновую нить — кусочек свинца массой 3 г.
Модель к запуску готовят следующим образом.
Консоли крыла отгибают вниз так, дабы они легли на нижнюю поверхность центроплана. Потом все крыло приводят в стартовое положение, поворачивая его на 90° против часовой стрелки и фиксируя его нитью, проходящей через отверстия в соединительной втулке и через крючок (в правой части центроплана). Ограничителем поворота крыла помогает вклеенный в пилон дюралюминиевый упор.
К свободному финишу нити детермализатора крепят фитиль, поджигают и, пропустив его через отверстие в пилоне, завязывают нить.
Старт модели производится с пусковой установки «Пистон» По окончании того как отработает МРД, вышибной заряд пережигает фиксирующую нить, крыло разворачивается и модель начинает планировать.
По окончании нужного полетного времени сейчас уже фитиль пережигает передний финиш нити детермализатора, и подвешенный на нити грузик отклоняется вниз, нарушая наряду с этим центровку модели — она делается запредельно задней, при которой планер переходит на режим кабрирования либо парашютирования. Последнее для ракетомодели предпочтительнее, и добиться этого возможно подбором массы грузика.
В.РОЖКОВ, мастер спорта
Случайные записи:
Гопники из Бийска
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Предлагаемая модель выполнена по схеме «утка». Стабилизатор, расположенный перед крылом, содействует устойчивости режима планирования. А отклонение его в…
-
Он до сих пор остается пилотом. По причине того, что не мыслит себя без неба. Действительно, сейчас летчик Меньшиков не уходит ввысь за штурвалом…
-
В одном из номеров «М-К» в репортаже с чемпионата России по моделям ракет я отметил ракетоплан категории S4 Николая Цыганкова из команды Мурманской…
-
Предлагаемая модель выполнена по известной, так называемой «столичной» схеме. Ее главный показатель — складывающееся поворотное крыло. Выполнено оно из…
-